Израиль. Воспоминания

Трофимова Светлана
Наконец,  долгожданная  дорога – в пасхальный Иерусалим – Землю Обетованную!

И первая остановка – Мёртвое море…Утро… Израильтянки предложили целебные грязи уникального моря, в котором не плещется ни одна рыбка. Нанеся друг на  друга целебную  тёмную  массу, мы направились к морю…Удивительно, но это море не хотело ощущать чужеродные  движения в своём естестве…и мы зависли в солёных тяжёлых водах экзотического уникума. После принятия таких ванн, все с удивлением отметили, что бром, который содержится в целебных водах моря, очень благотворно повлиял на наши организмы, умиротворённые и успокоенные мы прибыли в Иерусалим.

Вот она – Масличная – Елеонская  гора! ..  И со смотровой площадки  Масличной горы перед взорами удивлённых туристов предстал белый город во всей своей утренней красе, а золотой точкой – символом исходной точки творения Всевышнего -  возвышался сверкающий свод мечети Купол Скалы - место на горе Мориа, где находится основа Краеугольного Камня.

Я попыталась сфотографировать красоты Старого города, но…тщетно…Видимо, атмосфера солёного Мёртвого моря повлияла на качество моего фотоаппарата – батарейки – разряжены, и снимки, к сожалению, не получились. И, почувствовав в этом Божье Провидение, довольная восхитительными видами Иерусалима, я просто окунулась в слияние эпох белокаменного города.

Масличная (Елеонская) гора, где волею судеб оказалась и я,  связана памятью с именем царя Давида, который на этом месте поклонялся Богу. Его сын - мудрый  царь Соломон построил здесь капища для своих иноземных жён,  в пределах Масличной горы нашла своё упокоение и египетская принцесса – супруга Соломона.

На склонах горы также находится древнейшее еврейское кладбище, где   похоронены пророки – Аггей, Малахия, Захария. Каменные усыпальницы впечатляют! Особенно гробницы Захарии и коэнов Бнер Хазир. Они расположены рядом... Этот комплекс напоминают своими очертаниями, если визуально их совместить, пирамиду Хеопса с мастабой смотрителя некрополя Сешемнефера …только меньших размеров. Та же пирамидальная форма, ниша - вестибюль  и две колонны. В Иерусалиме это одно из самых первых еврейских захоронений….

Какие традиции вынес этот народ из Египта? Что означает пирамида? Древний алтарь, место для моления?.. Ведь монолитное  изваяние гробницы Захарии в виде пирамиды не имеет погребальной камеры. А две колонны возле жреческих усыпальниц – символ чего? Возможно…двух энергетических потоков, образующих единый вихрь или спираль?..

В книге Пророка Захарии сказано, что «в конце дней Мессия взойдёт на Елеонскую гору и оттуда по звуку трубы Иезекииля начнётся воскресение мертвых». Рядом находится и Кедронская долина,  где прозвучит труба архангела и воскресшие мёртвые предстанут пред Судом Божьим.

Масличная гора завораживает своей непостижимостью и святостью, в христианстве она также связана с Елеонской проповедью, Страданиями Христовыми, Вознесением Господнем…

Гид – выходец из России  со смотровой площадки  ещё раз  обращает наше внимание на очертания Храмовой горы, откуда в сиянии солнца хорошо видны купола церквей, священные мачты  мусульманских минаретов и Золотая точка Иерусалима – Купол Скалы,  рядом  с которым прослеживается и старинная мечеть Аль – Акса -  места, связанные с  исламским Пророком Мухаммедом.

Очень жаль спускаться с Масличной горы, но время ограничено…  теперь перед нами другая цель – Палестина. И наш автобус плавно курсирует по обаятельным улицам современного Иерусалима.

Мы с удовольствием рассматриваем новые замысловатые городские постройки, строгие офисы, симпатичные скоростные трамвайчики, следующие по своему маршруту, и  экскурсовод  любезно нас приглашает в иерусалимскую церковную лавку, для того чтобы мы приобрели свечи и другие святыни.
Магазинчик с церковной утварью оказался весьма приличных размеров, много икон, богословских книг, свечей, крестов православных и иерусалимских…Я немного растерялась от такого многообразия.

Гид объяснил, что необходимо купить иерусалимский – паломнический крест, поскольку мы все приехали с паломнической миссией в Святой город. Моё внимание привлёк маленький иерусалимский крест на синевато – зелёном кулоне из камня. Мне сказали, что это малахит. Я также купила  в тон кулону ещё и браслет из этого загадочного камня.  Позже мне открылось, что этот камень – эйлатский, и добывается исключительно в копях царя Соломона. Выходит, что  сам царь Соломон мне сделал приятный сюрприз. Я с нежностью смотрю на свой паломнический крест и вспоминаю мудреца – царя Соломона, который знал язык птиц, рыб, растений…

Также в этом магазинчике я приобрела для себя и своих близких набор иерусалимских восковых свечей, симпатичную  коробочку с ладаном, святой водой, маслом и священной землёй Вечного города, иконки Святого Семейства и Иессева Древа и Яд – ха – хамеш или хамсе с молитвой путешествующих.

