Драгоценное ожерелье 3ч

Таня 5
Лончен Рабжампа Дримед Одсер

    Драгоценное ожерелье.

ЧЕТВЕРТАЯ ТЕМА. Очищение омраченности в Изначальную Мудрость

Далее следует очищение омраченности до Изначальной Мудрости. Из двух стадий, предварительной и окончательной, первая — предварительная. Усвоив глубокие методы, вы сможете очистить любые возникающие заблуждения в их собственное пространство. Достижение проявления Изначальной Мудрости, представляющей собою природную чистоту (ума), называется очищением омраченных мыслей в пространство Изначальной Мудрости.

Глубокие методы — методы внешних и внутренних тантр, а точнее — методы стадий развития и завершения махайоги, ануйоги и атийоги. С их помощью вы достигаете переживания Изначальной Мудрости. Осознание неизменной природы реальности имеет пять аспектов, таких как Зерцалоподобная Мудрость и т.д. Когда вы не осознаете эти аспекты, вы пребываете в омраченном состоянии. Такое омраченное, или ложное, состояние ума принимает форму заблуждений, подобных боязливому или гневному отвращению. Таким образом, пять основных заблуждений — это состояния неосознания пяти соответствующих типов Изначальной Мудрости. Если вы осознаете их, заблуждения сами собою очищаются в пространство соответствующей Изначальной Мудрости, и, таким образом, проявляется природная чистота ума, ранее затемненная омраченностью.

Таково краткое объяснение предварительных методов. Более подробно эти методы, применяемые на пути, можно подразделить следующим образом. Их можно разделить в зависимости от применяемых методов на общий, специальный и несравненный пути. Это соответственно:

очищение (омрачающих заблуждений) их противоядиями,

преобразование их с помощью методов и

очищение их в пространство (Изначальной Мудрости), не избавляясь от них, поскольку они естественно рассеиваются в свое собственное место.

Независимо оттого, как вы обучаетесь и какой (метод) очищения предпочитаете, состояния прекращения и очищения заблуждений в конечном итоге абсолютно одинаковы.

Общий путь — путь сутр, который делится на хинаянские колесницы шраваков и пратьекабудд и махаянскую колесницу бодхисаттв. На первом вы устраняете заблуждения, сторонясь их, как яда. На втором — прилагаете противоположные силы, например: созерцание любви — для очищения гнева; созерцание безобразности — для очищения желания, на взаимозависимом возникновении — для очищения неведения, вызванного недальновидностью и т.д.

Специальные пути — пути внешних и внутренних тантр, на которых заблуждения преобразуются и очищаются специальными методами, превращающими их в путь. Например, на стадии развития вы культивируете чистое видение, в результате чего воспринимаете пять своих скандх как глав пяти семейств Будд, пять своих заблуждений — как пять видов Изначальной Мудрости в божественной форме и т.д. На завершающей стадии вы преобразуете заблуждения, соединяя их с соответствующими положительными качествами путем сложных методов, использующих энергетические системы тонкого тела. Страсть соединяется с блаженством посредством психического тепла (туммо), гнев — с осознанием неистинного существования посредством практик иллюзорного тела, а неведение, обусловленное недальновидностью, — со сном методами Ясного Света.

Несравненный метод — метод дзогчена. Постепенно совершенствуясь в вышеизложенных методах, вы обретаете гибкость и опыт, которые позволят вам овладеть им. Вы приходите к пониманию, что омраченные, обманчивые мысли возникают и одновременно рассеиваются в свое собственное место, как рисунки на воде. Поэтому нет необходимости отбрасывать заблуждения. Когда вы постигаете Изначальную Мудрость и Мудрость шуньевого пространства всех объектов, они очищаются сами собой, ибо рассеиваются естественно. Следовательно, поскольку заблуждения в конечном счете не обладают истинным существованием и не могут быть обнаружены, то не важно, какой из методов вы примените для их устранения. Их прекращение и очищение в Изначальную Мудрость означает в точности одно и то же. Рисунок на воде перестает существовать, как только его нарисуешь, независимо от метода, который вы примените для его уничтожения.

Когда вы осознаете естественную основу возникновения страсти, гнева, неведения, гордости и зависти, (вы видите, что) они успокаиваются сами собой. Они естественно рассеиваются, очистившись в пять аспектов Изначальной Мудрости.

