Монокль. Повесть. ч. 8

Попов Владимир Николаевич
        Владимир Попов

        МОНОКЛЬ

        (повесть)

        часть 8


        СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

        У меня наметилась фотовыставка в городе Коломне, в выставочном зале «Дом Озерова».
        Мы с Диким Фотографом отобрали сорок работ и назвали фотовыставку «Монокль».
        Мой друг – поэт и резчик по дереву Альберт Леонардов – перевёз на машине мои «шедевры». За неделю до открытия мы их развесили в строгой очерёдности, и директор Галина Владимировна Дроздова попросила меня написать «записку» для вступительного слова искусствоведа.
        «Монокль, однолинзовый объектив, по форме обычно мениск – вогнуто-выпуклая собирательная линза. Применяется в пикториальной фотографии, то есть в "подражании живописи". Это направление получило развитие в светописи 20-го века как альтернатива натурализму.
        Монокль даёт размытое изображение и напоминает картины импрессионистов.
        Монокль применяется во всех жанрах художественной фотографии: пейзаж, натюрморт, жанровая сцена, портрет…
        Вот что пишет замечательный фотохудожник, теоретик и практик монокля Георгий Колосов, в статье "Монокль на малоформатной камере» ("Советское фото, 1988, №5):
        "Самое сложное произведение природы – человек, самый сложный объект искусства – лицо человека. Для образного его раскрытия великие живописцы интуитивно "вычисляли" органические внешние признаки, превышение которых смазывает образ. Рембрандт, Леонардо, Эль Греко, Рафаэль передают чётко глаза, губы, абрис носа и контур лица и весьма общо лепят его объёмы, ничего другого в лице не детализируются, так как воспроизведение фактуры кожи мешает восприятию лица… Современная техника (фототехника) привносит максимум пластических нелепостей, причём не только из-за резкости, но и из-за её малой глубины. Избавиться от них, как ни странно, очень легко, применяя монокль. Монокль способствует удивительным открытиям. Годами знакомое лицо, с которого "стёрлись случайные черты", вдруг видится типичным представителем другой эпохи и другой культуры… Среди прочего выделю ещё вот что: монокль благородно щадящ в женском портрете, но передаёт любую экспрессию, если она заложены в лице и подтверждена светом…"
        "Подтверждена светом", – пишет Г. Колосов, и это очень важно: для "живого" портрета необходимо несколько источников света. Например, для классического портрета с освещением под углом 45 градусов применяется заполняющий свет, рисующий свет, подсветка волос и подсветка фона. При натуральной съёмке применяется свет из окна или комнатное освещение. Вспышка не применяется!
        … Выставка прошла хорошо: присутствовали все местные фотографы и телевидение. Особым вниманием была окружена работа «Распродажа».


        ОДНАЖДЫ МЫ ЖИЛИ В РАЮ

        – В детстве происходит открытие мира, – сказал Злой Писатель, – и душа с восторгом воспринимает Божий Мир. Самое интересное и таинственное – это то, что душа не стареет: вот у нас уже и морщины появились, и кучу болезней приобрели, а душа поёт от восторга и радости…
        И мы стали вспоминать своё детство.
        – Да, мир вокруг таинственен и прекрасен! – подтвердил Дикий Фотограф.
        – Нам повезло: нас воспитывали бабки. У Пушкина и Ходасевича были няни, а у нас – родные бабушки, и всю свою последнюю любовь они отдали нам.
        – А я иногда летаю во сне! – заявил Дикий.
        – Однажды мы жили в раю!

                * * *
 
                Вчера, во сне
                бабушка приходила:
                бараночку приносила.
                По головке гладила:
                – Ешь, внучек,
                ешь, сиротка!
                А я такой маленький –
                в её ладони
                весь уместился.
               
                Уместился в ладони
                и лежу,
                словно в колыбели…
                То ли бабушка поёт,
                то ли деревья шумят:
                – Баю-баюшки, сынок,
                баю-баюшки-баю!
               
                Вот лежу я
                в левой ладони,
                словно в колыбели,
                а рука у бабушки
                изуродована.
                Был ливень и ветер:
                деревья качаются,
                сучья летят –
                вот-вот
                окна перебьют.
                Пошла бабушка
                ставни закрывать.
               
                Пошла бабушка
                ставни закрывать,
                поскользнулась и упала –
                руку поломала.
                Прижала она
                к груди руку,
                словно младенца:
                ходит по избе,
                поёт потихоньку
                колыбельную песню:
                – Баю-баюшки-баю!
                Рука успокоилась
                и уснула…
               
                Проснулся я,
                из дома вышел –
                сижу на крыльце
                и плачу.
               
                Тут жена подошла
                и дети малые:
                Ксюшка да Ванюшка –
                стоят толпой
                вокруг меня.
                Я хочу им сказать,
                что во сне
                бабушка приходила,
                бараночку приносила –
                да не могу.
               
                И они заплакали…