Перелистывая подчёркнутые страницы Спаситель

Саша Юшина
         
         Выдержки из писания священника  ИОАННА КРОНШТАДСКОГО *
 
           (духовного Учителя Николая Константиновича Рериха)**


                МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ


1. Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою. Чрез образование меня науками открыл Ты мне все богатство веры и природы и разума человеческого. Уведал я слово Твое -- слово любви, проходящее до разделения души же и духа нашего (Евр. 4, 12).
  Изучил законы ума человеческого и его любомудрие, строение и красоту речи; проник отчасти в тайны природы, в законы ее, в бездны мироздания и законы мирообращения. Знаю населенность земного шара, сведал о народах отдельных, о лицах знаменитых, о делах их, прошедших своею чередою в мире.
  Отчасти познал великую науку самопознания и приближения к Тебе; словом -- многое, многое узнал я, -- так что "вящшая разума человеческаго показана ми суть (Сир. 3, 23). И доселе еще многое узнаю.

   Много и книг у меня многоразличного содержания, читаю и перечитываю их, но все еще не насытился. Все еще дух мой жаждет знаний. Все сердце мое не удовлетворяется, не сыто, и от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится?
-- "Насытится внегда явитимися славе Твоей" (Пс. 16, 15).
  А до тех пор я не насыщусь. Пияй от воды сея (от мирских знаний), вжаждется паки: а пияй от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но - "вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущая в живот вечный" (Ин. 4, 13-14),
- сказал Спаситель.


  2
   Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и -- соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много.
  По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.

10
   Как дыхание необходимо для тела, и без дыхания человек не может жить, так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинною жизнью.
 
   Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух подобие некоторое Духа Божия. "Дух, идеже хощет, дышет" - (Ин. 3, 8).
 
 13
   Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная Мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства.
   Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете.

  Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа. Вот почему апостолы говорят: "мы не довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога" - (2 Кор. 3, 5).
  Вот почему и Спаситель говорит: "не пецытеся, како или что возглаголете, дастбося вам, что возглаголете" (Мф. 10, 19).

  Видишь, и мысль и даже самое слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это, впрочем, в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении -- все светлые мысли от Ангела - хранителя и от Духа Божия.
  Тогда как, напротив, нечистые, темные -- от нашего поврежденного существа и от дьявола, всегда приседящего нам.
 
   Как же нужно вести себя христианину? "Бог Сам есть действуяй в нас" - (Флп. 2, 13).
  Вообще везде в мире мы видим царство мысли, как во всем составе видимого мира, так в частности -- на земле, в обращении и жизни земного шара -- в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности), тогда как другие стихии разлиты во всех животных -- в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке.
  В их мудром и целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках; в растениях, в их устройстве, питании и прочее, словом -- везде видим царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке.

   Ты хочешь постигнуть непостижимое. Но можешь ли понять, как постигают тебя внутренние, убивающие душу скорби, и найти средства -- вне Господа -- как их прогонять?
  Узнай же сердцем, как освобождаться тебе от скорбей, как соделывать покойным сердце свое, и тогда, если нужно, мудрствуй о непостижимом.
  "Аще ни мала чесо можете, что о прочих печетеся" (Лк. 12, 26)?
 
   
18.   
Размышляй чаще: чья мудрость проявилась в устройстве твоего тела, постоянно поддерживает его в бытии и отправлениях? Кто предписал законы твоей мысли и она доселе следует им у всех людей? Кто начертал на сердцах всех людей закон совести, и она доселе у всех людей добро награждает, а зло наказывает?

  "Боже всемогущий, премудрый и всеблагий! Рука Твоя постоянно на мне грешном, и нет мгновения, когда бы благость Твоя покидала меня. Даруй же мне всегда живой верой лобызать десницу Твою. Зачем мне ходить далеко искать следов Твоей благости, Твоей премудрости и Твоего всемогущества? Ах! следы эти так явственно видны во мне! Я, я -- чудо Божией благости, премудрости и всемогущества. Я -- в малом виде -- целый мир.
   Моя душа -- представительница мира невидимого; мое тело -- представитель мира видимого".
 

21
   Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия.
   Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней. Тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сомневаясь, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих!

