Одинокий Пастух

Наталья Лешукова
В одной горной стране, на склоне труднодоступного ледника, затаилась маленькая пещерка. До ближайших горных селений - не менее сотни верст, поэтому никто из горцев даже и не подозревал о её существовании, кроме одного человека. Человек был настолько одинок, что все, возможно и он сам, забыли имя, данное ему при рождении. А так как летом он пас овец на горных лужайках, то все его называли Одиноким Пастухом.

Летними ночами Одинокий Пастух сгонял овец в огороженное плетнем место, а сам спал под открытым небом, подстелив себе под голову овечьи шкуры. Но часто даже и не спал, а подолгу глядел в звёздное небо. Зрение у Одинокого Пастуха было отменное – он мог разглядеть даже самую маленькую звездочку… А еще он знал, как называется каждая из них. Откуда такие знания у простого пастуха? Никто не знал… И нам это неведомо…

А ближе к зиме, когда наступали холода и плотный слой снега укрывал некогда цветущие зелёные лужайки, Одинокий Пастух возвращал подопечных овечек в хозяйские дворы, а сам куда-то исчезал… Все думали, что он уходил куда-то далеко, а дело было простое: ещё в молодости он набрёл на ту самую пещерку в скале, покрытой вечным льдом. Внутри пещерки было тепло, она была хорошим укрытием от холодных ветров и снега. А еще в ней был умело сооружен небольшой каменный очаг. Кем? Неизвестно… Возможно, очень давно каким-то отшельником, ушедшим от мира, чтобы провести остаток жизни в одиночестве и молитве… Говорили, что когда-то в этих горах прятались от гонений христиане, но с тех пор миновало много лет...

В этой пещерке и проводил зимы наш Одинокий Пастух. Пламя в очаге освещало нехитрое убранство пещеры: грубо сколоченный стол, пень-табурет и лежанку в углу, на которую Одинокий Пастух стелил для мягкости пышную солому, а сверху – всё те же овечьи шкуры. Были у него запасы: высушенный овечий сыр и зерно, принесенное из долины, а чай он заваривал сухими ароматными травами и ягодами. Но самой большой ценностью был небольшой сундучок с несколькими старинными книгами, которые он подолгу перечитывал, придвинув табурет поближе к очагу. Купленные в селении свечи Одинокий Пастух берег и без особой надобности не зажигал.

В одну из зимних ночей случился в горах снежный обвал. К счастью – далеко от пещеры. Но содрогания гор были такими мощными, что и пещеру тоже трясло. И огонь в очаге погас. А в одной из стен пещеры образовалась небольшая крестообразная трещина. Было жутко. Пастух в страхе выбежал на небольшой полукруглый выступ, упал на колени и взмолился, воздев руки к небесам. А ведь до этого случая он даже и не задумывался о том, существует Бог или нет. Его существование на лоне живой природы было таким естественным и безмятежным, что он полагал: ничье участие ему не требуется. Сколько времени молился – он даже не запомнил. Пришёл в себя, когда стихия успокоилась… Надо было возвращаться в пещеру. Осторожно, по стеночке, вошёл внутрь, на ощупь нашел свечу и спички, зажёг… Пламя осветило потрёпанное стихией жилище отшельника. Все было в порядке. Вещи все остались целы. Лишь лежала около стены груда мелких камней, вывалившихся из образовавшейся трещины. Повреждение было незначительным и угрозы для жизни не представляло. Но что это? Из трещины торчал угол металлического ящичка… Чей-то тайник? На камнях были видны были следы вещества, с помощью которого ящик был замурован.

Одинокий Пастух поставил свечу на стол и стал осторожно выковыривать ножом ящичек. И наконец извлек его на свет. Замок на ящичке отсутствовал, а на крышке его был выгравирован крест. Пастух поднял крышку – внутри была только одна большая старинная книга в пыльном потертом переплёте. Пергаменты были исписаны ровным, красивым почерком. Незнакомец, ее написавший, постарался на славу, тщательно выводя каждую завитушку букв... И написана была книга на родном языке Пастуха. А называлась она – Евангелие!

С тех пор Одинокий Пастух читал зимними ночами только Евангелие. Сначала он мало что понимал. Но когда начал читать книгу в третий раз, до него постепенно стал доходить глубинный смысл её слов. Через несколько недель он уже знал наизусть несколько глав, а к концу зимы уже выучил всё Евангелие от корки до корки, но все-таки продолжал его читать. И каждый раз бедному пастуху открывались всё новые и новые глубины божественного Писания. То, что оно не от нашего земного мира, – это он почувствовал всей своей душой и сердцем.

Особенно полюбилась Одинокому Пастуху притча о заблудившейся овце. Какое поразительное совпадение – ведь он тоже пастух, и в его отаре - сто овечек. И о каждой он заботился с отцовской любовью.

