Русская мадонна-главы из романа Часть 3, глава 5

Сазонов Владимир Николаевич
          ГЛАВА ПЯТАЯ

               1

Жизнь наша продолжение имеет в делах
И в памяти людей, и в детях.
Но человеку мало этого всего,
Он ищет в вечность хоть малую лазейку.
Успеха в этом он добьётся
Коль дадено ему стремление такое.
Поэтому важнее нет вопроса для него:
Угоден он иль неугоден Богу?
Философы над ним немало потрудились.
Религии сильны ответами на них.
А люди отвечают жизнью на него
Здесь и в неведомом пространстве.
Должны мы знать: какими быть,
Чтоб Бога одобренье получить.

               2

Стремленье к вечности - сущего закон,
Инерция безмерного движенья:
Живи великим, будущим в себе,
Иное - остановка сердца.
Пусть благом кажется вкусная еда,
Здоровье и комфорт домашний.
Нам уваженья хочется, любви людей,
Но все убого без будущих мгновений.
И если вечность наша только миф,
Лишь в тленье тела можно проследить,
Надежды нет тогда на вечное движенье:
Не стоит, значит, душу укреплять,
Чтоб быть ей крепкой и могучей
Для вечности, а не на всякий случай.

               3

Любовь Михайловне звонят.
В дверях мужчина средних лет.
За ним ребенок лет шести:
А мальчик, девочка?  - Не ясно.
Но сердце екнуло у Любы,
Оно ей подсказало сразу:
Пришла к ней внученька родная,
Настал момент желанный для нее.
Взгляд выжидательный по-детски,
В нем грусть, готовность ко всему,
Застенчивость и отстраненность,
А в остальном – ребенок, вот и все.
Мадонна сдержана в эмоциях своих,
К себе гостей спокойно пригласила.

               4

Нас часто ожидания смиряют,
Когда нам чувства надо проявлять.
Мы от других их ждем напрасно,
Молчания неловкость порождая.
Но у дверей оно недолгим было,
Ведь ситуация была ясна без слов.
Мужчина поспешил проститься,
Мол все подробности в письме.
Вот смотрят Любы друг на друга:
Картина - Рембранта достойна.
Одна печальна и жалка, как блудный сын,
Другая величава состраданием.
В нем осознанье собственной вины,
Покорность вечному устройству жизни.

               5

Нарушила молчанье тихо внучка:
«Ты бабушка мне иль это враки все?
Отец мне говорил: ты вредная старуха,
А мне понравилась ты сразу.
И если не прогонишь ты меня,
То я, наверно, полюблю тебя».
Шесть лет – уже немалый возраст.
Увидеть внучке многое пришлось.
И все ж, душа не тронута пороком,
Способна, видно, жизнь начать с нуля:
С простых и милых детских впечатлений,
Общенья в радости, непринужденных чувств,
Шагов нетвердых, наполненных восторгом,
И не растраченной в словах любви.

               6

Жизнь внученьки бабуля мало знает.
Но ясно ей, что надо зарождать иную,
Чтоб детство у нее сначала начиналось.
Сомненья были у Мадонны:
Способна ль прошлое победить она?
Оно желает господствовать над нами,
Упрямо путь в нас пролагать.
Но безнадежно ль это, думала Мадонна:
Ей надо ль с прошлым враждовать?
Должна она бороться с ним,
Чтоб будущему внучки не мешало?
Но Люба, верная своим стремленьям,
Как и всегда, идёт своим путём,
Включая воспитанье внучки.

               7

Я соглашусь, труднейшая задача,
В себе нам прошлое не замечать.
Забыть его, жить только в настоящем:
Как будто прошлого и не было совсем.
Стремленью этому немногие подвластны.
Ведь даже сон порой не покидает нас.
Успех в другом, назад надо вернуться,
Как будто прошлого и не было совсем:
Отрезок прежней жизни по-новому прожить,
Так волю к будущему подтверждать.
Пусть детство было не таким как должно
Иль страстность к познанию юность обошла,
Мы к ним обязаны с усилием вернуться,
Их так прожить, чтоб к лучшему придти.

               8

Путь этот очень труден.
Пугает многих даже мысль о нём.
Мадонна ж ситуации созвучна.
Как многое, ей это удается:
За год она проходит с внучкой путь,
Которому отведено природой шесть.
Хоть в мелочах таится суть вещей,
Не буду все же углубляться в них.
Ведь не трактат о воспитании пишу,
Я озабочен лишь судьбой моих героев.
В ней всякое бывает - все возможно,
И все ж успех Мадонны предрешен:
Жизнь внучки будто начиналась
Шагами ее первыми в Москве.

               9

Пусть примут многие за странность,
Чудачество, безумия порывы,
Но бабушка так начинала воспитание,
Как будто внучке от роду был год.
В свои шесть лет она бы не пропала,
Хоть окажись среди чужих людей.
Мадонна же, в стремленье страстном,
Ее, грудную будто, одевала по утрам.
Сопротивление недолгим было.
Охотно в дочки - матери играли.
Любовь взаимная с игрой пришла.
А уж какая? Уточнять не стану.
Со смехом позже вспоминали,
Как приходило душевное родство.

               10

Под семьдесят и шесть! Возможно ли такое.
Чтоб возрасту, обычаю наперекор,
У внучки бабушка была подружкой,
Наставницей, как почитаемый отец.
Стеченье ль обстоятельств было в том,
Иль времени неукротимое веленье,
Но часто люди наблюдали во дворе,
Их вместе, погруженными в общенье.
Иль вот: идут они рука в руке,
Слегка раскачивая ими на ходу.
Когда же бабушка на внучку нежно взглянет,
Та отвечает ей любовным взглядом.
Достойны также нашего вниманья
Их разговоры о жизни и природе.

               11

«Смотри, бабуля, воробей дрожит -
Зимой они по парку проходили.
Давай возьмем его домой,
Пусть до весны у нас он поживет.
Наверно заболел, от нас не улетает,
Не должен воробей здесь мерзнуть.
Не ласточка он, не скворец,
Чтоб гибнуть в наши холода».
Мадонна рада проявленью чувств,
Охотно птицу вместе подбирают.
Домой поспешно с ней идут,
В заботах радость предвкушая:
Порывы добрых чувств у внучки
Помощники ей в воспитанье.

               12

Иван приехал вечером к Мадонне,
Чтоб наболевшие вопросы обсудить.
Она тогда читала сказку внучке.
Ждал Любу он в комнате передней.
Давно уж прежняя была поделена,
Когда подростком еще Миша был.
Иван вникает в содержанье сказки,
Перебирая в памяти свои проблемы.
Как ясно все и просто в сказках,
Наверно, так должно быть у людей.
А он вяло отличает зло - добро,
Противоборством их не увлечен.
Он потому безволен в деле,
И нерешительны его поступки.

               13

Но перемены ему необходимы,
Иван давно уж это осознал.
Конфликты не случайно возникают
И на работе, и в семье его.
Он их уже почти не различает:
Живут в нем фоном постоянным.
Пора ему самокритичным становиться,
Признав в себе их общую причину.
Но он не хочет с собой конфликтовать,
Поэтому в неволе с окружением живёт. 
Снижался от того к науке интерес,
Разлука с Лилей казалась неизбежной.
Все глубже начинал он сознавать
Трагичность положения такого.

               14

Теперь он знает: Лиля в нем ошиблась.
Да и его любовь к ней слишком уж телесна.
Она его не наполняет так, как прежде.
Терял он веру в их единстве.
Не верит он в ее супружескую верность,
Сомнительны ее карьерные успехи.
Такие достижимы лишь тогда,
Когда в них честь иль совесть заложили.
Ему не нравится в ней жажда власти,
И даже унижали проявления ее.
Хоть Лиля и внушала ему мысли,
Которые должны бы оправдать ее:
Мол, власть нужна для блага человека,
Коль нет её над ним, развитие в застое.

               15

Имела твердые сужденья Лиля,
Ивану их внушая постоянно:
Особая порода есть среди людей,
Покоя не дают себе подобным,
От дремы их будят постоянно,
Чтоб счастье в лени не искали.
На все имеют право эти гегемоны.
Казнить и миловать, любить и предавать.
В них истина времён запрятана,
Харизмой их и движутся миры.
К путям истории они чувствительны,
Живет в них страсть осуществления её.
Достойней нет предназначения,
Чем быть в числе таких людей.

               16

Иван не мог в том с Лилей согласиться
Но и не мог ей достойно возразить.
Весь опыт жизни подтверждал ее слова,
Хоть он испытывал противоборство им.
Покойна и привычна жизнь с вождями,
Но нет в ней сердцу умиленья:
Жизнь личная и та - обман,
В ней проявленье чуждой воли.
Он должен убежденье обрести,
Чтоб смог он Лиле возразить.
Не только ей, и многим тем,
Кто властью над другими вдохновлён.
Должно у жизни быть иное основанье.
Он должен отыскать его.

               17

Маршрутов много средь проторенных дорог.
И в институте, так же как в семье,
Начальство правит, опираясь на харизму.
С работой ладилось Ивану до поры,
Пока он знанья, опыт набирал.
Теперь, когда свое имеет направленье,
Он должен руководству угождать
И помнить, что оно его растило:
Настало время по счетам платить.
Начальство не приемлет результатов,
К которым он пришел в своей работе:
Не истинность определит ее успех.
А преданность и верность тем,
Кто власть в науке захватить сумел.