Через  некоторое время мы подъехали к палестинским кордонам, которые охраняли вооруженные девушки в военных формах. На меня это не произвело особого впечатления, так как я сама служила в рядах вооружённых сил почти два года, так же как и еврейские девушки.

И вот мы после проверки документов въехали в загадочный Вифлеем (Бет Лехем). Пред нашим взором предстал во всей своей красе Храм Рождества Христова. Но странно… Вдруг отчётливо зазвучал азан…  Повернувшись  в направлении звука голоса муэдзина,  я увидела минарет. Экскурсовод сказал, что это мечеть Омара ибн аль – Хаттаба – второго праведного мусульманского халифа, который в 637 году издал закон,  гарантирующий уважение к христианским святыням и безопасность духовенства.

И под звуки азана мы вошли небольшой проём – дверь Рождественского храма или «Врата Смирения».  Проходя через такой низкий дверной проём, каждый человек преклоняет голову, словно перед прикосновением к святыне.
И вот перед нами базилика Храма Рождества Христова, построенная по указу   равноапостольной Святой Елены над местом Рождества Христова при пещере рождения, которая неоднократно перестраивалась, но сквозь века и время сохранила свою святость и значимость.

Моё воображение покорили старинные росписи  и мозаики   на библейские сюжеты  на стенах храма, фрагменты  старинного мозаичного пола, колонны из розового гранита.

Но больше всего обаяла колонна с точечками в виде креста, из которой по преданию вылетели пчёлы, защищая святую обитель от вторжения иноверцев. Я дотронулась до холодного гранита ладонью  и прикоснулась, сложив вместе пальцы правой руки, к священным отверстиям в старинной колонне. Странные ощущения…Как будто проникаешь куда – то вглубь истории  и чувствуешь присутствие Святого семейства, мудрецов Востока – волхвов, теплоту лучей Вифлеемской Звезды.

И вспомнились строки Святого Писания: «…звезда, которую видели они (волхвы) на востоке, шла перед ними, и, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец…». И вот оно, то место, где родился Богомладенец – на него указывает серебряная звезда, находящаяся в небольшой нише. Я преклоняю колени, дотрагиваюсь до серебряной звезды, от которой исходят четырнадцать лучей согласно родословной Иисуса Христа и четырнадцати остановкам Крестного Пути.  По внутреннему кругу Звезды надпись на латинском языке: "Hic de Virgine Maria Jesus Christus Est" («Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос»).  Около ниши – лампадки, принадлежащие нескольким христианским конфессиям – армянской, римо – католической, греко – православной.

Неужели здесь был рождён Спаситель Мира…Сюда пришли персидские волхвы – звездочёты – Гаспар, Валтасар и Мельхиор – и принесли дары – ладан, золото и смирну?.. Каким чудом я оказалась здесь. ..  в Вифлееме – месте рождения царя Давида и Иисуса Христа – Спасителя Мира. Непостижимо…

Но я нахожусь в Храме Рождества Христова, и на меня смотрит с  иконы, улыбаясь, Иерусалимская Богоматерь…Богородица в том месте, где были счастливые минуты рождения сына, где её  младенцу была оказана великая почесть и слава как Мессии, и принесены дары – золото – как царю, смирна – как человеку, ладан – как первосвященнику.

И с трепетом в сердце от соприкосновения с Вечностью мы выходим из Храма Рождества Христова, благополучно покидаем Палестину,  и перед нами снова забрезжил Иерусалим…

Вот они – узенькие улочки старого Иерусалима, насыщенные разнообразными арабскими товарами, яркие и многоцветные, гудящие голосами народов различных наций и вероисповеданий… Конечно, трудно не потеряться в этих каменных лабиринтах. И нас ведёт по улочкам древнего города не Вифлеемская Звезда, а голос нашего экскурсовода и яркая игрушечная лопатка – ориентир над головой гида.

И  перед нашим взором  предстала главная святыня христианства – Храм Гроба Господня (Воскресения Христова).  И первое, что меня поразило – нет в строении помпезности, всё довольно скромно – сам вход в храм, древние стены с росписями, священные реликвии – всё дышит святостью, а не роскошью…

Вот и подъём на Голгофу – крутая мраморная лестница, которую преодолеваешь с трепетом в сердце…и думаешь: «Смогу ли взойти или встану… за грехи свои…как в своё время перед Храмом Мария Египетская». Но Славу Богу! Подъём пройден! Вот и Голгофа… Двенадцатая  остановка Крестного Пути (Via Crucis)…

И снова вспоминается святая равноапостольная Елена, обретшая место Гроба Господня, Животворящий Крест, Голгофу или Лобное Место, где также у подножия горы находится и погребение праотца Адама – череп и две перекрещенные кости, в православии называемое «Адамова голова». На Голгофе – месте мученической смерти Иисуса Христа святая кровь Спасителя Мира омыла и грех Адама, пролившись сквозь расщелину в скале.

