Благовещенье

Александр Козак 2
***
07.04.2019г.

С Благовещеньем, Друзья! - Возрождается Земля!
Пробуждается Природа! - Здравствуй, красная Весна!

Здравствуй синий, Неба Свод! - Здравствуй, Солнышко! - И РОД!
Здравствуй, Светлая пора! - Бог, Всевышний, Солнце, РА!...

Здравствуй, Русь! - Славян всех Род! - В Прави славной! - Наш Народ!
В каждой хижине, избе, хате, доме и в семье! - Святый Дух! - Вовне и мне!

Благодать! - Весна несёт! - Просыпается Народ!
Возрождается Земля! - Греет Солнце! - Лес, поля...

Хмарь уходит, непогода... - Взгляд светлеет... Светел, я!...
Благодарен, дню и году! - Радость в сердце! - Шлю всем, я!...

А.В. Козак

***
07.04.2019г.

Благая весть летит по Миру: "Бог воплотился! - Во плоти!
Марии - деве из Эфира! - Явился Ангел - Гавриил!...

"Благословенная, Мария! - Небесный плод, ты в Мир несёшь!
Христос с тобой! - твой сын, Мессия! - Его Иисусом наречёшь!"...

"Сё, Дух Святой! - С тобой отныне! - Им воплотился - Бог в Любви!
Ты, Богородица! - Мария! - Несёшь Спасение! - В Миры!"

"Благословенна, ныне в жёнах! - С тобой Спаситель, Сын, Христос!!!
И славят Бога! - Птицы, вольно: - "Пришёл Спаситель! - Мир принёс!!!"...

А.В. Козак

Начало нашего спасения.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки.

В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная”, – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия.

Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя.

К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи.

Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов, и оно пребудет вечно (смотри Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).

Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа.

Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее”, то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (по образному сравнению церковной песни, Дух Святой, наподобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15).

Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему”.

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека.

Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем-то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться.

Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (в противоположность Богу, дьявол стремится лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически).

Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая фактически даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души.

Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в Себе Младенца до дня Его рождения в Вифлееме (по милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).


«Благовещенье — птиц на волю отпущенье».

Благовещенье – предчувствие пасхального воскресенья. Из-за этого возникла путаница, многие относят стихи о птичке к Благовещенью.

Но в Петербурге было заведено отпускать птиц именно на Пасху:

«В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то:
- жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск»,
– пишет Терещенко, исследователь русских народных традиций.

И Пушкину «на чужбине» припомнилась именно Петербургская Пасха. Быть может, тогда, в 1823-м году, ему и в Кишинёве удалось выпустить из клетки какую-нибудь канарейку? Поверим поэту на слово.

Кто предложил устроить это замечательное соревнование – теперь уж неизвестно. Об этом поэтическом турнире мы узнаём из краткого рассказа Льва Сергеевича Пушкина – понятно, чьего брата. Лев Пушкин дружил с Фёдором Туманским.

Это было весной 1823 года – незадолго до Светлой Пасхи. Неизвестно, в какой день они ударили по рукам и когда каждый из них написал своё восьмистишие: датировка (в особенности в случае с Туманским) вызывает споры. Три стихотворца – Дельвиг, Пушкин и Туманский – задумали соревнование. Написать экспромтом по восьмистишию на заданную тему. Приближалась Пасха – и припомнился тот самый обычай. Задали и размер – четырёхстопный ямб.

У Александра Дельвига, по обыкновению, получилось нечто, издалека напоминающее перевод из античной классики. И за рифмой он следил недостаточно усердно:

***
Птичка

Во имя Делии прекрасной,
Во имя пламенной любви,
Тебе, летунье сладкогласной,
Дарю свободу я. — Лети!
И я равно счастливой долей
От милой наделен моей:
Как ей обязана ты волей,
Так я неволею своей.

1823 А. Дельвиг


Туманский писал проще, без античных красот. И – человечнее:

***
ПТИЧКА

Вчера я растворил темницу - Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу, Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая, Как бы молилась за меня.

1823 Ф. А.Туманский

В 1864-м К.Д.Ушинский включил это стихотворение Туманского в своё «Родное слово» – и с тех пор полвека без него не обходилась ни одна хрестоматия. Туманского прославляли как автора одного, но гениального стихотворения. Признавали, что он одержал верх над Пушкиным. В его «Птичке» нет заданности, но многие замечали в ней чистоту и восторг искренней молитвы. Особенно во второй – ключевой – строфе. Всего-то четыре строчки, а характер автора ощущается. Это и восхищало добродушных читателей старинных хрестоматий.

«Птичка» Туманского стала известной детской песней. Его многократно и небезуспешно перелагали на музыку. Выходит, в состязании победил Туманский? И в словарях крылатых выражений появилась: «Я рощам возвратил певицу…».

У Пушкина находили личностный, слишком злободневный мотив, намёки на ссылку, на несвободу:

***
ПТИЧКА
07.04.1823г.

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать...

А.С. Пушкин

***
07.04.2019г

Голубое небо с нами! - Слышны птичьи голоса...
Солнце светит! - Радость дарит!... Белоснежны облака...

Возрождается, Природа! - Снег сошёл, растёт трава...
Пробуждается, Свобода! - Благодатная пора...

Всё что тленно, то проходит... Мара хмурая ушла...
Песня слышится в народе: "Здравствуй, красная Весна!...

Здравствуй, Солнышко родное! - В Прави! - Славный Род! - Земля!...
Здравствуй, РА! - И всё, живое! - ЖИВА! - Сила Бытия!...

Хоровод! - Зарю встречает! - Песни вечные поёт!
Леля! - Лелю! - Лад венчает! - И с Любовью! - Жизнь несёт!...

Корни древние проснулись! - Древо Жизни - вновь растёт!
Изумруды - трав коснулись! - Мати-мачеха цветёт...

Я стою, под светлым Небом! - В даль, я с радостью гляжу!
Поднимаюсь, там где не был! - Духом, в воздухе парю!

Высоко над облаками! - Сокол ясный! - Дух парит!...
Сердцем Землю обнимает! - И в восторге! - Мир хранит...

А.В. Козак