               18

Начальство ждет присяги от него,
Что будет "правила" он соблюдать.
Так власть людей харизмотичных
Преградой стали в поисках его.
Материи законы хотел он постигать,
Ему ж навязывают интерес иной.
Он сможет ли смятенье одолеть
Иль в творчестве научном обречен.
Лишь с кистью иль пером в руке
Свободен был он в поисках своих.
А здесь зажат в невидимых тисках:
Бежать иль выход находить?
Чтобы найти ответы на свои вопросы,
Ивану надо их с Мадонной обсудить.


               19


Для беспокойства будто нет причины.
На конференцию едет он с докладом:
«О роли примесных неоднородностей
На долговечность, деградацию приборов».
Он знал им завершает свое дело,
Что дальше его тема не пойдет.
Она вскрывает многие просчеты,
Что совершало прежде руководство
При разработке конструкции приборов
И технологий их изготовления.
Затраты производства в итоге велики,
А сроки службы у приборов слишком низкие:
На испытаниях уходит много в брак,
Отказывают они часто в полевых условиях.

               20

Мадонна кончила читать,
Заснула Любушка под сказку.
Она к Ивану вышла осторожно,
Дверь за собою плотно прикрывая.
За чаем разговор не быстро развивался.
Иван вначале о докладе говорил.
Затем, как будто исподволь,
Затронул наболевшие вопросы.
Их формулировал довольно точно:
Он оказался в невольном положенье.
В семье и на работе принуждение.
Не хочет жить по правилам таким.
Они его нещадно угнетают.
Как поступать ему с собой? Не знает.

               21

«Опять ты миром недоволен -
Ивана вновь Мадонна вразумляет -
Мишень теперь иная у тебя:
Стремленье к власти у людей
Затмило их корысть собою.
Максимализм твой затянулся,
Не юноша же ты теперь, а муж.
Пора тебе на жизнь и человека
Смотреть открытыми глазами.
Вопрос не прост, на самом деле:
Ведь повеленье нам пока необходимо.
Не всё во благо, что по нраву нам:
Жестоко Моисей народ свой создавал,
Иначе вряд ли что-то получилось у его.

               22

К свободе, вроде, нас вели вожди.
Потом уж появилось - «справедливость».
Слагали песни им и троны возводили:
Кумирами людей тираны становились.
Они нам указали цели и стремленья,
Священными потом их люди называли.
Пусть не умышленно, а исподволь,
Стремленье к власти в человеке поощрялось.
Теперь уродливые формы приняла оно.
Так угождение дарует часто власть,
Она, как и корысть, всеядна в проявленьях.
И что порочного во власти не поймешь,
Ведь строго обвинить ее и не в чем:
Лишь гнет душевный ощущаем от неё.

               23

Уменьем властвовать не все наделены.
Обычно те, кто осознал возможности свои
Для достижения желаний тайных.
Нас разделяет власть, порой соединяет.
Хоть партия у нас одна, но и она
Разделена по частным интересам.
В ней братство лживое меж теми,
Кто встал под знаменем одним.
Но в этом братстве миф и только:
В нем властолюбцы и бандиты за одно.
"Братан" привез мне внучку из Сибири,
Ты видел бы его жестокие глаза.
Увы, лишь вождь нас может «породнить»,
Власть навязав свою, как общий интерес.

               24

Корысть, стремленье к власти
Не в природе человека -
На эту тему я много размышляла,
А утверждались практикой людской,
Основы управленья ими создавая.
Исконны человеку те лишь чувства,
Что доставляют радость, наслажденье.
Любой я думаю их может перечислить:
Добра творение, любви, надежды,
Всего, что нам дает согласие меж собой:
Ту силу, что нас к вере, истине ведет.
Об этом надо чаще думать, говорить,
Чтоб дух и душу ими укреплять,
Греховным чувствам волю не давать.

               25

Власть святостью живет людскою,
Питаясь ею, как яблоком червяк.
Святое в нас использует умело,
Иначе гибнет от "несварения желудка".
Власть наша к гибели близка -
Ей святости людские не нужны.
Корысть – ее смертельный враг,
Она любую к пропасти приводит. 
И все же непрерывно жизнь течет.
В ней нет чрезмерных поворотов.
Генсеки, власть царей сменив,
Всем управляют также как они.
Лишь лицемерия у первых больше:
Уступка времени и пожеланиям людей.

               26

А если посмотреть на мир
В масштабе планетарном.
Увидим мы у властей те мотивы,
Что существуют в стремлениях людей.
О них судить мы можем по себе,
Отбросив скромность, солидарность,
Лишь вглядываясь в суть людскую.
Хотела я любви, искала в ней усладу.
В тебе же чувства социальные живут,
Ты ищешь истину и правду.
В плену своих страстей мой Миша,
А Лиле только власть нужна.
Могла бы многих я перебирать,
Мотивы прочие у власти находить.