После посещения скорбного святого места – Голгофы мы подошли во главе с экскурсоводом к Камню Миропомазания – тринадцатой останове Via Crucis… На этом месте Иосиф Аримафейский и Никодим перед положением во Гроб совершили  миропомазание Тела Христа мирой и алоэ…

Я прикасаюсь к бледно – розовому благоухающему мраморному камню, освещенному восьмью светильниками, и возлагаю на него свои святыни – миро, приобретенное у израильтянок на Мёртвом море, свой золотой крестик и образок Иверской Богородицы, набор иерусалимских святынь – ладан, воду, землю и масло. Молюсь за себя и своих ближних, целую розовый благоухающий мрамор, и думаю о Вечности…

И, наконец,  последнее стояние Крестного пути – Гроб  Господень, который находится в Кувуклии – небольшой часовни из жёлто – розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения. Оттуда и исходит Благодатный Огонь в Святую Субботу православной Пасхи.

Прикоснувшись к стенам Кувуклии, одухотворённая святынями,  я иду к светильникам, в которых мерцает Божественным Светом Благодатный Огонь, и  возжигаю тридцать три иерусалимские свечи по числу лет земной жизни Спасителя. Ко мне подходит православный монах и объясняет, как правильно тушить свечи, показывая на специальный металлический конус. А также предостерегает: «Задувать свечи – нельзя, теряется Благодать». Я делаю так, как учит монах, затем убираю святыню в укромное место в моей вместительной паломнической сумочке, для того чтобы, вернувшись из Иерусалима,  освятить свой домашний уют Благодатным Огнём, и насладиться приятным запахом свеч, напоминающий сочетание мёда и ладана.

Время пребывания в Храме подходит к концу, и наша паломническая группа собирается ещё раз  у Камня Миропомазания. Здесь нам экскурсовод рассказывает о том, что Храм Гроба Господня разделён между шестью конфессиями христианской церкви – православной, католической, эфиопской, армянской, сирийской, коптской. И у каждой из этих конфессий свои приделы и часы для молитв и богослужений. Но интересно то, что ключи от входа в Храм хранятся  у  представителей арабской семьи Джуди, а право открывать Храм принадлежит семье — Нусейба, также мусульманам.  Это делается для того, чтобы избежать конфликтов христианских конфессий.

И вот мы опять на улочках Иерусалима, по которым спешат ортодоксальные иудеи с пейсами в широкополых шляпах, православные и католические священники, мусульманское духовенство.

Наша паломническая группа приближается к западному склону Храмовой горы, где возвышается Котэль Маарави, которую арабы назвали Стеной Плача. Западная опорная стена Храма Соломона – часть древней стены вокруг Храмовой горы производит сильное впечатление. Огромные камни, тщательно подогнанные рукой  древнего строителя, кое – где обрамляющие стену вьющиеся растения, в расщелинках – записочки – трепетные и слёзные молитвы к Богу…Много молящихся – мужчины – с левой стороны, женщины – с правой…

Всё как – то торжественно и тихо…Я прислоняюсь лбом к древним желтоватым  плитам, мысленно произношу просьбу, зная, что здесь всегда присутствие Шехины… Вспоминаю и царя Соломона, который воздвиг Иерусалимский Храм, объединив Израильское  царство.
Котэль Маарави – символ былого величия Израиля и надежда на его будущее. Говорят, что евреи всего мира молятся в сторону Израиля, израильтяне – в сторону Иерусалима, а иерусалимские евреи – в сторону Котэль Маарави.

И я снова сопоставляю… опорная - защитная стена Храма Соломона… а ведь и Великую пирамиду Гизы, также защищала, теперь уже разрушенная, древняя стена… Кром русского города Пскова и по сей день… тоже охраняет Довмонтова Стена.

Непостижимо, но люди, находясь на большом расстоянии - на разных материках, в различные эпохи строили храмы в принципе, одинаково. Защитная стена – храм - погост. В Храме – Святая Святых или Алтарь, и, конечно, хорошая акустика для прочтения молитв. Выходит, что пирамида Хеопса ни что иное – как древнеегипетский храм. Интересно и то, что облицованная турским известняком она сияла…. как «белый магический кристалл».

И, прощаясь мысленно с городом Мира – Иерусалимом, мы возвращаемся в египетский Шарм – аль – Шейх, который влечёт своими бирюзовыми волнами и приятным прогретым синайским песком.