 Сказал Господь, - "Вся елика аще воспросите в молитве, верующе, примете (Мф. 21, 22), и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимете. Аще имате веру, и не усумнитеся, еще говорит Он, то и горы можете переставлять (Мф. 21, 21).
  Значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да просит же (каждый человек) верою, ничтоже сумняся, говорит апостол Иаков... да не мнит сумняйся, яко примет что от Бога. Муж двоедушен, неустроен во всех путех своих (Иак. 1, 6-8).
 
  Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же вседержавного Бога ни тенью сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз.
  Сомнение -- хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, -- что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания.
 
  Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: - "Веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! (ср. Мф. 9, 28)

 И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: - "Я прошу у Бога:
 
  1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее -- от Бога получило бытие, потому что без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3), и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, -- и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка.

 Кроме того, Он нарицает и не сущая, яко сущая (Рим. 4, 17); значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его.
 
  2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное -- возможно. Значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно.

  Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины. Вера -- средство сообщения духа с духом, а рассудок -- духовно-чувственного с духовно - чувственным и просто материальным; та -- дух, а этот -- плоть.
 
   22
   Все блага души, т.е. все, что составляет истинную жизнь, покой и радость души -- от Бога! Опыт. То мне сердце говорит: Ты, Святый Душе, сокровище благих!
 
   23
   Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного. Горько начинать снова , -усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим будут стоить горьких слез.
   Держись всеми силами за Христа, приобретай Его и не теряй святого дерзновения пред Ним.
 
   24
   Вы смотрите на икону Спасителя и видите, что Он взирает на вас пресветлейшими очами, -- это взирание и есть образ того, что Он действительно взирает на вас яснейшими солнца очами Своими и видит все ваши мысли, слышит все ваши сердечные желания и вздохи.
  Образ -- образ и есть, в чертах и знаках он представляет то, что неначертаемо и неозначаемо, а постижимо только верою.
 
  Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех -- со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами, как на ладони. "Се на руках Моих написал стены твоя, и предо Мною еси присно", -
говорит Господь (Ис. 49, 16).
  Как много утешения, жизни в этих словах вседержавного Промыслителя! Итак, молитесь пред иконою Спасителя, как бы пред Ним Самим. Человеколюбец присущ ей благодатию Своею и очами, на ней написанными, точно взирает на вас:
 
"На всяком месте очи Его сматряют" (Притч. 15, 3), - значит, и на иконе, и слухом, на ней изображенным, слушает вас. Но помните, что очи Его -- очи Божеские, и уши Его -- уши Бога вездесущего.
 
   25
   В благонамеренных сочинениях людей уважай свет Христов, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир (Ин. 1, 9).
   И с любовью читай их, благодаря Светодавца Христа, всем ревностным неоскудно изливающего свет Свой.
 
   26
   Где бы я ни был, но лишь возведу сердечное око в скорби моей к Богу, Человеколюбец отвечает тотчас же на мою веру и молитву, и скорбь сейчас проходит.

   Он на всякое время и на всякий час близ меня. Только не видишь, а живо чувствуешь Его сердцем.
   Скорбь -- смерть сердца; и она есть падение от Бога; широта, спокойствие сердца при живой вере в Него яснее дня доказывает, что Господь постоянно при мне и Он внутри меня живет.
   Какой ходатай или ангел избавит нас от грехов или скорбей? Никто, кроме единого Бога. То -- опыт.
 
   27
   Меру достоинства своей молитвы будем измерять мерою человеческою, качеством отношений наших к людям.
   Каковы мы бываем с людьми? Иногда мы холодно, без участия сердца, по должности или из приличия высказываем им свои просьбы, похвалы, благодарность или делаем для них что-либо; а иногда с теплотою, с участием сердца, с любовью, или иногда притворно, иногда искренно.
  Также неодинаковы мы бываем и с Богом. А не так надо. Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение.
 
  Надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него...

                ***    ***    ***
 
                МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

*  -      Иоанн Кронштадтский (настоящее имя — Иоанн Ильич Сергиев)
 
 Родился 19 (31) октября 1829, село Сура, Пинежский уезд, Архангельская губерния.

 Окончил свой жизненный Путь — 20 декабря 1908 (2 января 1909), Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния).

 Священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года.


**  - Николай Константинович Рерих (Рёрих)
 
  Родился  27 сентября (9 октября) 1874 года, Санкт- Петербург.


 Окончил свой жизненный Путь  — 13 декабря 1947 года, Наггар, Химачал - Прадеш, Индия.
 
 Русский художник, сценограф, философ - мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской Российской Академии художеств (1909)


                взято в Википедии