Один прекрасный вечер на Кубани

Януте Лаиминга
Я  приехала в станицу N на Кубани  по приглашению  моей  подруги. Она родом  из  этих мест, тут жила  её мама  и все родственники. Эта была моя первая поездка на Кубань. Об этих благословенных местах я много слышала и всегда хотела побывать там, особенно после фильма «Кубанских казаки». И вот в один прекрасный теплый вечер я прилетела в Краснодар, потом машина отвезли меня через поля и села Адыгеи в станицу N.
Встретили меня так радушно, как-будто знали меня 100 лет и столько лет ждали моего приезда. Дни в гостеприимном  доме Раисы Григорьевны – мамы моей подружки,  не летели - дни пролетали так стремительно, что хотелось их привязать лентой к большому дереву черешни или к стеблю кукурузы.

Дни начинались просто :  утром вставали, шли на бурную речку Белую, которая не неслась  с высоких гор, потом переплыть её поперек потока, лечь на песчаном  маленьком пляже и загорать под жарким солнцем. Днём вернуться в дом и  спрятаться от жары в тенистом  саду. А потом-  опять  на речку, плыть не сопротивляясь её сильному течению, загорать на песке, строить замки из камней и с радостью ждать наступление вечера. Вечером по дороге  идёт стадо коров, важно бродят гуси и суетливо прибегают с места на место  куры с цыплятами.

Днём есть совсем  не  хочется, но когда наступает вечер, голод, как тётка – обжора, прибегает  и терзает. Хочется сразу всего и много. Наша дорогая Раиса Григорьевна - настоящая казачка и хозяйка. Она знала, как и чем удивить меня, капризную в еде москвичку. Мы готовили  вместе и дружно незамысловатую, но такую  вкусную еду. Кубанская кухня  имеет много корней: там есть и  русские , и украинские, и адыгейские, и корни многочисленного  народа, который  выбрал  своей  родиной эти  великолепные места. Поэтому  кубанская, или как  её  тут называют  «родная  кухня», потрясающе  вкусная.

Этот субботний  день, о котором рассказ, был  для Раисы Григорьевны очень  суетным - она ждала гостей, которые хотели посмотреть на меня.  Станица N очень большая, но все друг друга знают. Когда приезжают люди из других городов или стран, то для всей станицы это событие, это как сходить в театр. Про меня Раиса Григорьевна уже рассказала соседям, многие меня видели и запомнили. Мне сложно пройти незаметной, когда я в очень коротких шортиках гуляю по улицам. Раиса Григорьевна – добрая душа и первые дни просила меня одеваться поскромнее, но напрасно. А уж, когда я залезла на огромную смоковницу около чужого двора, да ещё на глазах  у прохожих, то обо мне заговорили, как о чудной и малоскромной москвичке.

К вечернему застолью  Раиса Григорьевна хотела выбирать самого жирного гуся из всех, что важно разгуливали по её двору. Я прекрасно понимала, что гусю будут рубить башку. Поэтому ушла со  двора. Я стояла за углом беседки и слышала, как  Раиса  Григорьевна, очень  разборчиво  осматривая  и ощупывая гусей, рассуждала:
-  Нет,  ты  ещё  побегай - ты  худой , как  жердь. Что  с  тебя  взять, кроме  шеи? А этот, вроде, ничего-о-о.  Ну, ладно, не смотри  так на  меня, не  шипи , гуляй  ещё , голубок !  Ааааа.......вот  кого  я  сегодня  на стол  поставлю.  Ну - ка ,  иди  сюда , белый ! Иди,  я  тебе  башку  отрублю. Да-а-а  сегодня народа будет много : придёт   Дашуня   с  мужем, Лейла  со своим  ухажёром , Оксанка  с  мужем  и  сыном, Тахир, вроде,  хотел  показать  нам свою  невесту.  Интересная  такая  женщина-  русская,  не казачка, а  всё  знает и понимает и  по- ихнему  и  по - нашему.

