Художник Сергей Лаушкин

Сергей Лаушкин родился в 1953 году в селе Преображенка Оренбургской области. Он выпускник Чебоксарского художественного училища. Год окончания - 1973. В 1994 году начал участвовать в художественных выставках. В 1996 году стал членом и одним из организаторов «Союза хороших художников» в г.Екатеринбурге.  Живет и работает в Екатеринбурге.
Творчество Сергея Лаушкина отличает удивительная свобода от сюжетов, фабул и прочей литературной основы в картине. Обращаясь к зрителю своих персональных выставок он пишет: « На поверхности холста ничего не ищите - все в восприятии интонации холста и все в интонациях вашего восприятия. Перспектива картины направлена не на плоскость холста, а на зрителя. Пожелание самому себе: не делать ничего лишнего.» Художник видит мир цельным и ясным. Помещая в пространство картины предмет, фрагмент природы или человека, он высвобождает реалии этого мира от всего частного и случайного, наполняя работу безмятежным созерцательным отношением. Лаушкин достигает в своих работах завораживающего ощущения чего-то вневременного торжественного и вечного, пользуясь при этом минимумом традиционных художественных средств. Однако, радостное настроение в большинстве холстов преобладает, они пронизаны ироническими интонациями, полнотой жизненных впечатлений. Такой эффект достигается еще и за счет умения работать мастихином, а это любимый инструмент художника и способности к свободному восприятию открытого и чистого цвета. Нет сомнения, что Сергей Лаушкин, творит как хочет, и выражает в своих холстах то, что чувствует.

НА  ПОВЕРХНОСТИ  ХОЛСТА
Поэтическая повесть
Вступление

Художником, мечтал, быть может,
Стать с детства, кто-нибудь из нас.
Кто брал с волнением и с дрожью
Альбом и кисть, хотя бы раз...

Пусть детский сад, потом и школа,
Оставят в красках добрый след.
Потом найти свое лишь «соло»
На много, много ярких лет.

Вот так и наш герой с Урала
Познал однажды красок цвет.
С тех пор и жизнь другою стала,
Узнал с лихвой он славы медь…

У каждого своя дорога,          
Свой стиль и школа мастерства,
Но путь, с домашнего порога
Был начат с долей естества.

Пусть босоногим было детство,
В степях резвилась детвора
И по законам малолетства
Ты предан принципам двора.

Бывало всякое – шалили.
Гоняли сусликов в степи.
А в половодье выносили
Ручьи холодные – терпи!

Мальчишки сильно рисковали,
Ведь степь опасностей полна.
Но воздух, звуки волновали,
Порою было не до сна…

И наш герой тонул два раза.
Укушен сусликом был раз.
За палец укусил: «Зараза!»
(Говаривал, ведя рассказ).

Он помнил красоту природы
И колокольчиков узор.
И сторонился яркой моды,
Лишь расширял свой кругозор.

Как все ловил, конечно, рыбу.
Потом готовил на костре.
На берегу работал с глыбой,
Был красным камень на заре.

Скульптура – это вдохновение:
Он маг, волшебник, видит всё!
Его восторг и удивленье,
И руки требуют ещё…

Ещё фигура: тело, ноги.
Вот голова, орлиный нос.
И воин получился строгий,
Вот так мальчишка в детстве рос…

Глава I. Детство и юность
в степях Южного Урала

Преображенка. Оренбуржье.
В семье их шестеро детей.
И жили в детстве очень дружно,
Мечтали вырасти быстрей.

По дому мама хлопотала:
Уютно было и светло.
Тепла, любви на всех хватало
И это на душу легло.

Отец – директор сельской школы.
Он воевал. Фашистов бил.
Был строг. И против его воли
Пойти бы не хватило сил.

И рисовать Сергей стал рано.
Любил волшебный карандаш:
- Художником, конечно, стану!
Твердил герой об этом наш.

Талант. Плакаты, гонорары…
Совхоз оплатит свой заказ.
Услышит он про Чебоксары,
Учиться, там бы, в самый раз!

Но страсть вторая, словно чудо,
Покоя парню не дает.
Изобретает он не худо,
Так радио к себе влечет.

