Самый непоседливый монастырь Москвы

Алексей Сокофф
Монастырь, посвящённый Алексию Человеку Божию, трижды менял место своего расположения. Обитель эта из московских самая подвижная.
Впервые её основал в 14 веке на Остоженке ещё митрополит московский Алексий. А его родные сестры, Иулиания и Евпраксия, также теперь причисленные к лику святых, стали настоятельницей и монахиней этого монастыря. Со временем из Алексеевского он стал называться Зачатьевским, поскольку соборная церковь в монастыре была посвящена Зачатию святой праведной Анны.
Просуществовал Зачатьевский монастырь до советской власти, потом был закрыт и порушен. Осталась только надвратная церковь, а из кирпича, на бывшей территории монастыря было построено школьное здание. Однако за последние десятилетия Зачатьеский монастырь возродился. На его территории возведены несколько новодельных храмов – довольно спорных, на мой вкус, архитектурных достоинства. И перед входом теперь стоит памятник основателю – митрополиту Алексию. Помимо прочего, к слову, он был одним из вдохновителей Дмитрия Донского на борьбу с Ордой.
В 16 века храм в честь Алексия Человека Божия в Зачатьевском монастыре строил великий зодчий Алевиз Новый. Но это здание до нас не дошло. Дело в том, что в 1547 году монастырь был почти начисто стёрт с лица земли пожаром.
Возобновили его на новом месте, ближе к Кремлю, там, где сейчас Храм Христа Спасителя-2. Но и там обители в честь Алексия покоя не было. Его сперва разгромили поляки. А в 1629 году здесь снова случился страшный пожар, уничтоживший все постройки.
Вообще пик популярности Алексий Божий Человек пережил во времена отца Петра Первого Алексея Михайловича по прозванию Тишайший. Царь и сам строил пределы в честь своего небесного покровителя, и царедворцы-лизоблюды активно этим занимались. В результате алексеевских приделов в московских церквях стало довольно много, а вот монастырь был и остаётся единственным.
В 19 веке его в очередной раз выселили с насиженного места, поскольку площадку присмотрели для возведения тоновского Храма Христа Спасителя (первый проект Витберга, куда более интересный, предполагал его постройку на Воробьевых горах, но - не склалось).
В Москве до сих пор бытует легенда, что настоятельница Алексеевского монастыря, узнав, что ее обитель ждет переезд, предсказала, что построенный на этом месте храм долго не простоит. И – как в воду глядела. Храм Христа спасителя при Сталине снесли, задумав построить грандиозный Дворец Советов, но в результате на его месте образовался бассейн «Москва». А потом, при Лужкове, встала копия Храма Христа Спасителя. Как и большинство творений Константина Тона, начинавшего учиться у папеньки-ювелира, он, как представляется автору, небезупречен с точки зрения вкуса и сильно смахивает на табакерку, увеличенную до огромных размеров, - ювелир он и есть ювелир.
Ну, а Алексеевский монастырь, превратившись в Ново-Алексеевский, стал с 1837 года обживать Красносельскую. Но и там его ждали неприятности. В советское время обитель закрыли. Кладбище, где были похоронены многие известные личности, снесли. Одну из церквей неузнаваемо перестроили в казённое здание.
Да вдобавок ко всему сейчас бывшую территорию монастыря рассекает надвое Третье транспортное кольцо. На одной стороне которого стоит уцелевший храм Всех святых, а на другом - церковь Алексия Божьего Человека, построенная архитектором Быковским. Это как раз она на фото.
В советское время в ней был Дом пионеров. И вот она-то, пожалуй, и является самой интересной с точки зрения архитектуры постройкой монастыря.
А во Всесвятском соборе после возрождения монастыря какое-то время находилась очень древняя икона Алексия, может, самая старая в Москве, к которой автор этих строк приезжал раз в год, каждое 30 марта. Однако потом она из храма бесследно исчезла. Сперва сказали, будто – на реставрацию. Но вот уже прошло больше 10 лет, а той старинной иконы – нет как нет.
Впрочем, зная из жития склонность св. Алексия к странствиям, удивляться этому не приходится.