               27

Нам с миром связь необходима.
Её мы видим у растений и животных:
В природе всё зависит друг от друга.
Так мелкая букашка, зверь любой,
Травинка иль цветок едва заметный
Взаимным интересом сплетены,
Им служат эволюции природной.
А в нашей жизни по другому все:
Отделены мы друг от друга.
Вражде мы предаемся постоянно:
В духовной сфере дилетанты мы.
Стремленья наши разделяют нас,
Хотя должны мы дополнять друг друга:
Иначе к гармонии и счастью не придти.

               28

Как зарождаются наклонности людские?
Их облекаем мы в моральные одежды.
Не важно, наследственны ли их истоки,
Иль главное - среда и воспитанье?
В них, может, голос мудрости природной
Иль повеленье, замысел Творца?
Нас и религии тоже разделяют.
Я православию вверила себя.
Но многое в нем не осознано еще.
Оно, как нераскрывшийся цветок,
Ещё таит в себе благоуханье:
Покой душевный, благодать.
В нём практика людская и корысть
Ещё живут открытым проявленьем.

               29

По телевизору я крестный ход смотрела.
И пропустили же такую передачу?
Прошли паломники много километров.
Спросили их: «Зачем они идут?»
Каков ответ: «Идем за благодатью!»
Корысти в ответе, вроде, есть,
Но как же он воистину глубок.
В чем благодать? Ответ неясным будет.
Их спрашивать о ней, я думаю, не стоит,
Да и не все почувствуют её.
Я в благодати вижу жизни асимптоту,
Успехи, радости праведного в ней.
Должны стремиться к благодати все,
Чтоб ею утверждая единство меж собою.

               30

Таких понятий нет у иных церквей.
Точней, затмили их иные повеленья:
Муштра и дисциплина у католиков;
Успех в делах у протестантов.
О сектах бесполезно рассуждать,
Их множество, как слабостей людских.
В исламе и иных религиях восточных
Живого Бога нет, а без него какая благодать?
Слеза не истечёт от умиленья без Него
И чувства радостью не разгорятся.
И главное – в человеке Бог,
Он проявиться в нас стремится.
Как все живое, так и Бог,
Желает в ком-то воплотиться.

               31

Внимать душой нам надо бы себя,   
Чтоб Божье в нас не потерялось.
А святости, что скрыты в нас,
Должны беречь, в них благодать.
Святые править бы должны.
Им все для этого дано.
Таланты наши - святости обличье,
Должны мы людям отдавать.
А нами правят люди страсти.
В них святость занята пороком.
Порыв святой ведёт нас к праведности,
Желанье справедливости - один из них.
Не той, конечно, что в лозунгах звучит
Во времена кровавых революций.

               32

Хоть и различны святости по сути.
Но проявляются в стремлении одном:
Быть верным только тем поступкам,
Что благодатью отзываются в душе.
Туманен тезис, многим не понятен,
И не пригоден, вроде, к примененью.
Таит в себе движенье в состояньях:
Поступок только - проявление их.
Желанье святости в нас пробуждается тогда,
Когда иное нам помочь не может:
Зов плоти, обольщенье силой
И мненье окружающих людей;
Как и успех суетный, властный окрик
И обольщенье искушённостью ума.

               33

Опять с тобой я увлеклась, Иван.
Теории все это, но без них нельзя.
В развитье нашем нужен вектор,
Чтоб разум к святости вести.
В исканиях этих логика нужна,
Чтобы к святому интереса не теряли.
При этом мир нам осуждать нельзя:
В движении его лишь мы ему опора.
Фундаменты при этом подвижные нужны,
Духовные по содержанью своему.
Перетекают в нас стремленья их,
Копя энергию будущих свершений.
И мы, ведя подобные беседы,
Процессам этим помогаем».

               34

Таким вот длинным монологом
Веду к концу своё повествованье.
На время полагался, назначение его,
Когда движенье мысли, чувств - души
В нерукотворное вместилище слагал.
Судьбу народа осветить хотел,
А вместе с ним и дух эпохи.
Свои идеи ими излагал,
Духовный мир обогатить надеясь.
Должно быть вечным во Вселенной всё:
И мысль, рожденная неистовым умом,
И камень, брошенный в ярости беспечной.
Свершения любые в Ней оживут -
Как мы – ее незрелые созданья.

               35

Жива эпоха до своей поры,
Пока другая не пришла на смену.
Томится в ожидании её народ:
Кому охота жить в такие времена,
Когда его эпоха – труп смердящий.
Все тленьем в ней поражено,
Нет целей, признанных народом.
А личные стремленья человека
Несовместимы с эпохой уходящей.
Нет проку в положении таком,
Но выход из него нашёлся:
Уже идет во власть могильщик пьяный,
Чтоб труп эпохи схоронить,
Народ ее забвеньем предавая.