Подростком хочется все сразу:
Попробовать и все успеть.
И, может, обронил он фразу:
- «Есть техника, эфир и сеть!».

Но есть отец. Он точно знает,
Что парню нужно и важней.
Подросток папе уступает,
Ведь жизнь, конечно же, сложней…

Он вспомнил, как отец поставил
Простой, как будто, натюрморт:
Со спинкой стул. Кувшин поправил
И в действиях собой был горд.

Разрезал помидор на чашке,
Поставил кружку, что ж, давай…
И, как бы, братьям дал отмашку,
Всё ясно, только не зевай…

Из алюминия та кружка.
Из глины красный тот кувшин.
И древесина, та же стружка,
Живет, и дышит словно джин

У братьев получилось дело:
Все натурально, слова нет.
Сергей по своему и смело
Кувшин закрасил в красный цвет.

И помидор стал красным тоже
И белым чашечку залил.
И в этом духе, всё, похоже,
Он натюрморт свой завершил.

Отец пытался образумить:
Давай сынок, еще рывок!
Сергей ответил: «Что тут думать,
Не нужен лишний здесь мазок!».

Он видит так, и понимает!
И образ на бумагу лёг.
Там дух предметы наполняет,
Подросток выразил, как смог…


Глава II. Художественное училище,
г.Чебоксары (1969-1973 годы)

Какая красота на Волге!
И чаек много за кормой.
И кажется, что долго, долго
Путь длится от земли родной.

Он смотрит вдаль, еще не зная,
Что ждет в неведомой дали.
И сердце бьется замирая,
Что новое ему сулит?

Вот порт. И город Чебоксары.
Училище. Красивый вид.
Гуляют молодые пары,
По праздникам здесь шум стоит.

Ждет конкурс в несколько этапов.
Вот первый тур, затем второй.
Талантлив, должен быть, без «штампов»,
Тогда поступит наш герой.

Лишь композиция – преграда
И как ее преодолеть?
Но случай, вот его награда,
От счастья, как тут не запеть!

Из Оренбурга был художник.
В гостинице судьба свела.
Что может знать вчерашний школьник?
Но вникнуть смог он, в те дела…

С Вадимом вместе поступали,
Делились тем, что каждый знал.
Друзьями вскоре они стали,
Экзамен Лаушкин тот сдал…

Был первый курс, конечно, трудным:
Азы рисунка постигал.
В то время быт являлся скудным,
Но Лаушкин – не унывал.

Он лучшим стал, и мог гордиться:
Его хвалили и не раз.
И было ведь, чему учиться –
Его работы были класс!

Сергей вставал в то время рано.
Был собран. Время он ценил.
Казалось, будто бы, по плану,
По распорядку тогда жил.

У многих школы за спиною –
«Художки», - говорили так…
А он, талантливой рукою,
Писал свободно, словно маг.

Был самородком от природы.
В руках умелых все цвело.
Да, и какие были годы!
Ведь молодость, брала свое…

А на втором, его работы,
Имели творческий успех!
Казалось, жили беззаботно,
Ну, как учеба без утех?

На первом: были натюрморты,
Пейзажи, интерьеров свод.
И кисть студента была твердой,
Его работы брали в фонд…

Серов и Врубель – два кумира,
Владели юною душой.
Как будто, был пронизан лирой,
Он близок был им, не чужой.

Читал «запоем» он записки,
Художникам не чужд дневник.
Бывало вслух, и им, мальчишкам,
Мир открывался в этот миг…

Писались на втором портреты.
И Лаушкин здесь успевал.
В почете был, в авторитете,
Он техникой овладевал.

Постарше курсом – подходили.
Чем мог, Сергей им помогал.
- Какие руки! – Говорили.
Он классикой всех удивлял!

Поэтому, Серов в почете.
Ведь, есть учиться у кого!
Увлекшись, весь, Сергей в работе,
Все спорится в руках его…

Вот осень. Выставка, работы
Висят студентов на стене.
Казалось тут, о чем заботы?
Но, Лаушкин и здесь в цене…

Он критик и ценитель строгий.
Считались с мнением его.
И вдохновлял тем самым многих,
Здесь привести пример легко:

Висят работы, рядом, вместе:
Соболькиной, к примеру взять.
Сравнить с Егоровым по чести,
И, тут же, все им рассказать.

