Драматизм в судьбе Бабы-Яги

Людмила Гукалова
                «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
                А. С. Пушкин


      Сказка — литературный жанр, вызывающий интерес у читателей любого возраста. Все мы с детства помним яркие образы главных сказочных героев: Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Иванушки-дурочка и многих других. Одну и ту же сказку можно перечитывать много раз и каждый раз восхищаться могуществом силы добра, радоваться победе света над тьмой. Секрет магической привлекательности сказки можно выразить в двух словах — мудрость и простота. Именно эти качества всегда притягивали к себе внимание русского человека.
    Одним из центральных образов волшебных русских народных сказок является Баба-Яга — злая, завистливая, неряшливая старуха, живущая в скрипучей избушке на курьих ножках, постоянно желающая сварить кого-нибудь в котле, а голову съеденного повесить у себя на заборе. «Баба-Яга:  костяная нога из угла в угол, нос в потолок», - читаем мы в сказке «Иван Быкович». Живёт она в дремучем лесу, куда не каждому под силу добраться. О внешности этой героини сказано не так уж и много, но у читателя формируется определённый образ, в воображении представляется морщивая, сгорбленная, с противным гнусавым голосом старуха. Безусловно, значительный вклад в формирование такого представления сыграл советский кинематограф, где актёр Георгий Милляр очень талантливо отобразил характер персонажа. Но главная причина яркости Бабы-Яги заключается всё-таки в личности самой героини. Высказывая вслух самые злобные намерения, она умудряется выполнять все указания, которые ей дают приходящие (и при том незваные) странники; обладая всеми отрицательными качествами, Баба-Яга предстаёт перед нами достаточно наивной, её легко обмануть и перехитрить; живя в отдалении от людей, она всегда открыта для общения. Образ Бабы-Яги в русских народных сказках парадоксален, его нельзя объяснить, руководствуясь логикой, но можно с уверенностью сказать, что именно этот персонаж наиболее ярко показывает противоречивость русской души, присущую только русскому народу.
            Всегда ли Баба-Яга была старухой? Как она выглядела в молодости? Кто является её родственниками? Ответов на эти вопросы в сказках нет, поэтому у читателя есть прекрасная возможность пофантазировать и придумать свою версию жизни Бабы-Яги до её старости.
            Вполне возможно это была когда-то красивая девушка, а потом женщина, как и все, она мечтала о счастливой жизни и красивой любви, строила планы, радовалась солнцу, была общительной и весёлой. Встретив однажды Кощея — красивого, высокого и сильного, Баба-Яга влюбилась искренне, всей душой, представляя себе прекрасную семейную жизнь. К сожалению, как это часто бывает, Кощей воспользовался девичьей наивностью, Ягу-красавицу обманул, нашёл себе Кикимору, да и ту потом бросил. Для Яги это было большим потрясением, в юном возрасте не все могут справиться с такими сильными переживаниями. Только поддержка близких людей могла бы помочь бедной девушке, но у неё кроме злой мачехи никого не было. После долгих бессонных ночей, измученная страданиями, Яга решила покинуть свою родину и уйти куда глаза глядят, лишь бы подальше от глаз человеческих. Пройдя сотни километров, истощённая от голода, с больными израненными ногами, она пришла еле живая в густой тёмный лес и, обессилев, упала без чувств. Открыв глаза, Яга подумала, что она мертва, а это всё происходит с её душой, но, почувствовав на своей руке укус муравья, поняла, что жива. Удивительное чувство охватило девушку, как будто кто-то пристально смотрит на неё, хотя она никого не видела. Прямо перед Ягой лежало большое красное яблоко и горсть лесных орехов, это было необычно и очень вкусно для девушки, которая не ела уже несколько дней. Впервые за всю свою недолгую жизнь Яга ощутила на себе чью-то заботу о ней. Хотелось кричать слова благодарности, но осознание того, что рядом никого нет вызвало глубокое отчаяние. Долгое время в лесу раздавался горький плач, настолько горький, что даже сама природа не смела нарушить его горестное звучание.
          Выплакав всю внутреннюю боль, Яга начала постепенно приходить в себя. Оглянувшись по сторонам, она вдруг с ужасом поняла, что не может разглядеть окружающие её предметы, только силуэты огромных деревьев и что-то мутное, как будто в тумане. Новая волна отчаяния охватила юную девушку, но сил плакать уже не было и она решила ждать свою смерть, безразлично глядя вдаль почти что слепым взглядом.
           От неминуемой смерти Ягу спас дед Пантелей, единственный человек, живущий в глухом дремучем лесу - знахарь и прозорливец. Долгое время Пантелей горевал о том, что нет у него ни детей, ни внуков, а знания свои уносить в могилу не хотелось.
            – Не печалься, красавица, коли исполнишь моё завещание, то и зрение к тебе вернётся, - утешил старик Ягу.
