О терпении

Иерей Рустик Лужинский
     «…терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19)

     Неужели так безмерно, так огромно значение терпения, что она может даже спасать наши души? Зададим себе вопрос, в чём же заключается суть терпения? Кто-то скажет, что оно заключается в стойком перенесении трудностей. Кто-то заметит, что настоящее терпение может быть только у мучеников, которые переносили невообразимо страшные мучения и пытки. Кто-то скажет, что главное в терпении выстоять до конца, иначе цена его пропадёт из-за незавершённости дела .
     Чтобы хоть немного прикоснуться или приблизится к понятию терпения разберём его значение из энциклопедии. Терпение — это добродетель, иными словами спокойное перенесение беды, боли, несчастья и скорби в собственной или чужой жизни. Также это – сдержанное ожидание благоприятных результатов чего-либо . В западном христианстве, терпение даже входит в число «Семи добродетелей». В Православии без терпения процесс спасения души человека также не мыслится . 
     Чтобы понять любой предмет необходимо добраться до его сути или сущности. Терпение, одним словом можно ещё назвать как спокойствие. Спокойствие граничит всегда с уверенностью и надеждой на что-то или на кого-то более могучего и сильного чем непредвиденные обстоятельства, в которые попал человек. Соответственно чаще всего более терпеливым является человек истинно верующий (настоящий православный), чем атеист. Терпение – это ничто иное как добродетель, дарованная Богом смиренным душам. Примером тому является Праведный Иов многострадальный, которого через испытания Господь сделал ещё мужественнее, крепче и терпеливее. Как настоящая сталь закаляется в горниле, так и приобретение настоящего терпения всегда связанно с продолжительным претерпеванием обстоятельств.
     Как же понять и разобраться есть ли у нас терпение или его нет совсем? Необходимо испытать самих семя на прочность. Можно начать с простого самоанализа. Если мы найдём в себе противоположные качества добродетели терпения значит мы сможем определить на сколько в нас отсутствует само терпение. Это выяснится в сравнении с тем на сколько присутствуют в нас противоположные к ней страсти. Например, самыми распространёнными страстями противоположными терпению являются: нетерпение, торопливость, суетливость раздражение, маловерие и малодушие. В следствии этого чем больше человек борется с этими страстями, тем более к нему будет приходить смирение и терпение. По слову Ап. Павла, «и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» .
     Где же могут подстерегать человека эти страсти так вытесняющие терпение? Можно выделить несколько таких мест: сердце самого человека, территория Храма Божия куда он ходит молиться и общаться с другими христианами, место работы, различные ситуации (где хочется что-то сделать, а нельзя или надо, а не хочется).
     Как же обрести терпение спросите Вы? Ответ один – это постоянство в своём стремлении по приобретении этой добродетели. Всё зависит только от нас самих, от наших самых безобидных на первый взгляд привычек. По свидетельству врачей привычка в человеке формируется примерно в течении 21-го дня. А далее, как гласит пословица: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» . В следствии этого можно сказать, что для приобретения любого хорошего навыка нам всего на всего нужно потрудится над собой чуть больше чем пол месяца, т.е. потерпеть совсем немного. И тогда: посеяв росток терпения — пожнём привычку, посеяв привычку терпения — пожнём терпеливый характер, посеяв долготерпеливый характер — пожнём Божий плод спасение душ наших.
     В заключение приведём слова Франсуа Рабле: «Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать» .