Имя на поэтической поверке. Константин Бальмонт

Лев Баскин
Призыв к людям – «Будем как солнце!» - желание непомерное – но в этом весь поэт Константин Бальмонт, один из виднейших представителей русской поэзии
Серебряного века:

«Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведёт по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотому,
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!».

Константин Дмитриевич Бальмонт (родился 15 июня 1867 года, в селе Гумнищи Шуйского уезда, Владимирской губернии – 22 декабря 1942 года, Нуази-де-Гран, близ Парижа) – поэт-символист, переводчик, эссеист.

Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы.
Константин Бальмонт рос в небольшой усадьбе отца, помещика небогатого, страстного охотника.

Мать Вера Николаевна – дочь генерала, известного в Шуе и её окрестностях деятельная помещица. По свидетельству поэта, мать оказала на него глубокое влияние.
Именно она ввела его в «мир музыки, словесности, истории, языкознания».

Воспитывался Константин на произведениях русских классиков. Первые поэты, которых он читал, были Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире он больше всего любил «Горные вершины» Лермонтова.

Чтение стало любимым занятием Константина Бальмонта. В его жизни чтение, книга, самообразование играли первостепенную роль.

В 1884 году Константина Бальмонта исключили из гимназии VII класса за принадлежность к кружку, занимающемуся распространением нелегальной литературы, прокламаций комитета партии «Народная воля».

В конце 1884 года, после хлопот матери, он был записан в гимназию города Владимира. Через полтора года Константин её закончил и осенью 1886 года поступил на юридический факультет Московского университета.

Год спустя он был обвинён в участии в студенческих беспорядках, три дня просидел в Бутырской тюрьме и был выслан в Шую. Поэзия в интересах Константина Бальмонта возобладала лишь позже, в юные годы он порывался стать пропагандистом и «уйти в народ».

В 1885 году состоялось личное знакомство Константина Бальмонта с Владимиром Короленко, принявшим близкое участие в его начальной литературной судьбе.

Начинающий поэт получил действенную поддержку мастера.

В 1889 году Константин Бальмонт женился на Ларисе Михайловне Гарелиной, дочери иваново-вознесенского купца.

В марте 1890 года произошёл инцидент, наложивший отпечаток на всю последующую жизнь Константина Бальмонта, он попытался покончить с собой, выбросился из окна третьего этажа, получил серьёзные переломы и провёл год в постели.

Считалось, что толкнуло его на такой поступок отчаяние от семейного и финансового положения, женитьба рассорила поэта с родителями и лишила финансовой поддержки, непосредственным же толчком явилась прочитанная незадолго до этого «Крейцерова соната» Льва Толстого.

Год, проведённый в постели, как вспоминал сам поэт, оказался творчески весьма плодотворным и повлёк «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности».

Первый сборник вышел в Ярославле в 1890 году, на собственные средства, он издал «Сборник стихотворений», с юношескими произведениями.

Впрочем дебютный сборник интереса не вызвал, близкие люди его не приняли, и вскоре после выхода поэт сжёг почти весь небольшой тираж.

Второй сборник «Под северным небом» вышел  в 1894 году, принято считать отправной точкой творческого пути Константина Дмитриевича, в нём отмечается несомненная одарённость дебютанта, изящество формы и свобода, с которой он владеет ею.

В них преобладают мотивы гражданской скорби – отзвук поэзии поздних народников:

«Народ родной, ты истекаешь кровью!
О, если б у тебя нашёлся друг,
Который, наклоняясь к тебе с любовью,
С тебя бы сбросил бремя страшных мук!
                Но нет его… Весёлою толпою
Пируем мы… Кто ты? Незванный гость!
Лишь, как собаке, мы тебе порою
Швырнём в окно обглоданную кость…».
Это из стихотворения «Чёрный год» - о голоде 1891 года.

Вскоре Константин Дмитриевич выступает как один из зачинателей символизма – литературного течения, связанного с идеалистической философией, насаждавшего поэзию намёков, иносказаний, истолковываемых символистами как отблеск иного, потустороннего мира.

В конце ХIХ – начале ХХ века поэт выпустил сборники: «Будем как солнце», «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания».

В десятилетие 1895-1905 годов Константин Дмитриевич был едва ли не самым известным среди русских поэтов, позднее его популярность падает.

Поэзии Константина Бальмонта была свойственна подчёркнутая экзотичность, некая манерность, самолюбование.
Но многие его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка, искусная рифма, они по-настоящему интересны.

Константину Бальмонту в начале века, за первые его двадцать лет, удалось поставить своего рода рекорд, свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку: Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Мясковский ,создали романсы на слова Константина Бальмонта.

От него в этом смысле сильно отстают и Блок, и Брюсов, и Сологуб, и Ахматова…
Константин Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описал их в очерковых прозаических книгах.

В 1896 году Константин Бальмонт женился на переводчице  Е.Андреевой и отправился с супругой в Западную Европу, на два года.

Время  проведённое, за границей, предоставили начинающему поэту, интересовавшемуся, помимо основного предмета – литературы, ещё историей, религией и философией, огромные возможности.

Он посетил Францию, Голландию, Испанию, Италию, много времени проводя в библиотеках, совершенствуя знание языков.
Весной 1897 года Константин Бальмонт был приглашён в Англию для чтения лекций в Оксфордском университете.

Впечатления от путешествий 1896-1897 годов нашли отражение в сборнике «Тишина», критикой он был воспринят как лучшая на тот момент книга поэта.
В марте 1902 года выехал в Париж, затем жил в Англии, Бельгии.

Летом 1903 года вернулся в Москву, затем направился на балтийское побережье, где занялся стихами, которые вошли в сборник «Только любовь».

Проведя осень и зиму в Москве, в начале 1904 года, Константин Бальмонт вновь оказался в Европе, Испания, Швейцария.

Во Франции, в Париже, Константин Бальмонт читает публичные лекции о русской и западноевропейской литературе.

   В конце января 1905 года Константин Дмитриевич едет в Мексику и в США.
Редко кто из русских поэтов ездил так много и на такие долгие сроки.
Но это были не вояжи, а творческие поездки, своего рода поэтические завоевания других земель.

Летом 1905 года Константин Бальмонт вернулся в Россию и был захвачен революционными событиями 1905 года, выступал со стихами, изобличавшими царизм, славящими рабочих.

С конца 1905 года вследствие репрессий самодержавия, жил за границей и получил возможность вернуться на Родину по амнистии лишь в 1913 году, по случаю 300-ия дома Романовых.

Поэту рады, его шумно встречают как знаменитого поэта. В его честь устраивают вечера и приёмы.

За год до приезда в Россию, Константин Бальмонт в 1912 году совершил грандиозное кругосветное путешествие. Лондон, Плимут, Канарские острова, Южная Америка, Мадагаскар, Южная Австралия, Полинезия, Новая Гвинея, Цейлон.

Константин Бальмонт много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

В 1921 году эмигрировал из России во Францию, жил со своей третьей женой Еленой Цветковской и дочерью Миррой названной так в честь поэтессы Мирры Лохвицкой в которую был платонически влюблён, и которая скончалась 35-ти лет в 1905 году.

Время от времени Константин Дмитриевич приезжал и в Москву к Екатерине Андреевой и к дочери Нине, для оказания материальной помощи.

Вынужденный таким образом содержать две семьи Константин Дмитриевич бедствовал, отчасти ещё и из-за нежелания идти на компромисс с новой властью, в России.

В 1923 году Константин Бальмонт, одновременно с М.Горьким и И.Буниным был номинирован Р.Ролланом на Нобелевскую премию по литературе.

Во Франции, в Нуазе-ле-Гран, близ Парижа, в приюте «Русский дом», который содержала Мать Мария (Елизавета Кузьмина Караваева), Константин Дмитриевич Бальмонт скончался ночью 23 декабря 1942 года, в 75 лет, от воспаления лёгких.
Ирина Одоевцева, знакомая поэта, вспоминала:

«В день похорон шёл сильный дождь, когда гроб стали опускать в могилу, она оказалась наполненной водой, и гроб всплыл, Его пришлось придерживать шестом, пока засыпали могилу».
В это время Париж был оккупирован гитлеровцами.

С конца 1960-х годов стихи Бальмонта в СССР стали печататься в антологиях.

В 1984 году был издан большой сборник избранных произведений.

12 мая 2011 года в Вильнюсе (Литва) открыли памятник Константину Бальмонту.
29 ноября 2013 года была открыта мемориальная доска Константину Бальмонту, в Москве, по адресу, Большой Николопесковский переулок №15, строение 1 (дом, в котором он жил последние 5-ть лет, перед выездом за границу).

Рельеф на доске выполнен по портрету Валентина Серова 1905 года.

В 2017 году Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 2 рубля посвящённую 150-летию со дня рождения Константина Бальмонта.
В поэзии Константина Бальмонта читатель и сегодня находит упоённость жизнью, её весной, её цветеньем, её красотой.

Юношеская одухотворённость, обнаженность, радость бытия звучат в тех стихах Константина Дмитриевича, которые всего более привлекли как тонких ценителей, так и всех воспринимающих стихи непосредственно, всей душой, как высокую музыку слова.

Из поэтического наследия Константина Бальмонта.

               ***

О женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Всё, всё возьми себе – за взгляд очей прекрасных,
За слово лживое, что истины нежней,
За сладкою тоску восторженных мучений!
То, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

          «Осень».

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.

          «Хочу».

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Из сочных гроздей венки свивать.
Хочу упиться роскошным телом,
Хочу одежды с тебя сорвать!

Хочу я зноя атласной груди,
Мы два желанья в одно сольём.
Уйдите, боги! Уйдите люди!
Мне сладко с нею побыть вдвоём!

Пусть будет завтра и мрак и холод,
Сегодня сердце отдам лучу.
Я буду счастлив! Я буду молод!
Я буду дерзок! Я так хочу!

             «Минута».

Хороша эта женщина в майском закате,
Шелковистые пряди волос в ветерке,
И горенье желанья в цветах, в аромате,
И далёкая песня гребца на реке.

Хороша эта дикая вольная воля:
Протянулась рука, прикоснулась рука,
И сковала двоих – на мгновенье, не боле, -
Та минута любви, что продлится века.

                «Разлука».
                Сонет.
                «Разлука ты, разлука,
                Чужая сторона,
                Никто меня не любит,
                Как мать – сыра – земля».
                (Песня бродяги)

Есть люди, присужденные к скитаньям.
Где б ни был я, - я всем чужой всегда.
Я предан переменчивым мечтаньям,
Подвижным, как текучая вода.

Передо мной мелькают города,
Деревни, сёла с их глухим страданьем.
Но никогда, о сердце, никогда
С своим я не встречался ожиданьем.

Разлука! След чужого корабля!
Порыв волны – к другой волне, несхожей.
Да, я бродяга, топчущий поля.
Уставший повторять одно и то же,
Я падаю на землю. Плачу. Боже!
Никто меня не любит как земля!
1899 год.

          «Солнечный луч».

Свой мозг пронзил я солнечным лучом.
Гляжу на Мир. Не помню ни о чём.
Я вижу свет и цветовой туман.
Мой дух влюблён. Он упоён. Он пьян.

Как луч горит на пальцах у меня!
Как сладко мне присутствие огня!
Смешалось всё. Людское я забыл.
 Я в мировом. Я в центре вечных сил.

Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Со светлыми я светом говорю.
Я царствую. Блаженствую. Горю.