В то лето жители горнего селения поручили ему пасти только девяносто девять овец. Одной овцы не хватало. Странно! Пастух внимательно осмотрел каждую. Все здоровые, без повреждений. Он уже собирался выгнать овец из загона, чтобы отправиться на дальнее пастбище, где росла самая сочная трава, но вдруг его окликнула пожилая вдова. Была она вся в черном - ещё носила траур по умершему мужу. На руках у вдовы пристроилась маленькая белая овечка. На лбу - черное пятнышко в виде крестика. Женщина несмело проговорила:

- Постойте, Одинокий Пастух! Прошу, возьмите и мою овечку в стадо. Она немного повредила себе ногу. Но если её отнести на дальнее пастбище, то сочная лечебная трава ее излечит. А здесь она погибнет. Сено у меня давно закончилось, и кормить её нечем. Сама после смерти мужа живу тем, что Бог пошлёт. Возьми с собой овечку, мил человек! Не откажи…

Одинокий Пастух вздохнул. Он понимал, что больная овечка создаст ему много трудностей в переходе на дальнее пастбище. Ведь ему нужно привести туда и обратно всю отару в целостности и сохранности… Может быть, отказать вдове? Но тут он вспомнил свою самую любимую евангельскую притчу, и у него по спине пробежали мурашки… Вот оно! Сам Господь говорит сейчас с ним устами этой бедной женщины!

Одинокий Пастух молча забрал овечку из рук вдовы, завернул в тёплое одеяло и пошагал… Отойдя немного, он обернулся. Всегда суровое его лицо изменилось, оно светилось какой-то загадочной и очень доброй улыбкой:

- Не переживайте, всё будет хорошо! - сказал он вдове.

Овцы послушно последовали за своим пастухом. А женщина долго смотрела им вслед, пока они не скрылись из глаз.

Одинокий Пастух благополучно привел отару на дальнее пастбище, и больная овечка была такой спокойной и ласковой, что не доставила особых хлопот. А трава выросла на славу! Сочная и аппетитная. Овечка вдовы быстро поправилась. Только немного прихрамывала. Пастух не спускал с неё глаз. Уж очень она ему полюбилась. Несмотря на свою хромоту, овечка стала очень резвой: того и гляди свалится в какую-нибудь расщелину… Остальные овцы раздобрели на сочных травах и стали похожи на белые пуховые облака. И вот пришло время возвращаться домой. Пастух вел отару по узкой горной тропинке медленно и осторожно, следя за тем, чтобы никто из овец не свалился в пропасть. Маленькая овечка бежала рядом с ним, смешно прихрамывая. И вдруг она убежала вперёд…

- Стой! – крикнул испуганный Пастух.

Но было поздно… Овечка поскользнулась на круглом камушке и сорвалась в пропасть… Но не упала, а запуталась в ветках кустарника, торчащего чуть ниже её края.… Надо было спасать несчастную овцу. Пастух дал овцам команду стоять, а сам обмотал один конец верёвки вокруг старой ветлы, а другой обвязал себя и стал спускаться к обрыву… Все овцы замерли в ожидании… Они как будто понимали всю серьезность происходящего.

Вот Пастух благополучно достиг куста, где запуталась бедная овечка. Он быстро освободил её из плена и выбросил на безопасное место. Сердце Одинокого Пастуха переполнила необычайная радость… Евангельская радость о спасении одной заблудшей овцы! Но надо было ещё выбраться из обрыва на безопасное место. Пастух сделал один шаг и… Старая ветла не выдержала его веса и обломилась… Одинокий Пастух разбился, спасая любимую овечку. Долго плакала она у обломившейся ветлы и остальные овцы плакали вместе с нею. Шло время, но овцы не решались продолжить в путь без своего пастуха. Прошла ночь, но они все так и стояли на месте его гибели. И вдруг маленькая овечка смело вышла вперед и повела своих сородичей домой, в деревню. Взрослые животные послушно пошли за нею. И до ночи все они добрались до своих хозяев.

Жителей деревни очень удивились: овцы пришли сами, в целостности и сохранности! А где же Одинокий Пастух? Утром мужчины отправились на поиски и принесли горькую весть… Останков они не нашли, но по обломанной ветле и обрывкам веревки догадались, что Одинокий Пастух погиб, спасая какую-то из овец…

А маленькая овечка спасла от голода свою хозяйку-вдову, дав ей для продажи много-много красивой белой шерсти.

С тех пор минуло много лет, пятьсот или даже больше… А предание об Одиноком Пастухе до сих пор живет в том горном селении. Люди передают из уст в уста истории о том, как Одинокий Пастух, которого они почитают как святого, непременно приходит на помощь, если кому-нибудь из пастухов грозит опасность, и спасает от погибели в самые отчаянные моменты.И при этом оставляет знак: христианский крестик, начертанный на глине или песке, а иногда выложенный на камне из маленьких прутиков…

А в горных долинах и среди скал теперь повсюду можно увидеть каменные стены храмов. И купола сияют над селами. Их становится всё больше и больше. Так случилось, что исполнение евангельских заповедей одним человеком привело к духовно-нравственному возрождению целый народ.