Ещё раз о стихах - заметки размышления

Сергей Мезенцев
Всё, что найдёт здесь читатель, в той или иной мере освещено в разных статьях.
Но, от того, что хлеб понятен и знаком всем, его не перестают печь.
Попробую и я немного поразмышлять о стихах. В отличие от научных статей
 постараюсь писать короче и яснее.

Стихи, поэзия - это явление чисто человеческое, из области эмоций, психологии.
Психология, эмоции - поле для необъятных исследований и рассуждений.
Многое ещё не изучено. Поэтому ПРАВИЛА ПОЭЗИИ часто носят
рекомендательный а не жёсткий характер. Но чем больше правил соблюдает автор,
тем большее воздействие на читателя оказывают стихи. Проверено на практике.
А за этим сухим словом "воздействие" скрываются и любовь, и праздники,
и важные общественные меропрития, и чтение книги одиноким больным человеком.
И всё же, прежде, чем соблюдать или не соблюдать ЛЮБЫЕ правила,
человек задаётся вопросами:
1) Кто вообще придумал эти правила?
2) Что хорошего, полезного в том, чтобы соблюдать эти правила?

Ответ на первый вопрос - никто. Точнее, конкретный человек не создал
основные правила стихосложения. Описывали эти правила многие люди,
а диктуются правила самой природой.
Итак, во главе всего стоял и стоит его Величество РИТМ.
Ритм формируется через чередующиеся громкие и тихие звуки,
или чередующиеся высокие и низкие звуки, или чередующиеся
вспышки и периоды темноты, чередующиеся
взлёты и падения популярности (шучу).
В общем случае, как пишется в энциклопедическом словаре,
это  " Чередование напряжений и разрешений".

Покажу приоритет и важность ритма в поэзии.
Миллионы лет (ещё до появления человека)
на Землю влияют ритмические воздействия притяжения Луны.
То с одной стороны Земли, то с другой, и снова ....
Возникают приливы и отливы.
Ритмы Солнца. День - ночь, день - ночь ...
Времена года. Жара - холод - жара - холод.
Первый дикий человек. Его сердце бьётся ритмично.
Он ритмично дышит. Побежал. Раз- два - раз - два ...
Первый ритм движения. Человек чувствует ритм, запоминает его.
Пещерный человек обживает пещеру. На пути большой камень.
Одному не убрать. Человек зовёт помощников.
Толкнули - безрезультатно. Помощников больше нет.
Пробуют качать валун. Раз - два - раз - два.
Наклоны всё больше. Камень покатился!
Очевидная польза ритмической работы.
Первые опыты врачевания. У больного нарушения пульса.
Колдун ритмичными ударами в бубен восстанавливает сердечный ритм.
Организм реагирует на ритм бубна и подстраивается под него.

Проходят тысячелетия. Человек говорит.
Человек умеет делать инструменты. Он трудится.
В поле косят первобытными серпами пшеницу.
Рука направо - налево, направо - налево ...
Ритм возникает автоматически. Дышится ритмично.
Сами собой  возникают звуки голоса: "Эээ - эх, эээ - эх".

Ритмичная работа более результативная.

На реке рыбаки тянут из реки сеть с рыбой.
Сеть тяжёлая. Тянут рывками. " Эй - эээ, эй  - эээ ..." Сеть вытащена.

В итоге: Ритмичные действия полезны.
Возникло что-то похожее на первый стих.
Вот эти вышеупомянутые ритмические последовательности
из двух разных звуков сегодня мы могли бы назвать
 двухсложными стопами. Их имена: ямб и хорей. 
А стопа  - это несколько слогов, только один из которых ударный,
остальные – безударные.

В ходе своего развития, человек создал либо услышал и запомнил
много других интересных сложных ритмических последовательностей.
Им соответствуют в поэзии ритмические последовательности
ударных и безударных слогов под названиями (например):
дактиль, амфибрахий, анапест.
К ритмическому рисунку присоединяется рисунок мелодии.
Но песня - это понятие гораздо шире стиха.
Это уже отдельная огромная тема. Оставим песни в стороне.

===================
Итак, РИТМЫ даны нам в законах и явлениях природы.
РИТМЫ важны и часто полезны. Их изучают и описывают,
придумывая терминологию.
Вот ответы на ранее поставленные два вопроса:
"кто придумал?" и "зачем соблюдать?"
===================

Рассмотрим другую важную характеристику стиха - РИФМУ.
Рифма – это созвучие в окончаниях двух или нескольких слов.
Как правило, она расположена в концах строк стиха.
Хорошо подобранная рифма к слову, помогает
ритмическому восприятию, вызывает ощущение звуковой гармонии
и хорошо запоминается.  Это одно из определений рифмы.

И опять два логичных вопроса:
1) Кто вообще придумал правила рифмования?
2) Что хорошего, полезного в рифме? Зачем она нужна?

Опять, как и ранее, ответы аналогичны.
Кто придумал -> никто, либо неизвестно.
Зачем -> рифма полезна чтецу для усиления
воздействия на слушателя. О механизме воздействия ниже.

А пока, немного об истории рифмы.

