Письмо из прошлого

Нелли Неженцева
На этой старинной дореволюционной фотографии - предки по линии моей мамы. Этот снимок выполнен более ста лет назад в фотоателье П.Репина в г.Вятке. Молодые люди на  фотографии явно счастливы, потому что весна, это видно по веточкам сирени. Их лица и глаза серьезны и одухотворенны. Возможно, их мысли о высоком и духовном, чему они позже  и посвятили свою жизнь. В центре - мой дедушка, впоследствии протоиерей Аркадий Юферев, слева - его сестры Аглая и Евстолия, и справа - совсем еще юный - брат Леонид. Именно о нем я писала в «Тайне одной фотографии», протоиерей, благочинный 14 приходов Вятской епархии и  сторонник епископа Вятской епархии Виктора Островидова.

 В 1927 году, после выхода в свет Декларации митрополита Сергия в Русской Православной церкви произошел раскол. Последователи Викторианского течения, возглавляемого Епископом, выступили против официальной церкви, которая  встала на защиту новой безбожной власти, притеснявшей священнослужителей и верующих, разрушающей и закрывающей храмы и монастыри. Участники Викторианского течения преследовались властью, в их числе оказался и мой двоюродный дедушка, который был правой рукой Епископа, а после  ареста главы Вятской епархии некоторое время замещал его. Епископ Виктор Островидов в настоящее время причислен к лику святых. А мои погибшие предки числятся в списках новомучеников и исповедников земли русской.

Мне удалось разыскать еще несколько материалов из того сложного времени, среди них и письма (копии). В  письмах из различных уездов и церковных приходов  Вятской епархии к двоюродному дедушке обращаются так: «Его Высокопреподобию, благочинному, протоиерею Леониду Юфереву… а дальше излагают различные просьбы: о назначении священников в приходы, о притеснениях на местах, задают вопросы по новой Декларации Митрополита Сергия.

Нашла так же выписку из следственного дела, в которой значится: «Следствием  Юфереву приписывалось то, что он «играл роль наместника епископа и возглавлял руководство над всей епархией... замещал свободные священнические места и делал всевозможные перемещения духовенства» Виновным себя не признал, но показал, что разделяет взгляды епископа Виктора. Осужден по. ст. 58-10, 58-11 к 3 годам.»  Арестован в сентябре 1929 года,  домой не вернулся (как и все его дети священнослужители, позже). В 1967 году это решение суда было отменено.

Я уже приводила в "Тайне одной фотографии" эти самые важные слова, которые произнес благочинный Юферев Л.М., отстаивая истинную православную веру, выступая против  закрытия церквей и притеснения новой властью религии. Осенью  1929 г., Леонид Юферев так объяснил мотивы своей антисергианской позиции: «Я принадлежу по своим убеждениям к ориентации епископа Виктора. Советскую власть с чисто гражданской точки зрения я признаю. Признаю как человек с религиозными предрассудками, как служащий религиозного культа на основании писания, но в вопросах религии, где Соввласть высказывает свои распоряжения и взгляды против таковой, направленные на борьбу с религией и ее религиозными устоями, я, как священник, не согласен, не согласен с тем, что Соввласть закрывает церкви и ограничивает права церкви. Вот по этим причинам я не мог согласиться с декларацией М. Сергия, который своей декларацией высказывал не свои личные мнения, а мнения всей церкви согласиться и радоваться успехам Соввласти в борьбе с религией. Епископ Виктор, с точки зрения церковной, оспаривал эти взгляды М. Сергия, и я был с ним согласен, и декларации в части касающихся вопросов церковного порядка я не согласился».» из книги "Викторианское течение в русской православной церкви" Полякова А.Г.
(Священников вынудили даже думать и говорить, что они, священники, - люди с религиозными предрассудками.)

Самая ценная для меня новая находка -  копия  письма протоиерея Леонида Юферева, написанного более 80 лет назад, и которое, судя по всему, написано до ареста и приобщено к делу. А письмо адресовалось  моему дедушке, протоиерею Аркадию и его семье, но к адресату не попало. Конечно, состояние письма оставляет желать лучшего, темная страница, полустертые слова, неразборчивый почерк. Но все же по буковке, по словечку, удалось разобрать некоторые слова. В письме сохраняю правила правописания того времени. Недавно прочла, что приставка бес- стала применяться только при безбожной советской власти. И привожу из длинного, на двух листах, письма, только то, что удалось разобрать. В письме - заботы о детях, как будто он уже чувствовал и понимал, какое будущее ждет их, посвятивших жизнь, как и отец, служению Господу. А также говорит с братом-священником о самом больном для него вопросе, касающемся Декларации Митрополита и о расколе Русской Православной церкви. На непонятные слова, а их много, поставила прочерки.


«Родные наши, о. (отец) Аркадий, Мария Архиповна с детками.
Письмо ваше получили. Да давно ли, ведь кажется недавно, все мы были МОЛОДЫ, БЕЗПЕЧНЫ, РАДОСТНЫ, СЧАСТЛИВЫ… Как скоро пролетело время! И не только безпокоимся, страдаем за себя, но и за детей своих… И у них скорби, болезни,__…  Благо, кто хранит упование на Бога, а также проливает молитвы ко Господу. Господь все же не оставит без помощи и утешения! - Мы живем помаленьку. Немощи одолевают... Вот это плохо. И поддержка моя тоже слаба.

А детки-то страдают. Колю притесняют, гонят за сохранение истины. Витя перетруждается. Мише тяжело _ учиться, и Миха  все хворает __.

