Заметки тёплого ума. 67. Комментаторская

Чушкин-Душкин
Прочитал статью на сайте психологов (b17) и развеселился.
Называется "Страна советов (или "Что точно не поможет клиенту")"
Автор: Екатерина Кожемякина, практический психолог.

"Знаете, за чем идут к психологу многие люди?

За советом.

Знаете, что должен сказать клиент отзывчивому психологу, если услышал из его уст добрый совет?
     "Всё, давай, до свидания!"
     "Спасибо, но наша встреча была ошибкой"...

     Видите, я даже верных слов не могу подобрать. Потому что не должно такого быть на белом свете, чтобы ещё и психологи советы раздавали. Только не своим клиентам. По всем законам добра и красоты. Не должно!"

***

Почему так категорично? Совет - это всего лишь один вариант поведения в проблемной ситуации.
А если вместе с клиентом разработать 3-4-5 и более вариантов, то принять какой-либо из них за основу,
или скомбинировать из них наиболее подходящий вариант прямо на месте путём импровизации
всё равно придётся самому клиенту. Так что ответственность клиента ничуть не пострадает.
В процессе совместной творческой выработки вариантов у клиента тренируются собственные
творческие способности по разрешению подобных и не очень подобных ситуаций.
Это и называется "научить ловить рыбу, а не давать её в ленивые и жадные ручки".

Но если психолог надувает щёки и говорит: "Надо так, только так, и не иначе.
Вы должны делать то-то и то-то, и не должны делать того-то и того-то", то это смешно.
Потому что здесь кроется парадокс:
психолог даёт совет другим психологам о том, что они не должны давать советов.
И психолог даёт совет будущим клиентам, о том, что они должны посылать в баню психологов, которые дают советы.
Следуя вашему же совету, я должен послать вас в баню. (Шутка).