Всё это Раиса Григорьевна рассказывала гусю, который уже сидел  у неё на коленях, вовсе не догадываясь о том, что его ждёт. Поговорив с гусём , Раиса Григорьевна взяла его на руки и пошла на  лобное место,  чтобы там оттяпать гусю башку! Прошло  немного  времени и около летней кухни зазвучала  песня : « По  Дону   гуляет...по  Дону  гуляет...по Дону  гуляет  казак молодо-о-о-о-й…», что означало одно -  гусёнка  уже ощипывают и разделывают.

Вскоре началась настоящая суета: мы резали овощи, жарили заправку, которую  можно  есть  ложками и  без  всякого  мяса – такая она вкусная! А тут и ночь падает  на  станицу  одеялом и без  предупреждения, как  во  всех  южных  городах. Стол ломится  от  вкусной еды  и  бутылок  с  домашним  вином. 50 -литровый бидон  с  самогоном  поставлен  рядом со столом , а на нем -  кружка. Над столом  крышей сплелись виноградные лозы, а в  лозах -  простая  лампочка . Она ярко светит и всё вокруг купается в теплом изумрудном свете. Как красиво! Лампочки  висят и над дорожкой от калитки, и над всем двором , а над ними тоже  сплелись навесом виноградные лозы.
 
 Гости подходят к калитке с  радостными   возгласами. Все пришли не с пустыми руками, все что -  нибудь да принесли и всё очень кстати. Шумно  расселись  за  столом, застучали  вилки,  забулькало в рюмки  вино гранатового  цвета,  в стаканчики – прозрачный самогон, кто-то сказал первый тост и понеслось – разговоры и шумное веселье. Слева от меня  говорили о работе, справа -  рассказывали  про огород , кто - то решил  вспомнить старый  анекдот, между разговорами спрашивали меня о Москве, о  том, что  у нас  нового и как живут люди. Я, разгорячённая  вином, рассказывала о Москве, делилась  московскими  историями.

И вот наступил  тот  волшебный  момент, когда Раиса Григорьевна  сказала :
-  А что  это  мы  сидим  в  тишине?  Давайте - ка  споём, что ли ?
Все  сразу  радостно согласились и самый  смелый затянул песню:
- Черногла- а-а-а-я   каза-а-а- ч-ка подковала  мне  коня-я-я…серебро -о-о-о  с  меня спросила , труд недорого   ценя ....
И  тут все  подхватили :
 - Как  зовут  тебя  молодка -а-а-а …а  молодка  говорит… и-и-и-мя  ты  моё  услышишь  из -  под  топота копыт!
Эту песню дружно допели, потом запели  про  Хасбулата …потом «Каким  ты  был ,таким  ты и остался- я-я-я …орёл  степной, казак лихой», как в «Кубанских казаках».Без перерыва -  «Ой, да  над  крутеньким  было  бережочком….вырастали  три  садочка» , « Никто   травушку  не  косит, никто  травушку   не  жнёт, никто  девушку  не  любит, никто  замуж  не  берёт»
А уж, когда затянули «Любо , братцы, любо-о-о , любо, братцы   жить...с  нашим  атаманом  не  приходится   тужи -и-и-т-ь», тут и я запела  во весь голос. А голос у меня громкий и звонкий. Я пела и наслаждалась тем, как мой голос вливался в общий дружный хор. Не зная слов украинских  песен, а громко подхватывала только гласные звуки , и мне казалось, что пою  не хуже, ведь мне так хотелось стать одним целым с этими добрыми и весёлыми людьми, которых я полюбила на всю жизнь.

Вскоре всем  надоело  сидеть и  ноги  сами пустились  впляс. Вот тут  началось  самое   веселье! Тарелки на  столе  подпрыгивали,  остатки  гусёнка прыгали  вместе  с вилками, а к забору    подходили и подходили  соседи , чтобы  посмотреть  на  этот  казачий  хор  песни  и  пляски.