Грустно также, что церковь страдает от нового раздвоения. Вы поймите: в чем разница? А разве вы разницу не замечаете?  А теперь, собратья, в лице самого М.(Митрополита) Сергия__ мы отвечаем клевете. Церковь живет сама, государство само. Противостояние в нашей церкви не в наших целях и намерениях. Власти нужно избавиться ___. Инквизиция не соизмерима и безбожна, а не власть  (милая ?)
Мог бы писать:___ скажем кратко: не дай Бог без собрата родной церкви. но Св. Церковь Христова, как непорочная невеста его должна быть на высоте своего божественного величия. Хотя ей приписываются  чудеса  замены радости. В деле святой церкви, паче она имеет союз с советским безбожием. А где Христос? Для  упования своей гибели ____. Декларации лукаво говорит: « В делах веры ничего  не говорится в отношении  к власти…»   Да… они говорят, что в последнее время будут люди, имеющие благочестие, а силы его отвержутся. Отступим от уныния Христова( к ___ 38.89 )  Имеют тако же вид православия и благодатность….»

Читаю это письмо из прошлого, сопоставляю с фотографией и понимаю, о чем Леонид говорил, вспоминая:  «ведь кажется недавно все мы были МОЛОДЫ, БЕЗПЕЧНЫ, РАДОСТНЫ, СЧАСТЛИВЫ.» Возможно, как раз вспомнил именно этот весенний день, где братья и сестры вместе, и впереди только мечты и счастливая, стабильная, правильная жизнь в святой вере.

Почему я снова затронула эту грустную, кажущуюся многим  неинтересной, тему? Оказывается, у каждого десятого жителя России в роду были предки, пострадавшие или принявшие мученическую смерть за веру православную, за Христа, но многие об этом не знают и не помнят. Нам кажется, что это было в незапамятные времена, но по меркам вселенского времени  было не так уж давно, в первой половине прошлого века.

С недавних пор Русская Православная церковь стала отмечать в первые выходные февраля праздник - СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ, чтобы  совершить в этот день поминовение всех усопших и пострадавших в годину гонений . За православную веру  было злодейски убито множество обычных православных людей, священников, монахов. Их преследовали только за то, что они верили в Бога.

По страшной статистике в России до 1918 года было около 150 тысяч священников, а через 20-25 лет осталось 20 тысяч, около 130 тысяч  было уничтожено. Над священниками на глазах у всех людей  издевались, унижали, сжигали, истязали, вешали. Не щадили женщин и стариков. Так же был полностью уничтожен священнический род моих предков Юферевых, очень значимый в Вятской епархии с начала 17 века.

На сайте Прихода  Успенского собора г. Нолинска  сказано о ПЕРВОМУЧЕННИКАХ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА:

«Среди тех, кто пострадал за веру в годы террора, были святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, (избрание в 1925г.); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и многие другие».

Там же рассказывается о СОЛОВЕЦКОМ  МОНАСТЫРЕ (в годы гонений одно из многих мест ссылки для священнослужителей).

«XX век принес Соловецкому монастырю страшные и жестокие перемены. В мае 1920 года монастырь был закрыт. В течение нескольких лет богатства, накопленные веками, грабили. Выковыривали драгоценные камни из окладов икон, митр. Позже над Спасо-Преображенским собором – главным храмом обители – повесили красный флаг».

Тяжелейшие этапы жизни монастыря привожу полностью:
«В церквях и других помещениях монастыря устроили арестантские палаты. Изо всех концов Советского Союза начали свозить в лагерь архиереев, священников, монахов, дворян, бывших заводчиков, купцов, крестьян, политических оппонентов и всех тех, кто стал неугоден режиму. 

Каторжное население Соловков колебалось от 15 до 20 тысяч человек. За каждую зиму от цинги, туберкулеза и истощения умирало 7-8 тысяч. 

Самым страшным местом в лагере считалось место пыток Секирная Гора, или «Секирка». Арестанты о ней вспоминают следующее. Там в двухэтажном соборе были устроены карцеры, где арестанты должны были сидеть неподвижно весь день на жердях толщиной в руку, протянутых от стены до стены. 

Высота жердей была такова, что ноги не доставали до пола, и удержать равновесие удавалось с трудом. Сорвавшихся жестоко избивали или сбрасывали с высокой лестницы, привязанных к бревну. На ночь разрешалось устраиваться на полу. В 30-градусный мороз помещение не отапливалось».

Вряд ли кто-либо останется равнодушным к страданиям православных людей, а  напоминания об их подвигах до сих пор являются нам духовной поддержкой. Остались  свидетельства того, что новомученики шли на казнь без сомнений,  – они знали, что умирают так же, как и Иисус Христос, неся веру православную. Вот поэтому Русская Православная церковь и отмечает этот праздник, чтобы помянуть всех, кто внесен в списки Святых   и новомучеников Земли Русской, и тех, о ком забыли и не знают, где похоронены, как и почему погибли за веру.

Меня  очень тронула эта тема, потому что непосредственно коснулась священнического рода моих предков. Моя мама, одна из младших детей многочисленной семьи,  запомнила эти события с очень юных лет, держала в тайне много десятилетий и донесла до меня, тоже младшей в ее семье, и я успела разыскать и узнать о трагической  судьбе своих предков-священнослужителей.

А нет ли в вашем роду   пострадавших за веру православную? Помните, - они есть у каждого десятого жителя России.
Давайте остановимся на минутку и вспомним всех тех, кто сохранил для нас Святую Православную веру, на которой всегда держалась Святая Русь. СВЕТЛАЯ ИМ ПАМЯТЬ...