Мелиноя

Гиви Чрелашвили
Мелино'я, [1] демон страсти, дочерь Хто'ния [2] и Ко'ры, [3]
В сердце са'мого Эреба [4] у Коки'та [5] создана,
Там для нового порока открываются просторы,
И рожденная богиня их использует сполна.

Разделив на половины тело болью или страстью,
А потом и половины также надвое разбив,
Соблазняет Мелиноя каждой новой ипостасью
Повелителя Гаде'са, [6] ужас в царствие вселив.

Мелиноя с бесконечной страстью телом отдаваться
Множит дикое желанье в каждой паре буйных губ,
Каждый орган демоницы жаждет с фаллосом сливаться,
И насилует подземье новоявленный суккуб.

Онемела Персефона от обрушившихся бедствий,
Духом страсти похотливой подземельный мир овит,
Он на грани катастрофы от возникнувших последствий,
В семя Зевса воплотилась иудейская Лилит. [7]

Будь же счастлив, мир Аида, тем, что есть предел деленью
Тела буйной нимфоманки, необузданно-шальной,
И всего-то по Эребу, как по злому повеленью,
Бродят, плавают, летают два десятка Мелиной.

Их преследует Геката, постепенно убивая
То одну, а то другую, настигая по одной,
Наконец, оцепененье волей преодолевая,
Ей спешит на помощь Кора против дочери родной.

Вот уже одна осталась первозданная богиня,
Вызывающая похоть напрягла ее соски,
Мелиноя с глубиною цвета глаз своих, иссиня-
Сизоватых ли, -зеленых с легкой примесью тоски.

Тут разверзлась твердь Эреба и, губя или спасая,
Поглотила Мелиною там, откуда входит смерть
В мир людей через расщелье у Ао'рна, [8] и, свисая
С двух концов в глубинный Та'ртар, [9] вновь сомкнулась эта твердь.

Но буквально за мгновенье до того, как твердь осела,
В царство мертвых возвращался через трещину Тана'т [10]
И почувствовал, как мимо что-то вихрем пролетело,
Вскоре он забыл об этом, жаждой крови вновь объят.

В мире смертных повсеместно, в странах стужи или зноя,
Обитает много женщин, это ль истина нова?
Может быть, средь них доныне существует Мелиноя?
Может даже, Мелиноя в каждой женщине жива?

29 сентября 2010 г.


[1] Мелиное посвящен 70-ый орфический гимн, или LXXI (71-ый) в римской нумерации, по которой счет гимнов идет несколько по-другому (некоторым гимнам присвоилось сразу несколько друг за другом идущих номеров, видимо, считалось, что в одном гимне объединены несколько). Согласно этому гимну, Мелиноя была рождена Персефоной от Зевса в царствии Аида возле подземной реки Кокит и сразу стала ужасом для всех, в том числе и для самой Персефоны. Как дочь Зевса, она была богиней подземного царства, однако ее поступки с самого начала стали у всех обитателей Аида вызывать сначала непрязнь, а потом и ужас.
Она из одной себя сделала двух, расколовшись надвое и став двутелой. После чего сама возлегла с Аидом, заставив того ею овладеть. Персефоне трудно было что-либо сделать со столь могущественной соперницей, которая, к тому же, была ее дочерью и дочерью Зевса. Однако твердь в царстве мертвых разверзлась и поглотила Мелиною, воистину демоническое создание.

(2) Хтоний (подземный) – один их эпитетов Зевса. Так его называли в своих стихах и Гомер, и Гесиод. Кажущееся странным такое для него прозвище, которое больше подходит его брату Аиду, владыке подземного царства, становится понятным, если вспомнить, что в древнейшие времена Зевс считался богом, который совмещал в себе функции и жизни, и смерти и был владыкой как на земле, так и под землей. В дальнейшем он передал власть над подземным миром своему брату Аиду, однако прозвище "Хтоний" так за ним и осталось. К Аиду оно не перешло.
Зевс Хтоний почитался в Коринфе, согласно Павзанию.

[3] Кора – другое имя богини Персефоны.

[4] Эреб – мрачные глубины подземного царства мертвых.
 
[5] Кокит – одна из рек царствия Аида, в переводе с греческого означает "река плача". Вода в этой реке отличалась воистину ледяным холодом. Кокит вытекал из реки Стикс, а впадал в Ахерусийское озеро, называемое также Стигийским болотом.

[6] Гадес – эпитет бога Аида.

[7] Лилит – злой дух женского пола в иудейской мифологии и демонологии, древнейшего происхождения, восходящего к шумерскому демону Лилиту, который был суккубом, как и Лилит.
Лилит косвенно упоминается в одном месте в Ветхом Завете. Согласно иудейским преданиям, она являлась первой женой Адама, которую Бог вылепил из глины. Однако была с самого начала не женщиной, а демоницей и считала своим назначением вредить новорожденным, за что ангелы наложили на нее проклятие в виде наказания, что у нее самой ежедневно будет умирать по сто детей.
Лилит стремится погубить не только новорожденных, но и навредить женщинам: на беременных навести порчу, а остальных сделать бесплодными. Стремится она погубить и мужчин, но особым способом, недаром ведь она суккуб: она их соблазняет, входит с ними в соитие, после чего мужчины становятся рабами желания, до умопомрачения желающие Лилит снова. В повторном соитии она им отказывают, после чего мужчины умирают от неудовлетворенного желания.
Более поздним аналогом Лилит является демон Ламия в греческой мифологии. Однако похоже, что в орфических гимнах, в единственном древнегреческом источнике, где упоминается Мелиноя, эта дочерь Зевса и Персефоны весьма близка по своей природе к Лилит.

[8] Аорн – название местности в области Феспротия, являющейся частью Эпира, входящего в древнюю Элладу. Считалось, что где-то возле Аорна находилась расщелина, являющаяся одним из входов в подземное царство. Другим таким входом считался лаконийский Тенар. Но, конечно, основным входом считался путь через реку Ахеронт, по которой лодочник Харон за плату перевозил души умерших в царствие Аида.
 
[9] Тартар – великая бездна в древнегреческой мифологии. Первочанально Тартар в греческой мифологии мыслился, как пространство, находящееся ниже Аида и отстоящее от него на столько же, на сколько земля отстоит от неба, а уже потом его значение было переосмысленно, и он трактовался, как самое отдаленное и ужасное место Аида, куда отсылались наиболее ярые святотатцы и грешники, такие, как Тантал и Сизиф.

[10] Танат – бог смерти в древнегреческой мифологии. Является богом подземного мира, но покидает его, когда нужно отправится за очередной жертвой в людской мир, что умертвить ее плоть, что Танат делает, припадая к жертве и жадно выпивая из нее всю кровь. Затем Танат вновь возвращается в царствие Аида. При этом он не берет с собой душу умершего, она отправляется в царствие теней независимо от Таната. Танат лишь умертвляет плоть человека, когда тому приходит время умирать.