Ах этот Чёрный квадрат

Валерий Анатольевич 2
Многие   Авторы   нашего   Сайта   часто   упоминают   “Чёрный   квадрат”    Казимира   Малевича…   А   давайте   о   нём   немного  и   поговорим…


    «Черный    квадрат»?    Как  ни  вглядывайся — сплошная темнота, да  и  только. И  почему ее  хранят    в Третьяковке?   В чем  секрет   картины? Этот вопрос будоражит умы   миллионов  людей  по  всему миру,  вызывая  бурные  споры  и  тем  самым  притягивая массу  любителей  живописи…
      Ну   до   того,   как   говорить   о   Казимире   Малевиче,   начнём,   пожалуй,   с    француза  А. Алле,  который   изобрёл  свою  «монохромную живопись»   В   галерее Вивьен  в  1882  г.   во  время   выставок «Отвязанного искусства» он  впервые экспонировал   совершенно   чёрное   квадратное  полотно «Битва негров в пещере ночью»   (первоначально выставленное  в  золочёной раме)   Не  остановившись на достигнутом  успехе, спустя  год   А. Алле выставил  девственно   белый   лист   бристольской   бумаги   под названием  «Хлоротичные  девицы  идут  к  первому Причастию  в  снежную  пору»…
       Путь   к   Чёрному   квадрату   К.   Малевич   начал   издалека. В   1913 г.   русские  футуристы   задумали  ставить оперу «Победа  над  Солнцем»,  с   текстом    на  выдуманном  языке — «зауми».   Декорации  доверили  Малевичу.  Он   создал  костюмы,  задник   из   геометрических    фигур…  а  затем показал...  обычный  черный  квадрат  на  белом  холсте…  Позже,   в   1915  г    на   футуристической выставки «0,10», состоялась   премьера  картины  «Черный квадрат»,  который   в   каталоге   назывался  «Четырехугольником».   Не  имея строго прямых углов, с точки зрения  геометрии он  и   являлся   четырёхугольником  -  это  была   не  небрежность  Автора, а  принципиальная  позиция, стремление создать динамическую, подвижную форм   (на этом настаивал сам К. Малевич). Строго говоря, из  квадратного  в  «Черном квадрате»  только  сам  холст  размером 79,5 на 79,5  сантиметров.  Сюрпризом  стал  и  состав «черноты»:   художник  использовал  жженую  кость, темно-зеленый   пигмент  и  даже  мел. Поэтому «Черный квадрат» лишен  блеска  и  глянца — только  матовая, глубокая, всепоглощающая  темнота.   Когда «Черный квадрат» стали  исследовать  с  помощью рентгена,   то  под слоем   краски  обнаружили  еще и   авторскую надпись. Специалисты расшифровали два  слова  из  трех — «битва негров», и   предположили, что  на  месте  третьего  прячется «ночью».  Если  это  так,  то  картина  Малевича  является  своего  рода   диалогом   с   французской  картиной…
     Понятные   полотна  с  сюжетами  из  Библии и мифологии остались в ушедшем XIX веке. У   художников появились новые задачи:-   не нужно было рисовать людей и предметы «как в жизни» — с  этим  прекрасно справлялись фотографы. Живописцы   стали    разговаривать со зрителем на языке эмоций.    Ставки  на  цвет (как А. Матисс  и  фовисты),   кто-то  разбивал  реальность  на  множество  осколков (как Пабло Пикассо и кубисты),  а  кто-то  «разбрасывал» по холстам фигуры  и  линии ( абстракционисты). А вот смысл  зритель  толкует,    как угодно: что чувствуешь — то и   правильно…
      Впоследствии  Малевич написал   ещё  несколько  копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Им  были также  написаны  картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») — один…   Хотя    мнения  и    расходятся…
       В цикл картин «Черный квадрат» входит четыре полотна.  Первый «Черный квадрат» находится в Третьяковской галерее, его габариты – 79,5*79,5.   Попал из   Музея  живописной культуры  в 1929 г.   Второй «Черный квадрат» находится  в  Русском  музее  Санкт-Петербурга  с  1977 г., его габариты – 106*106.   Написан  в  1923 г.   для   венецианского  Биеннале. Третий «Черный квадрат» находится в Третьяковской галерее, его габариты – 80*80. Дата написания  – 1929 г., в котором состоялась персональная выставка  Малевича в Третьяковке, но в саму галерею он поступил только в 1934-м.  Четвертый «Черный квадрат» находится  в Государственном  Эрмитаже.
Оценочная   стоимость  Черного   квадрата  К. Малевича:-   20   млн. долларов   с  тенденцией   к   возрастанию  (по версии  аукциона  Sotheby`s,  работающего  с   русской живописью).
      На   то, чтобы  подготовить «Черный квадрат»  к выставке   у   Казимира   Малевича    ушло  два  года…   Он   и   сам   не  сразу понял, что  создал  шедевр.   Но   так родился   супрематизм — абсолютно   новое  течение   в искусстве   а   «Черный квадрат»  стал  его  манифестом…