Осознать природную основу, которая порождает заблуждения, или, буквально, "их собственное место", — значит осознать их реальную, шуньевую природу. В конечном счете обманчивые мысли невозможно обнаружить. Поскольку они возникают и исчезают одновременно, как рисунки на воде, они, в отличие от действительных событий, лишены истинно существующего возникновения, продолжения или прекращения. Однако, если ваше восприятие их истинной природы омрачено, они кажутся по-настоящему реальными. Когда же вы осознаете их истинную сущность, то видите, что они сами собою отступают и успокаиваются безо всяких усилий с вашей стороны. Когда волны сами собой успокаиваются в водную гладь, вы действительно не можете обнаружить, что успокоилось и что успокоило его. В этом примере волны — иллюзорные, омраченные мысли, а вода — истинная природа самого ума. Таким образом, когда вы познаете природу заблуждений, то видите, что они обладают природой соответствующего вида Изначальной Мудрости. Поэтому они очищаются в эту Изначальную Мудрость и сами собой отступают.

Например, когда вы осознаете природу страстного желания, которое выбирает нечто приятное и терзается стремлением завладеть им, то видите, что это заблуждение обладает различающим (индивидуализирующим) аспектом Изначальной Мудрости. Иными словами, познав природу желания, вы лишаете его вашей жажды истинного существования. Этим вы способствуете проявлению Изначальной Мудрости, которая индивидуализирует или различает конкретный объект. Так желание очищается в различающий аспект Изначальной Мудрости. Это не значит, что в один миг заблуждение существует, а в следующий, после его прекращения, наступает Изначальная Мудрость. Омраченные, обманчивые мысли возникают и отступают одновременно. Когда вы осознаете их природу, вы обладаете Изначальной Мудростью, когда не осознаете — заблуждениями. Если ваше восприятие их природы омрачено, вы заблуждаетесь, если же нет — они чисты.

Нельзя сказать, что в один миг вы познаете природу заблуждений, а в следующий они рассеиваются в Изначальную Мудрость, как нельзя сказать, что сначала исчезает ночная тьма, а затем возникает дневной свет. Если бы это было так, то отпала бы необходимость в солнце, поскольку темнота должна была бы исчезнуть еще до его восхода. Поэтому, как появление света равнозначно исчезновению тьмы, так и проявление Изначальной Мудрости одновременно рассеянию омраченности. Единственная разница между двумя этими явлениями в том, очистятся ли они в шуньевое пространство всех дхарм или нет. Изначальная Мудрость, замутненная темнотой жажды истинного существования, — это омраченность заблуждении. Заблуждения, очищенные от этой жажды, есть Изначальная Мудрость.

Это известно как предварительное очищение омраченности пяти ядов в Главные Изначальные Мудрости, а именно: Различающую, Зерцалоподобную, Пространства шуньяты, Ревностную Мудрость и Творческую.

Желание притягивается к тому, что вы считаете приятным. Это пронизывает все остальные заблуждения. Например, желание гнева или боязливого, или гневного, отвращение — это стремление освободиться от чего-то неприятного, а желание недальновидности — это желание оставаться в неведении относительно чего-либо или не быть вовлеченным во что-то. Очищение от такой фиксации на объекте и есть Различающая, или Индивидуализирующая, Изначальная Мудрость. Она лишь выделяет индивидуальный объект, не смешивая его ни с чем другим, и постигает его шуньевую природу как неистинно существующую.

Боязливое и гневное отвращение направлено на то, что вы считаете неприятным. Такое неприятие очищается в Зерцалоподобную Мудрость, которая лишь ясно отражает объекты. Этот вид мудрости определяется как мудрость, которая может не препятствовать ясности, иными словами, которая может ясно и беспрепятственно отражать объекты. Ее основная черта — ясность.

Неведение — это состояние темноты, в котором вы ничего не видите ясно и не обладаете пониманием. Как и желание, оно пронизывает все заблуждения. В очищенном виде это — изначальная Мудрость шуньевого пространства всего сущего, характеризуемая абсолютно непонятийным постижением шуньяты.

Некоторые учителя объясняют эти два последние соответствия наоборот, то есть: очищенный гнев — это Изначальная Мудрость шуньевого пространства, а очищенное неведение — Зерцалоподобная Мудрость. В этом нет противоречия, поскольку каждую разновидность Изначальной Мудрости можно подразделить на аспекты каждой из пяти. Существует Индивидуализирующий (Аналитический), Зерцалоподобный, шуньевого пространства, Ревностный и Творческий аспекты Изначальной Мудрости шуньевого пространства и т.д. Таким образом, все пять аспектов сочетаются в каждом. Нельзя считать их взаимоисключающими сущностями.