             В скором времени Пантелей умер, а девушка принялась за исполнение завещания, ничуть не сомневаясь в достоверности слов своего спасителя. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много лет пришлось Яге потратить, здоровье и красоту потерять, чтобы исполнить всё, о чём просил её Пантелей. Наконец пришёл долгожданный момент прозрения, обрадовалась Яга, как дитя малое, бегает по избушке и от радости места себе не находит. От счастья даже не заметила, что грязно в избе, с потолка по углам паутина свисает, на полу от печки зола рассыпана. Кинулась Яга на улицу — красота то какая! Сколько лет она не видела зелёных листьев, неба голубого, солнца яркого.
            Пробежав по тропинке, Яга спустилась к озеру и, посмотрев в воду, вскрикнула от ужаса. Из воды на неё смотрела уродливая старуха. «Так вот какова цена прозрения…» – разочарованно подумала Баба-Яга и возненавидела весь род человеческий.
         Пройдя очень сложный жизненный путь, Баба-Яга всё же смогла сохранить положительные качества личности, хотя и пыталась искоренить их в себе. Например, в сказке «Иван Быкович» наша героиня исполняет всё, что ей Иван повелел, соблюдая все правила этикета: «Баба-Яга с печки слезала, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко». «Ай, да Ванюша! За дело хватился: ведь они, злодеи всех приполонили, всех разорили, ближние царства шаром покатили!» – слышим мы в словах Яги переживание не о себе, а о ближних.
                В сказке «Василиса Прекрасная» в избе погас огонь и мачехины дочки отправили Василису к Бабе-Яге за огнём. Если бы не добрый нрав, Яга сразу могла бы съесть девушку, никто и ничто не мешало ей это сделать. Выслушав просьбу, старуха приняла вполне справедливое решение:
- Хорошо, - сказала Баба-Яга, - знаю я их, поживи ты наперёд да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!
        Знала Яга, что Василиса со всем справится, но, помня как дорого сама однажды заплатила за прозрение, даром другим отдавать ничего не хотела. Подарила Баба-Яга Василисе череп с горящими глазами, которые впоследствии сожгли мачеху и её дочерей. Другими словами, отомстила Яга за трудную жизнь девушки, потому что сама жила с мачехой, да и Василису освободила.
                В этой же сказке мы видим, что Баба-Яга — хороший воспитатель.
        - Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведёт: много будешь знать, скоро состареешься! –  предостерегает Яга девушку от любопытства. - Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, - делится ещё одной мудростью старуха.
          Иногда, наблюдая за поведением Бабы-Яги, можно подумать, что это обычная старушка, про каких говорят «что стар, то мал». Наивность и простота — главные характерные черты Яги, представленной в сказке «Кулик». Ей хочется иметь то, что есть у Иванушки-дурочка, хотя у самой героини нет в этом нужды. Психологическая травма, перенесённая в детстве даёт о себе знать в старости. Хочется отметить, что Яга здесь абсолютно безобидна, она не пользуется своими колдовскими способностями.  Когда щипцы выскочили из коробки и начали щипать Бабу-Ягу, она закричала: «Батюшка Иванушка! Отними, возьми твою скатерть и коня». Иванушка взял своё и спокойно ушёл домой.
                Ещё одним положительным качеством Бабы-Яги является трудолюбие. Так, в сказке «Баба-Яга» мы читаем: «Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткёт», и это несмотря на то, что у неё здесь есть работница.
            По тому, как разговаривает Баба-Яга, как она обращается к другим можно сказать, что по натуре это добрая и ласковая женщина, сердце которой огрубело от человеческой жестокости по отношению к ней. О своих слугах она говорит «Это день мой ясный, это моё солнышко красное, это ночь моя тёмная, верные мои слуги, сердечные други».
              Невозможно не отметить смекалку Бабы-Яги. В сказке про Федота-стрельца Яга загадала такую загадку, ответ на которую знала только очень старая лягушка, которая была уже в отставке: «поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Может быть Баба-Яга умышленно это сделала, ведь никто другой не справился бы с такой трудной задачей, так и жили бы люди под руководством злого и завистливого короля, да и Федоту с его женой-красавицей покоя бы не было.
              Образ Бабы-Яги в русских народных сказках — это палка о двух концах, медаль, которую мы привыкли видеть только с одной стороны. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», - очень точно высказал мысль Михаил Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита». Именно несчастливая жизнь заставила Бабу-Ягу принять такой образ, страх быть обманутой и вновь испытать отчаяние не позволяют ей быть такой, какой она была раньше. По сути, драматизм в жизни Бабы-Яги прослеживается и в жизни многих русских людей, в частности, женщин. Высказывая вслух злобные угрозы, женщина не перестаёт делать добро и переживать за других; претерпевая жизненные невзгоды и трудности, она теряет красоту и здоровье, но приобретает мудрость и продолжает работать. Зачастую, мудрая женщина, умышленно создавая трудности другим, заставляет людей добиваться определённых результатов, достигать успеха, не требуя при этом благодарности. Уникальность внутреннего мира Бабы-Яги (и русской женщины) привлекает к себе внимание и вызывает интерес, невзирая на отталкивающую внешность.
Сказка — ложь, да в ней намёк, кто познает — тем урок!