Картина Честнякова Щедрое яблоко

Вадим Константинов 2
                Здесь все-
                Старики и старухи,
                В обличьи детей!..

                И в лицах
                Нет муки и скуки...

                И прочих страстей!..

                Лишь Трепетность,
                Что расплескалась...

                И лишь Благодать!..

                Которые,
                Кистью, казалось,
                Нельзя передать!?.
                04.1992.


Ефим Васильевич Честняков был одним из тех художников, которых чрезвычайно любили и ценили современники, однако настоящая слава к нему пришла уже после его смерти. Это был чрезвычайно разносторонне одаренный человек, но в историю он вошел в основном благодаря своим прекрасным картинам на сказочные сюжеты и прадничные сцены из крестьянской жизни.

Ефим родился в 1874 году в крестьянской семье Самойловых, и среди своих сестер, он был единственным сыном-кормильцем, и именно на него возлагались все надежды на будущее содержание всей семьи. Таких сыновей как раз и называли честняками, именно поэтому Ефим взял себе эту фамилию.

Несмотря на то, что Ефим увлекался рисованием с самого детства, основной его деятельностью было преподавание. Он окончил семинарию в Ярославской губернии, устроился учителем в одном из сел, позже переехал в Кострому и там преподавал в начальном училище при приюте для малолетних преступников.

Попав на работу учителем в Вичугский край, Ефим внезапно очутился в совершенно новой для него обстановке - его окружало огромное количество выдающихся личностей, творческих людей, интеллигенции, да и просто прогрессивно настроенных граждан. Здесь читали новые книги, обсуждали различные художественные события, и когда кто-то из местных увидел картины Честнякова, ему моментально стали помогать развивать свой талант. Кто-то даже отправил его работы Репину, и тот очень хорошо о них отозвался, призвав всячески помогать молодому таланту.

И Честнякову действительно помогли - собрали денег, и, уволившись из учителей, он отправился в профессиональное художественное училище в Петербурге, где проучился семь лет. С началом революции в 1905 году Честняков бросает учебу и возвращается к себе в село Шаблово. Именно здесь он создает свои лучшие картины - одновременно с изнурительной работой на поле. Для художника было морально нелегко адаптироваться к простой сельской жизни после жизни в Петербурге. "И как чужой в родной среде," - писал он об этом периоде. Возможно, именно поэтому в картинах Честнякова нет обыденных крестьянских будней, в его работах всегда какой-то праздник, происходит что-то такое, что взывает к душе человека.


К тому времени деньги, которые высылали его друзья из Вычугской губернии, у Честнякова давно закончились. Ему страстно хотелось вернуться обратно в Петербург, но было попросту не на что переехать. В какой-то момент Ефим рискнул и написал письмо своим друзьям с просьбой о помощи. И друзья действительно выслали из Вичуги в Шаблоко необходимые деньги.

По приезду в Петербург у Честнякова начался новый этап творчества. Новые картины, проза - он даже опубликовал несколько сказок при содействии Корнея Чуковского, который свел его с издателями. Однако в 1914 году после начала Первой мировой войны, Честняков снова возвращаетс к себе в Шаблово, где и остается до конца жизни.

Он прожил бурную жизнь, не переставая стремиться к новому. Уже через год после возвращения в село, Ефим становится первым фотографом в родном краю. Позже он начал преподавать в художественной и театральной студиях, организовал детский сад, детский театр, устраивал выставки, однако признания как художника у него уже не было. Как и денег. Он рисовал дешевой акварелью для школьников, в качестве холста использовал подручные материалы, периодически писал в Ленинград с просьбой забрать его картины для хранения, но его просьбы игнорировались. После его смерти большинство работ Честнякова разошлись по рукам "на память," поэтому до наших дней дошла лишь мизерная часть изначальной коллекции.

Настоящее признание творчество Честнякова получило через семь лет после смерти художника, когда научно-изыскательская экспедиция Костромского музея случайно нашли картины Ефима. Несколько лет их собирали и выкупали у различных людей, позже реставрировали (некоторые из картин буквально рассыппались на части из-за неправильного хранения и плохого холста). С тех пор в России регулярно проходят выставки работ Честнякова, а также действует дом-музей в Шаблово.

Ефим Честняков писал свои картины в стиле наивной живописи, и самой известной в этом стиле, пожалуй, является Мария Примаченко - ее картины вы можете увидеть в нашем обзоре "Художница из народа: наивная живопись, которой восторгается весь мир."
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/201216/32698/