Грани Истины-15

Борис Ефремов 2
Глава тринадцатая

ПРЕДИСЛОВИЕ К ШЕСТИ ДНЯМ ТВОРЕНИЯ

Рассматривая ангельскую жизнь,
Её логическое сотворенье,
Вдруг замечаешь в этой странной массе,
Почти неограниченной, незримой,
Такой порядок и такую связь
Причин и следствий, что и малой доли
Сомнений нет в продуманности чёткой
Могучей созидательной работы.

При одинаковости общих качеств –
Духовности, и разума, и воли,
И полной бестелесности почти что, –
Все небожители идут по чину
От ангелов простых до серафимов,
Являющих собой вершину свойств,
Которые мы только что назвали.

Поэтому и логосы триад,
Являя в бытие триады эти,
Отличия имеют друг от друга
Лишь только в том, что каждая сложнее
Становится идеи предыдущей –
Какая-нибудь новая черта
Появится, какое-нибудь свойство,
Которое превысит прежний логос.

И так живая движется цепочка
В создании Господнем, усложняясь
По мере продвиженья своего.

Мы знаем, что началу всех идей
Быть надобно простейшим из простейших,
Поскольку мир возник из ничего.
Но даже первый миг возникновенья
В себе уже содержит и пространство,
И время, и подобье вещества.

Тут в логосах уже не простота,
А в некотором виде усложнённость.
Но где же простота? Да вот она.
Первейший логос ангела. Ведь сущность
Его – едва ли сыщешь в мире проще.
Бесплотный дух. Когда б не жизнь его,
Не разум и не воля, что известно,
Неотделимы от него, – пожалуй,
И дух бы превратился сам в ничто.

Но Бог придумал мыслящего духа,
Почти без плоти, со свободной волей,
И логосом назвал свою идею,
И в миг созданья всемогущим словом
В реальное творенье обратил.

Представить невозможно – в Небесах
В незримый миг всё ангельское войско
Явилось разом, и свою задачу
С рожденья начал каждый выполнять,
Как роль свою в сообществе земном
Любой по Божьей воле выполняет.
Но о земле – потом, сейчас – о Небе.

Простейшие из логосов создал
Творец в Своём превечном безвременье.
В них только дух и только призрак плоти.
И тем не менее, из простоты
Такое множество разнообразных
Существ явилось, что создать такое
Мог только Вседержитель. Это к слову,
К цепочке наших прошлых доказательств.

Идеи неба, или же пространства,
Неотделимы от идей земли,
Материи и времени, что в мире
Загадочно возникли в тот же миг,
Подобно войску дивных Сил бесплотных.

Но эти логосы, они вторичны
Уже хотя бы потому, что в них
Слились материя, и небеса,
И время, и еще разумный дух,
Который, в тропосы переселившись,
Их оживил и в мире вещества
Бытийствовать и действовать заставил.

И здесь везде тончайшие идеи –
От самого простого до сложнейших
Соединений по родам и видам,
Причём, соединенья эти, тесно
Друг с другом слиты крепко и не только
Логической потребностью, но жизнью,
Всеобщим, всеохватным бытием.

И нету ни возможностей, ни сил
Подробно показать всю сложность эту.
Тут и поэмы Мильтона не хватит,
И ста таких увесистых поэм,
Вместить в себя лишь малую частицу
Великого всемирного рожденья,
Которое небесные идеи,
А с ними их земные отраженья
По слову Господа произведут.
Но, помня о возможностях своих,
Я попытаюсь несколько примеров
Безмерной мощи Бога привести.

Создание Небесных Сил бесплотных
Основой стало для других творений. –
Все тропосы предметов и явлений,
Как люди сердце чуткое, имеют
Духовные начала, суть которых
Руководить, вести их к дальней цели.
И скажем больше – для охраны им
И ангелы небесные даются.
Скорей всего, они руководят
Духовными началами творений.

Позднее, создавая человека,
Господь использовал свой первый логос.
(Так, впрочем, он использует любой
В своей великой творческой работе).
И дух, и разум, и свободу воли
Он человеку передал, и тело.
Но тело уплотнил, и этим самым
Соединил в творенье два начала –
Духовное и косное. И так же
Он ангела ему навечно дал.

Мир, в силу человеческой гордыни,
На первый взгляд, стихийно-хаотичен.
Но приглядишься – начинаешь видеть
Триадную закономерность в нём,
Периоды разжатия и сжатья,
Эпохи вечных взлётов и падений,
Духовное стремленье к высшей цели,
Пусть далеко не всех, но приобщённых
К непогрешимой Истине Христа.

И это говорит о том, что есть
Безмерный логос общего развитья,
Который, воплотившись в Мирозданье,
По воле Бога управляет им.
И этот логос в Троице единой,
В превечном Сыне вечного Отца.

6.02.15 г.,
Блж. Ксении Петербургской


ЧТОБ ДУХ ГЛАВЕНСТВОВАЛ НАД ТЕЛОМ…

(Реплика)

«Поэта долг – пытаться единить
Края разрыва меж душой и телом.
Талант – игла. И только голос – нить .
И только смерть всему шитью – пределом».

Иосиф Бродский

Поэта долг – с Христом нас единить.
Чтоб дух главенствовал над телом.
Талант – игла. Живое слово – нить.
И даже смерть не может стать пределом.

24.01.15 г.,
прп. Феодосия Великого