У Люды пять! Есть минус тоже…
Оценка Толи ей под стать.
И Лаушкин им здесь поможет,
Людмиле – предпочтенье дать…

Тем самым, заставлял трудиться,
Над техникой и над собой.
Чтоб дальше, может быть, учиться,
Уйти в искусство с головой.

На третьем: живопись, этюды,
Заданий всех не перечесть.
И, Фешин виделся повсюду,
На холст, всю жизнь бы перенесть…

То снег, то дождь и небо рядом.
О чем с Землёю говорит?
Здесь волшебство, увидеть, надо б…
Вот к этому, душа лежит.

Нет! Подражать Сергей не станет.
Он лишь притронется к мечте.
Голландских мастеров уважит,
Поймет их тягу к красоте…

Освоит технику, манеру.
Стиль нидерландского письма.
Но, в то же время, зная меру,
Все доведет он до ума…

Григорьев-Савушкин, однажды,
К ним в общежитие зашел.
Студент трудился, там, отважный,
В холсте, он что-то, не нашел.

Сергей, казалось, всё закончил.
На холст, что нужно – положил.
Пора бы и «спокойной ночи»,
Но, мастер тут, свое вложил:

- Здесь цвет не полон! – Взял белила,
И смело стал его вносить.
Вложил, как будто, свою силу,
Ну, а Сергею, с этим жить…

И, с этих пор, Лаушкин – «новый».
Белила, часто применял.
И, на руку, стал быстр и скорый,
Во что все выльется – не знал…

Четвертый курс. Еще немного,
Диплом художника в руках…
Но, вспомнить нужно педагога,
Который, выдавил наш страх.

Он молод, прост - в общеньи с нами:
Закончил в Харькове худграф.
И, вот теперь, уже мы сами,
Меняем облик свой и нрав.

Когда закончились уроки,
Наш курс в училище сидит.
Готовятся предметы в сроки,
В набросках, каждый удивит.

Друг-друга смело рисовали,
Натурщик – в каждом был из нас.
От Чуракова смелость брали,
Все это правда, без прикрас.

Урок. Натура. Все в работе.
В деталях: руки, ступни ног.
Вот голова, что в повороте,
Студент все делал, как он мог.

Заходит Чураков, и с ходу
Всех проверяет, что и как…
Все слушают, но не в угоду,
Ведь ищет он в рисунках брак.

Подсел к Полушиной – подправить,
Нажав рукой на карандаш.
И не стереть, лишь так оставить,
Ответ, конечно, тут не дашь…

Расплакалась девчонка Нина,
И ей, конечно, не помочь.
Со временем все будет стильно,
Себя лишь надо превозмочь.

К Сергею – Чураков подходит,
И карандаш в его руках.
Он линии свои проводит,
Ещё один, ещё, вот взмах…

Уходит после, дверь закрылась.
Сергей стирает всё в тот час!
Следы остались и не скрылись,
Что будет? Каждый, ждал из нас…

Проходит долгая минута.
Ждут Чуракова, скажет что?
Вот он зашел. И это круто!
Своих там линий не нашел!

Он понял. В парне - есть характер!
Добьётся, видно, своего…
Немаловажный этот фактор,
В судьбе, проявится его…

Пока волненье есть и трепет,
Души и сердца твоего,
Пусть карандаш в руках окрепнет,
И опыт даст тебе всего!

Так думал Лаушкин – нередко,
Когда бывал наедине.
И взгляд, конечно, был бы метким,
Чтоб выхватить сюжет извне…

Диплом. Защита. Берег Волги.
Костер горит, а в нём – холсты!
И путь к вершине – будет долгим,
В мечтах, лишь, кажется простым…

Илья Казаков-Волжанин
г.Мариинский Посад - г.Чебоксары
08.07.2017г.
Фото из интернета:http://
gimadiev.blogspot.com/2018/03/
blog-post.html


Рецензии
Прекрасно об этом чудесном художнике!

Улекса фон Лу   21.03.2019 11:45     Заявить о нарушении
Признателен за отзыв Улекса...

Илья Казаков-Волжанин   21.03.2019 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.