Города оказавшие самое жесткое сопротивление орде

Дмитрий Шарко
Из пяти месяцев зимнего набега 1237- 38 годов на Русь, два месяца Батый (1209 — 1255) потерял под Козельском (Калужская область), население которого было примерно 3 000 человек и защищали который всего несколько сотен воинов.
Когда монголам удалось пробить камнемётами стену и подняться на вал, русские вышли им навстречу и навязали ближний бой, которого боялись кочевники. Защитники Козельска уничтожили камнемёты и порубили много ордынцев.
Всего Батый потерял здесь около 4 000 человек. Но сами защитники и жители города погибли все. Князя Василия, которому был 12 лет - монголы - утопили в крови убитых ими русских женщин и детей.
Сегодня в Козельске живёт около 17 000 человек.
Козельск отнял у Батыя 7 недель, уступая в длительности сопротивления лишь Киеву - захваченному в 1240 году.
Киев, тогда имел население до 50 000 человек. Его обороняло примерно 4 000 воинов.
Киевский князь Михаил Всеволодович (1179—1246) сначала отказался договариваться с монголами и даже яко бы убил их послов, а потом увидев их силу бежал из Киева в Венгрию. Его сменил смоленский князь Ростислав Мстиславич (ум. после 1240), который сразу же был изгнан галицким князем Даниилом Романовичем (1204 — 1264). Последний назначил начальником обороны Киева воеводу Дмитрия, а тоже покинул город.
Псковская летопись сообщает: "Пришли татары к Киеву 5 сентября, и стояли под Киевом 10 недель и 4 дня, и едва взяли 19 ноября, в понедельник".
В Киеве монголы тоже учинили резню, но убили не всех. Даже воеводу Дмитрия оставили в живых ради его мужества и он стал начальником отряда из русских воинов в монгольском войске. Но окрестности Киева по свидетельству монаха Плано Карпини ( 1182 — 1252) , проезжавшего через Киев в 1246 году - были усеяны человеческими черепами и костями.
Археологи нашли в городе захоронения того времени, в которых погребены тысячи киевлян, убитых монголами. На месте одной из братских могил, возле Десятинной церкви, в наше время установлен серый гранитный крест. Это единственный памятник в Киеве, напоминающий о трагических событиях 1240 - го года.
Так же в Киеве раскопаны десятки кладов с золотыми и серебряными украшениями — они были зарыты жителями города перед захватом ордой, их владельцы были убиты или попали в плен.
По сути монголы уничтожили Киевскую Русь, она перестала существовать - началась история новой Руси, а население Киева снова достигло отметки 50 000 лишь в середине 19 - го века. В 2018 году в Киеве проживало около трёх миллионов человек.
Третье место по стойкости перед Батыем занимает городок Торжок (Тверская область) державшийся 2 недели, по размеру и населению он был примерно равен Козельску. Но ему повезло побольше - части  жителей Торжка во время уличных боёв удалось вырваться из города и уйти в леса. Торжок тогда  принадлежал Новгородской республике, не входившей в состав Киевской Руси.
Три дня в поисках беглецов 2 000 монгол шли на север. Всего 100 вёрст оставалось до богатого Великого Новгорода, но монголы повернули на юг. Возможно потому, что новгородский князь Александр Невский не пришел на помощь Торжку.Так Торжок стал крайней точкой ордынского вторжения на Севере Руси. В 2018 году в нём проживало 45 000 человек.
Остальные русские города, включая большие: Рязань, Владимир, Галич, сопротивлялись не более 1 недели.
Ростов. Углич и Тверь добровольно подчинились монголам. Такие города получали название "гобалык" — добрый город. Их монголы не разоряли, с них брали дань.
Каждый русский город воевал сам за себя.
А русские князья не были едины, они воевали друг против друга. Монголы - по сути объединили Русь.
От сюда вопрос: Стоило ли сопротивляться Батыю? Задним умом конечно не стоило. Это сохранило бы десятки тысяч русских жизней. Тем более, что орда, в отличии от шведов, немцев и поляков не навязывала русским: ни религию, ни язык, ни внутренние правила, не отбирала дома и землю.
Орда собирала дань, за что кстати защищала целостность Руси в её борьбе с крестоносцами.
Кстати в год падения Киева новгородский князь Александр Невский (1221 – 1263) на реке Неве отбил шведский крестовый поход.  Причём вождю шведов Ярлу  Биргеру  (1216 — 1266)  Невский поставил на лбу печать своим копьём (экспертиза черепа Ярла подтверждает этот факт), с которой основатель Стокгольма так и проходил до самой смерти.  Невский не сопротивлялся орде, но крайне жестко реагировал на нападения с запада.
Тем не менее - подвиг защитников русских городов от монгольского нашествия священен, для каждого славянина.