Жена Лота

Тамара Богуславская
                Жена же Лотова оглянулась позади
                его и стала соляным столпом.

                Книга Бытия





День занимался над долиной.
Сидим* раскинула ковры,
Цветов и листьев переливы —
Природы вольные дары!

Базаров шум, торговля, мены,
Детей весёлых голоса,
Коров мычанье, грохот, скрежет
И скрип натужный колеса.

Всё то, что в пышности плодилось,
Жило подвластное уму,
Покроет тьма грядущих бедствий —
Противных радужному дню!

Покроет сера, огнь и пламень,
И шум сходящий с высоты —
Всё заглушит собой! Неси же
К стопам забытые дары!

Снимай браслеты, ожерелья,
Шелка и яростный кумач,
Бросай на милость и удачу,
Рыдай, неверная и плач!

Твои, царица, дни к исходу
Назначены за блуд и лень.
Уже приставлена секира
К недужью шаткому колен!

Но ты, гордыни и порока
Не отвращаешься любя,
Качая в зыбкой колыбели
Свое крикливое дитя.

Кладёшь персты ему на темя,
Глядишь в кровавые глаза,
Еще подернутые тенью
И непризнАвшие тебя.

Нет! Не свершилась твоя воля
И то, что истекало в тлен
Навеки прахом обернётся,
И даже пачканных пелён

Не сохраниться...Пала кара
На всё, что близостью к себе
Твой взор глумливый привлекало
И не противилось судьбе.

Беспечность — благостной шутницей
Спала в домах, у очагов
И был закрыт на семь засовов
Въезд для случайных седоков...

Не стоит, путник, своевольно
К огню протягивать ладонь.
Там нет тепла, где нет надежды!
Уж саван брошен у ворот...



         * * *
                И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь.
               
                Книга Бытия.




Душа темнея от безумий,
Что переполнило людей,
Трепещет в ужасе, с испугом
Глядя на пиршество страстей.

Где пьющий пьёт и не напьется
Как смоква, что в верху горы
Одежды праздничной лишаясь
Горит и сохнет от жары.

Где взор туманен и потерян,
А в жилах вместо силы  —  стон
И жарким палом отлетает
Надежды гулкий перезвон.

Гоморра  —  спит! Содома  —  славит!
Два города  —  два божества,
Две ипостаси, два слиянья
В сияньи сумрачного дня!

Велик ли твой удел, царица,
Восставшая во всей красе,
Без одеяний, как козлица,
Пируя в ветхом шалаше?

Триумвират твоей победы
К полудню будет завершён,
Уже опущена завеса
На твой удушливый амвон!

Лиха, коварна и надменна,
Лукавством дышишь средь людей,
Власть простирая похотливо
На горб раба и кнут князей!

Твое бесстыдное лукавство
Питает негу и разврат:
— Побойся бога, дьяволица!, -
В лицо тебе не говорят.

 Молчат до исступленья духа!
Глядят — не видя, видя — лгут!
Корысти пасти отверзая
В лугах пасут овечий гурт.

Нет им под небом покаянья!
Сердца как уголья  —  сухи!
Ещё пророчество не пало
На тень от брошенной сохи!

Ликуйте умножая кары,
Своим безумием гордясь,
Уж меж домов витает пепел
Как обозначенная связь!


       * * *

                Кто женщину эту оплакивать будет
                Не меньшей ли мнится она из утрат?
                Лишь сердце мое никогда не забудет
                Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

                " Лотова жена" Анна Ахматова 1924 г.


Жена! Твоими ли руками
Расшит узорчатый хитон?
Твои ли песни простирались
На юг и запад, и восток?

И не имея своей части
Среди пороков и нужды
Не ты ли с честью улыбалась
Терпя изменчивость судьбы?

Смотри, жена, река не стала!
И Время не утишив ход
Идет в черёд свой, пропуская
Двух путников в проём ворот.

Теперь пора! Иди на гору!
Веди за Лотом и отцом
Детей послушных, и останься
С навек обугленным лицом!

Пройдут года, катя волнами,
От битв и мира вдалеке,
Ты будешь так же недоступно
Белеть на каменной скале.

И путник проезжая мимо
Небрежно цыкнув на осла,
Преломит хлеб с усталым взглядом
И крошки сбросит неспеша.

Твой крик в отчаяньи готовый
Опять сорваться из груди
Замрет пространство заключая, 
— Молчи, невольница, молчи!

Не сохраниться меж живущих
Твоих примет, твоих даров,
Там, у солёных ног, поныне
Кровит затоптанный платок...



********************************************

  *Сидим — цветущая долина при устье реки Иордан.

  *Содом (Sоdom — букв. «горящий») и Гоморра
   (Amora — букв. «погружение, потопление») — два известных библейских города,
   которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей,
   в частности, за распутство.
   В более поздней библейской традиции Содом и Гоморра —
   олицетворение высшей степени греховности, которая навлекает на себя гнев
   Бога.

  *Содом населяли хананеи. Царём Содома был Бер (Бера).

Ко времени Авраама относится библейское повествование о войне между шумеро-эламским войском царя Кедорлаомера и содомским войском, причём, решающее сражение произошло в долине Сиддим (примерно там Иисус Навин форсировал Иордан, прежде чем захватить Иерихон). Содомское войско было разгромлено, а Лот попал в плен. За ночную атаку на конвой пленников Авраам получил благодарность от содомского царя (Быт. 14:17) и салимского священника Мелхиседека[8] (иевусейский Салим также считался частью Содомской земли). Библия описывает Содомскую землю как коалицию укреплённых городов-государств (аналог финикийского Угарита), во главе которых стояли цари. Основным занятием местного населения было земледелие (в том числе виноделие).

Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19:24—25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3 900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим.