Многие Авторы нашего Сайта часто упоминают “Чёрный квадрат” Казимира Малевича… А давайте о нём немного и поговорим…
«Черный квадрат»? Как ни вглядывайся — сплошная темнота, да и только. И почему ее хранят в Третьяковке? В чем секрет картины? Этот вопрос будоражит умы миллионов людей по всему миру, вызывая бурные споры и тем самым притягивая массу любителей живописи…
Ну до того, как говорить о Казимире Малевиче, начнём, пожалуй, с француза А. Алле, который изобрёл свою «монохромную живопись» В галерее Вивьен в 1882 г. во время выставок «Отвязанного искусства» он впервые экспонировал совершенно чёрное квадратное полотно «Битва негров в пещере ночью» (первоначально выставленное в золочёной раме) Не остановившись на достигнутом успехе, спустя год А. Алле выставил девственно белый лист бристольской бумаги под названием «Хлоротичные девицы идут к первому Причастию в снежную пору»…
Путь к Чёрному квадрату К. Малевич начал издалека. В 1913 г. русские футуристы задумали ставить оперу «Победа над Солнцем», с текстом на выдуманном языке — «зауми». Декорации доверили Малевичу. Он создал костюмы, задник из геометрических фигур… а затем показал... обычный черный квадрат на белом холсте… Позже, в 1915 г на футуристической выставки «0,10», состоялась премьера картины «Черный квадрат», который в каталоге назывался «Четырехугольником». Не имея строго прямых углов, с точки зрения геометрии он и являлся четырёхугольником - это была не небрежность Автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форм (на этом настаивал сам К. Малевич). Строго говоря, из квадратного в «Черном квадрате» только сам холст размером 79,5 на 79,5 сантиметров. Сюрпризом стал и состав «черноты»: художник использовал жженую кость, темно-зеленый пигмент и даже мел. Поэтому «Черный квадрат» лишен блеска и глянца — только матовая, глубокая, всепоглощающая темнота. Когда «Черный квадрат» стали исследовать с помощью рентгена, то под слоем краски обнаружили еще и авторскую надпись. Специалисты расшифровали два слова из трех — «битва негров», и предположили, что на месте третьего прячется «ночью». Если это так, то картина Малевича является своего рода диалогом с французской картиной…
Понятные полотна с сюжетами из Библии и мифологии остались в ушедшем XIX веке. У художников появились новые задачи:- не нужно было рисовать людей и предметы «как в жизни» — с этим прекрасно справлялись фотографы. Живописцы стали разговаривать со зрителем на языке эмоций. Ставки на цвет (как А. Матисс и фовисты), кто-то разбивал реальность на множество осколков (как Пабло Пикассо и кубисты), а кто-то «разбрасывал» по холстам фигуры и линии ( абстракционисты). А вот смысл зритель толкует, как угодно: что чувствуешь — то и правильно…
Впоследствии Малевич написал ещё несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») — один… Хотя мнения и расходятся…
В цикл картин «Черный квадрат» входит четыре полотна. Первый «Черный квадрат» находится в Третьяковской галерее, его габариты – 79,5*79,5. Попал из Музея живописной культуры в 1929 г. Второй «Черный квадрат» находится в Русском музее Санкт-Петербурга с 1977 г., его габариты – 106*106. Написан в 1923 г. для венецианского Биеннале. Третий «Черный квадрат» находится в Третьяковской галерее, его габариты – 80*80. Дата написания – 1929 г., в котором состоялась персональная выставка Малевича в Третьяковке, но в саму галерею он поступил только в 1934-м. Четвертый «Черный квадрат» находится в Государственном Эрмитаже.
Оценочная стоимость Черного квадрата К. Малевича:- 20 млн. долларов с тенденцией к возрастанию (по версии аукциона Sotheby`s, работающего с русской живописью).
На то, чтобы подготовить «Черный квадрат» к выставке у Казимира Малевича ушло два года… Он и сам не сразу понял, что создал шедевр. Но так родился супрематизм — абсолютно новое течение в искусстве а «Черный квадрат» стал его манифестом…