В большинстве древнейших литератур нет рифмы.
Лишь иногда люди использовали созвучия гласных у концевых слов –
так называемые ассонансы. Античная поэзия базировалась
на долгих и кратких гласных. Привычная нам рифма возникла
в европейской поэзии только через тысячу с лишним лет
после известного древнеримского поэта Катулла.
А вот на Востоке, в Китае рифма использовалась
более чем на две тысячи лет раньше, чем в Европе. 
Китайские стихи из конфуцианского канона «Шицзин»
обладают настоящей рифмой, более того являют
разработанную систему рифм, свидетельствующую
о глубочайшей древности рифмы в Китае.

В других культурах рифма возникла позже.
Древнейшие памятники поэзии Индии – «Ригведа», «Атхарваведа» —
сложены стихами без рифм, лишь иногда
в них можно встретить ассонансы. Но в раннем средневековье
Индия уже знала рифму. Например, тамильская поэзия
Южной Индии, активно развивавшаяся в III-V веках после Р.Х.,
является рифменной. Рифмованными являются
индийские эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна».
Они построены из двустиший.

А на Среднем Востоке ещё до возникновения ислама
и единого арабского государства у кочевых племен Аравии
сложилась замечательная школа лирической поэзии,
придававшая первостепенное значение рифме.
Арабский язык очень богат созвучиями слов, причем в арабском,
а также в некоторых других восточных языках (фарси, урду)
возможен подбор нескольких десятков слов на одну рифму.
Широко известна также эпическая поэзия мусульманского Востока –
прежде всего иранский эпос «Шах-Наме» поэта Фирдоуси. 
Надо сказать и о малых формах восточной поэзии.
Среди них широко известны рубаи' – четверостишия особого строения.
Они представляют собой два соединенных бейта на одну рифму –
царский и обыкновенный, или два царских.
В зависимости от этого либо все четыре стиха рубаи рифмованы,
либо третий стих остается холостым (не рифмованным).

В европейской поэзии рифма появилась лишь в XI-XII веках,
в поэзии трубадуров (Южная Франция), миннезингеров (Германия).
При этом нет сомнения, что рифма в Западную Европу
пришла с Арабского Востока через халифат в Испании
и во время крестовых походов. В Европе появление рифмы
сочеталось с возникновением строфической формы.
Восточные моноримы не получили распространения у европейцев;
здесь стали слагать стихи с чередующимися рифмами разных видов.
Из повторяемости таких чередований и возникла строфа.
Среди ранних строф были как простые, так и сложные.
С эпохи Возрождения начался расцвет европейской рифмованной поэзии,
продолжавшийся до XIX века включительно.
Конечно, при этом продолжали жить и стихи нерифмованные,
но их применение было ограничено жанрами.
Ситуация в корне меняется на рубеже XIX и XX веков,
когда все большее и большее место занимают
нерифмованные формы, прежде всего, верлибр.
В ХХ веке в мировой поэзии верлибр преобладает,
рифма, если встречается, становится неурегулированной,
«случайной», нетипичной, например, в английской новой поэзии
резко преобладает крайне редкий ранее
диссонансный тип рифмы. Господство безрифменных форм
наблюдается и ныне, но не повсеместно.
Надо отметить, что в России, наперекор мировой тенденции,
именно рифмованные стихи продолжали преобладать в ХХ веке,
резко доминируют они и ныне, в нашей современной поэзии.

Стоит ещё сказать о том, что существуют огромные
и принципиальные различия фонетики и грамматики
различных языков планеты Земля.
Применительно к поэзии (с привычными для нас законами)
это приводит к тому, что построение красивого,
качественного произведения требует решения
существенно отличающихся проблем.

Как могла возникнуть рифма?

Одна из предполагаемых предпосылок - это особенности речевого акта.
Человек вдыхает воздух и затем на выдохе произносит
либо фразу, либо её часть (если фраза длинная).
Затем возникает естественная пауза, набор воздуха
и продолжение говорения. Так вот, во время этой паузы
в голове у слушателя продолжает звучать ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ ФРАЗЫ,
сказанный перед паузой (перед вдохом). Этот слог запоминается
в кратковременной памяти слушателя. После проговаривания
чтецом следующей фразы в памяти слушателя сохраняется
ЕЩЁ ОДИН ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ. Далее, если соседние
последние слоги звучали похоже, возникает эффект
возбуждения участка головного мозга с положительной
(благоприятной) эмоциональной реакцией, разновидность резонанса.
Это и есть чувство радости, удовлетворённости от рифмы.

Почему рифма раньше развилась в Китае?
Вроде такая естественная связь с дыханием. Дышат все.
Непонятно. Но ведь и фарфор и бумагу и порох
изобрели сначала в Китае, хотя условия позволяли
сделать это и в Европе. А возможно, что рождению рифмы
поспособствовала пятитональная система основных
китайских диалектов с их протяжными гласными.

===================
Итак, и РИТМЫ и РИФМЫ даны нам
в законах и явлениях природы.
РИТМЫ и РИФМЫ важны и часто полезны.
Они помогают создавать стихи.
А цель стихотворчества - родить в слушателе (читателе)
всплеск эмоций: радости, грусти, смеха, гнева.
И этим всплескам эмоции помогают живущие в стихе РИТМ и РИФМА.
===================

На этом простой разговор о сложной поэзии не заканчивается.
Без смысловой (содержательной стороны) стихи мертвы.
Нет поэзии и без понятий красота и одухотворённость.
Как почерпнуть из этих тем самое главное?
Как говорить об этом простым и понятным языком?
Наверное когда всё становится просто и понятно,
то уже не остаётся времени на размышления
и пропадает потребность в размышлениях на данную тему.