Гордость — это ощущение, что вы лучше других по своему социальному, семейному положению, достатку, уму и т.п. Равностная Изначальная Мудрость — такая мудрость, которая лишена таких омрачающих понятий, как высший и низший, хороший и плохой, чужой и свой. Поэтому в мудрости, не допускающей двойственных различий, нет основы для возникновения гордости. Таким образом, первая есть очищение последней. Наконец, Завершающая (Творческая) Изначальная Мудрость — это такая мудрость, которая не создает препятствий легкому и спонтанному завершению действий. Это — очищение зависти, при которой вам хочется, чтобы кто-то другой не завершил того, что сделали вы.

Таковы предварительные методы очищения омраченности в Изначальную Мудрость, пребывая на путях к просветлению. Далее следует окончательное очищение, то есть очищение до состояния Будды.

Что касается окончательного (достижения), когда вы удаляете мимолетные пятна с пространства (природы Будды) и обнаруживаете спокойное, незапятнанное состояние Совершенства, то природа этого пространства проявляется в своей истинной сути. Три Тела Будды, дхармакая, единственный вкус, Изначальная Мудрость, которую вы обнаруживаете, известны как Тело Пространства (шуньяты), обладающее двойной чистотой. Это объект, не (известный) никому, кроме Будд.

Шуньевое пространство природы Будды искони чисто и пронизывает всех Будд и разумных существ, хотя для последних оно затемняется мимолетными пятнами их неведения. Когда вы полностью видите шуньяту этих одновременно возникающих и рассеивающихся помех, которые препятствовали вашему освобождению и всеведению, и, таким образом, осознаете свою природу Будды; эта природа приобретает вторую чистоту вдобавок к своей исконной. Это — чистота освобождения от омраченностей. Две эти чистоты подобны чистоте полированного золота, которое чисто по природе и чисто вдвойне, когда исчезает вся тусклость.

Это состояние полностью реализованной природы Будды известно как Тело Пространства шуньяты, обладающее двойной чистотой, и является синонимом просветленного состояния Будды. При рассмотрении с точки зрения разных аспектов это либо Три Тела Будды, дхармакая, единственный вкус, либо просто Изначальная Мудрость. Одно из значений термина дзогчен, или Великой Завершенности — в совершенном состоянии Будды все Три Тела Будды спонтанно завершены. Дхармакая, воплощающая ваши цели, и Два Тела Будды, воплощающие цели других, не препятствуют друг другу, а скорее, имеют один вкус. Они одновременны, спонтанны, неразделимы и завершены в сфере Изначальной Мудрости.

Три Тела Будды, а именно — Тело, которое объемлет все (дхармакая), Тело Пользования (самбхогакая) и Тело Излучения (нирманакая) вместе с Изначальной Мудростью — объединяются в Тело Неотъемлемой Природы (свабхавакая), которое постоянно, всеобъемлюще, не обусловлено и не подвержено движению или изменению. Пребывая в пространстве дхармакаи, исполняющей желания драгоценности, Тело Благого действия Изначальной Мудрости, играя, проявляется из этого состояния соответственно как самбхогакая и нирманакая для тех. кто находится на ступенях бодхисаттвы и для других живых существ. Однако они проявляются таким образом только благодаря сочетанию силы волн вдохновения Будд с заслугами, подлежащих смирению. (Достижение) Благого действия Будды, которое на всем протяжении сансары непрерывно продолжает исполнять желания (всех живых существ), подобно исполняющему желания дереву или драгоценности, известно как (окончательное) очищение омраченности в Изначальную Мудрость (джняну).

Тело Неотъемлемой Природы (свабхавакая) — это неизменная природа всей реальности, полностью пронизывающая и объемлющая все Тела Будды и не отделимая от них по сути. Еe познавательный аспект — джнянадхармакая, спонтанная игра которой есть Благое действие Будды, исполняющее желания всех разумных существ путем проявления Тел Форм, подобно тому, как солнце излучает свет.

Эти Тела Форм бывают двух видов — самбхогакая и нирманакая. Первое является лишь бодхисаттвам, которые имеют чистое восприятие шуньяты и, следовательно, находятся на одной из десяти ступеней "пути бодхисаттвы". Последнее является обычным живым существам, которые накопили заслуги и чистоту ума для его восприятия. Таким образом, подобно отражению луны, появляющемуся на поверхности драгоценных камней благодаря сочетанию лучей луны и полировке камня, рупакаи проявляются в шуньевом пространстве дхармакаи благодаря сочетанию сил волн вдохновения Будд и заслуг живых существ. Реализация ими добродетельного поведения — окончательное очищение омраченности до Изначальной Мудрости.

Да прольет солнце, влекомое семью конями,

являющееся сутью глубокого смысла, (объясненного) подобным образом,

тысячи лучей света различных своих слов и их значений на мир учеников

по путям небес их умов и таким образом изгонит тьму неведения из всего живущего.