Увидев зрителей,  я заголосила, что  есть  силы, подхватывая песню -  пускай  знают  наших! Пусть не думают, что москвичи ничего не могут!  Мы  тоже  не  лыком  шиты  и  «могём»  петь  казачьи  песни и громко «могём». Мне казалось, что моя дорогая Раиса Григорьевна и все гости были очень этому рады, но немного  удивлены. А  я голосила, что  есть  силы:
-   Па-а-а-а   Дону   гуляет….па-а-а-а    Дону   гуляет …
Я  старалась петь , как  все -  громко , чуть  раскачиваясь  в  такт  песне!  Ночь разрывалась от  наших  песен,  веселья , шуток  и  хохота! Даже  незнакомые  мне  до  этого  вечера  люди  стали почти родными, и  всё  моё  стеснение  пропало.
Петь  -  так  петь ! Пить  -  так  пить ! Танцевать  -  так  танцевать ! Я  вышла  в  круг, отбивая  голыми  пятками  землю,  отчебучивая  танец  и мне  казалось, что  я  танцую правильно, как все. Когда  наша  песня закончилась и на секунду воцарилась тишина, то мы услышали, что на другом  конце  станицы  тоже поют. Да как поют! И тут начался настоящий батл: как только мы замолкали , на том конце станицы сразу  начинали  петь. Как только они  замолкали -  мы  затягивали свою  песню.

Все , чьи дома  стояли  между  нашими  домами , стали   нечаянными  судьями  и где-то подстрекателями:
- Эй, Раиса! – слышалось  через забор -  Чё - то  твои  совсем  ослабели!  Гляди, как  у  Николая поют  -  уши  закладывает!  А  ты  своих не  кормишь, чай,  не  поишь?  Чё - то  еле  дышут твои - то ! Подмогнуть , может , надоть ? Дык, мы  мигом!
И мы , заведённые  такими  словами ,  начинали  петь  с  удвоенной  силой. А  меня , кто  знает, просить  долго  не  надо - я всегда  в первых  рядах.
И  понеслась  душа  в рай…Песня  за  песней …Песня  за  песней! А  судьи , видя, что  мы поём  дружно  и  громко , начинали  подстёгивать  дядьку  Николая  и его  гостей :
-  Николай , ты  чё  затих  - то? Самогон  закончился?  Иль  жалеешь  его для  рОдных  гостей ?
 
Тут  со  двора  дядьки Николая  запели  песню  в лад - не  в лад , но  громче   нашего! Вот тут мне  пришла в голову классная  идея: когда мы запели громче прежнего, я  взяла  крышки  от  баков  и стала  ими  отбивать  в такт  нашей  песне. Получилось  так  красиво  и  громко , что чудо!
Наступило утро  -  жаркое , солнечное  и радостное ! Что  за  климат  на  дивной  Кубани! Голова  не  болела , настроение  было  прекрасное, жизнь -  чудесная! Мы сидели за столом под виноградными лозами, солнце сквозь неё пробивалось  тонкими лучами,все пили крепкий чай, ели пирожки и вспоминали  вечер и ночь.

 По дороге шли наши  вчерашние  гости, а с ними и соседи. Одни радостно  приветствовали  нас, улыбались, другие заходили  выпить квасу, чаю или  воды. Я , причастная  к  вчерашнему  концерту, гордо  сидела за  столом  и  наливала  кому чай, кому квас . Я была очень города собой, я не  уронила  честь  Москвы, я  не выпендривалась, я пела и плясала со всеми. Но  меня терзал вопрос : а  что  мне  скажут настоящие  казаки и казачки? Ведь это  же  был  мой  дебют! Как мне  хотелось  услышать  слова  восторга и одобрения в  мой  адрес. И я спросила Богдана:
- Скажи  мне , только  честно ,  я  хорошо  вчера  пела?
 -  Ты ? Ты  пела  ....ммм.......не  скажу, что  хорошо , но громко , Янне… Ты  так  голосила,  что  Мишка  Сердюк меня  сегодня  спрашивал  :  А чё  там  ваша  москвичка  так  надрывалась? А  уж когда  ты  взяла  крышки и  стала  в них  лупить  со  всей  дури, мы  поняли   -  москвичи   немного,....того.......Короче,  гулять  умеют, но  пить  им  давать  много  нельзя!