Грабарь, женившийся на родных сёстрах

Алексей Сокофф
Перед вами произведение замечательного русского художника, искусствоведа и реставратора Игоря Грабаря (его имя носит реставрационный центр, одно из подразделений которого в советское время находилось в стоящей на Большой Ордынке церкви Екатерины, что на Всполье). Называется картина «Васильки».
Говорят, что северные народы различают до 50 оттенков снега, и для каждого из них в языке северян есть своё название. Ну, так вот Игорь Грабарь не менее искушён был в оттенках синего. Небо на его пейзажах лучится неповторимой лазурью, и всякий раз оно – новое! И тени на снегу. Да и цветы, видите, как сияют!
Но "Васильки" интересны ещё и другим.
Дело в том, что на картине изображены родные сёстры, рыжеволосую зовут Валентина, а темноволосую - Мария. И обе они стали жёнами художника Игоря Грабаря. Не одновременно, конечно, а сперва одна, потом другая.
Случай, кстати, не уникален. Точно так же было у замечательного писателя Юрия Олеши. Она сначала был женат на одной сестре по фамилии Суок, а потом на другой.
А у Грабаря дело было так. Сперва Грабарь без памяти влюбился в рыжеволосую Валентину. Они поженились. Жили очень счастливо. Дом - полная чаша, двое чудесных детишек – Ольга и Мстислав.
Но жизнь - штука коварная. У Валентины началось расстройство психики. Лечение в лучших клиниках для советской партноменклатуры не помогло: болезнь быстро прогрессировала, рассудок покидал Валентину. А в один из дней она и вовсе исчезла бесследно: ушла из дому, и сколько её ни искали в городе – так и не нашли.
Грабарь остался с двумя детьми на руках.
Опекать их стала сестра Валентины Мария. Стала для них настоящей матерью, а потом – и официальной женой Грабаря.
Конец этой истории можно было бы считать вполне счастливым, но… Жизнь Грабаря не стала совсем уж безоблачной. На смену бедам в семье пришли неприятности с советской властью. Ему не простили борьбу за сохранение церковных памятников, обвинили в клерикализме, лишили всех постов.
Другой бы огорчился, а Игорь Эммануилович вздохнул с облегчением. Высвободившееся от административной работы время он всецело посвятил живописи и написанию мемуаров. И воспоминания у него получились преинтересные, он же родом, и физически, и духовно – из Серебряного века! Прочтите их – не пожалеете.
Что же касается реставраторов центра имени Грабаря, им мы обязаны тысячами спасённых произведений искусства, в числе которых рублёвская Троица и Бородинская панорама Рубо.