… Ледяной горою айсберг
Из тумана вырастает,
И несет его течением
По бескрайним по морям.
Хорошо тому, кто знает,
Как опасен в океане,
Как опасен в океане
Айсберг встречным кораблям…
Автор: Козлова Л.
10 апреля 1912 г. из Саутгемптонского порта в Нью-Йорк в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник». В ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. в северной части Атлантического океана, в 600 км. от канадского острова Ньюфаундленд он столкнулся с айсбергом и затонул. Трагедия унесла из жизни 1496 человек. Из погибших найдены были лишь 333 тела. Расследование причин гибели началось в США и Великобритании. Были открыты слушания следственного комитета Сената США. Всем хотелось знать о причина гибели «Титаника». Но решение суда гласило просто: «Лайнер налетел на айсберг и пошёл ко дну» С тех продолжают выдвигаться всё новые и новые версии причин катастрофы. А ведущие океанографы и гляциологи обратили пристальное внимание на сам айсберг. В их распоряжении оказалась и фотография "Великого убийцы", сделанная чешским моряком С. Рехореком, служившим на судне "Бремен", прибывшим на место трагедии. Этот айсберг отличался от других - он был почти чёрным. За время дрейфа огромная глыба льда подтаяла и перевернулась. Впитавший воду айсберг стал тёмным. Заметить его было невероятно сложно. . Его масса составляла 420 000 т. То есть "титанический айсберг" был крохой в мире айсбергов. Его высшая точка едва дотягивалась до верхних палуб, а полная высота составляла всего 100 м. Это в 2,5 раза меньше, чем длина Титаника. И почти вся масса льда, скрывалась под водой. Зародился этот малыш еще 3-4 тысячи лет назад в ледниках Гренландии. В те времена пароходами, даже и не пахло. Фараоны строили свои пирамиды, на Чукотке умирал последний мамонт, до открытия Америки оставалось еще несколько тысяч лет, а наш киллер уже полз с ледника к морю. Откололся он от гренландского ледника в заливе Мелвила. Это событие случилось в 12 час. 45 мин. 24 июня 1910 г. Для айсберга он имел совсем небольшие размеры, высота около 105 метров и вес около 420000 тонн. Он дрейфовал практически строго на юг и забрался туда, куда редко добираются его собратья. Больше двух лет ему понадобилось, чтобы добраться до места столкновения. Схема его движения приведена в начале статьи (мониторинг айсбергов ледовых служб Канады, Дании и Норвегии. Когда эта ледяная глыба обрушилась в воду, Титаник еще только строили. А когда пароход отправился в тот роковой рейс, айсберг преодолел уже 99,9% своего пути. Он и поджидал Титаник в назначенном месте, к которому шел несколько тысяч лет. Гренландия порождает до 30 000 айсбергов в год, но лишь единицы из них достигают тех широт, куда заплыл наш. И вот, столкновение случилось - айсберг пережил его спокойно и поплыл дальше. Его подхватило течение Гольфстрим. Оно теплое и айсберг начал ускоренно таять, добираясь в Архангельскую область России. А именно, на Землю Франца Иосифа. Там айсберг выбросило на берег, где он перезимовал, а летом 1913 окончательно растаял, пережив Титаник больше чем на 1 год. Природа в очередной раз указала нам наше место…
Ну и у нас в статье ещё тоже есть место - поговорим немного о Титанике, уж очень много загадочного связано с ним… После катастрофы весь мир был шокирован невероятным совпадением. Дата его гибели - 15 апреля 1912 г. А за четырнадцать лет до трагедии лондонский журналист М. Робертсон опубликовал свою повесть «Тщетность, или крушение Титана» о гибели трансатлантического «непотопляемого» лайнера «Титан»: - «Холодной апрельской ночью, на полном ходу, пароход напоролся на айсберг и , получив пробоины по правому борту, затонул. Большинство людей, находившихся на борту, погибли». Более того, писатель точно указал место гибели «Титаника» и параметры. Титан также имел три гребных винта, две мачты, 19 водонепроницаемых отсеков («Титаник» — 16), составлял 800 футов в длину («Титаник» — 882 фута), мог развивать скорость до 25 узлов («Титаник» — 23 узла) и взять на борт 3000 человек («Титаник» — 2556 пассажиров и 908 членов экипажа). Экземпляр этой книги был на Титанике у одного кочегара. Он прочитал её в первые дни рейса, сюжет его впечатлил так, что в одном из портов он просто сбежал… Обломки лайнера покоятся на глубине 3750 м. Впервые «Титаник» был обнаружен в 1985 г. экспедицией Р. Балларда. Носовая часть длиной 140 м. достигла дна всего за несколько минут. Киль ушёл в донный ил на 20 м. палубы сложились одна на другую, а борта выгнулись наружу. В момент столкновения на корпус пришлось ударное давление 2,5 т/ см;. Листы обшивки (толщиной 2,5 см.) выдержали, а заклёпки — нет. Швы разошлись и в щели хлынула забортная вода…
На пассажирской палубе “Титаника” собирались сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 (по нынешним ценам). Пассажиры 3-го класса купили билеты по 35 долларов ($650), и выше третьей палубы подниматься права не имели... Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Б. Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью. В первом классе был известный американский миллионер И. Штраус с женой Идой. Когда офицер корабля предложил им сесть в шлюпку, Исидор отказался и Ида осталась с ним. Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку... На “Титанике” играл оркестр под руководством 33-летнего скрипача У. Хартли . Музыканты играли на палубе час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника". К его груди была привязана скрипка – подарок невесты... Э. Смит - капитан "Титаника” в 2.13 ночи (за 10 минут до погружения) вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть... М. Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 г. в возрасте 97 лет. Ее прах был развеян 24 октября 2009 г. в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " и начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца... Кочегар А. Прист пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" На счету Приста - 5 кораблекрушений...
Первоначальные требования о возмещении ущерба, предъявленные судовладельцу «Уайт Стар Лайн», достигали 16 млн. долларов, но юристам компании удалось их сократить почти в 25 раз…