Лейли и Меджнун - из цикла о Восточной поэзии

Татьяна Мершукова
(*газель и строфа)

Авторы:

Татьяна Мершукова (Т.М.)
Михаил Азнауров (М.А.
http://www.stihi.ru/avtor/mixailaznaurov

Знакомясь с творчеством различных поэтов, меня привлекла поэзия Востока, и я стала изучать таких поэтов, как Хафиз Ширази, Омар Хайям, Руми  и многих других восточных классиков.

Читая их творения, я просто влюбилась в восточную поэзию.  Особенно мне понравились  стихи  поэта Абдуррахман Джами, который писал в стиле ГАЗЕЛЬ.
 Вот послушайте, как красиво звучат его строки,  воспевающие любовь к женщине, её красоту и божественность.

Ночью сыплю звезды слез без тебя, моя луна.
Слезы света не дают, — ночь по-прежнему темна.
До мозолей на губах я — безумный — целовал
Наконечник той стрелы, что мне в сердце вонзена.
Здесь, на улице твоей, гибли пленники любви,—
Этот ветер — вздохи душ, пыль — телами взметена.
Если вдруг в разлуке стал я о встрече говорить —
То горячечный был бред, вовсе не моя вина!
С той поры, как ты, шутя, засучила рукава —
Всюду вздохи, вопли, кровь, вся вселенная больна.
О рубинах речи нет, нынче с цветом губ твоих
Сравнивают алый цвет роз, нарядов и вина.
По душе себе Джами верования искал,—
Все религии отверг, лишь любовь ему нужна.

Я тоже решила попробовать свои силы в написании стихов в восточном стиле, за основу взяв трагическая историю любви Лейли и Меджнуна, и вот что у меня получилось:
    


(Т.М.) Я пленён, Лейли, тобою - и куда бреду, не знаю,
И от страсти замирая за тобой иду, страдая.
Как Меджнун, томлюсь Любовью, ты Царица грёз и Рая
Нет Душе моей покоя, от разлуки умираю.

Ты моя Венера счастья, сердце мне пленила маем,
Мотыльком лечу навстречу, от Любви к тебе сгорая.
Очарован красотою, совершенство воспевая,
И томлюсь я, и рыдаю, и тебя зову, стеная.

Луноликая Царица, Чаровница неземная,
Я живу одной тобою, от печали погибая...


***

(М.А.) Я живу одним тобою, восхищаясь и страдая.
Сердце для тебя готова, на алтарь любви сложить.
Только темной, страшной тучей нравы племени нависли
И отец мой, седовласый решил твёрдо – отказать.

Он тебя не принял в доме, понимая, что знакомы
И решил, что наша встреча меня может очернить.
Я томлюсь, и, я рыдаю, и отца, я умоляю
Не губить, и разрешить мне пред тобой смиренно встать.

Только воля отца твёрда, на меня взглянул он гордо:
«Не бывать тому, не думай, замуж выдам тебя сам!»
Нет Душе моей покоя и она всегда с тобою
Незабвенный и любимый, драгоценный мой Меджнун!

***

(Т.М.) Я молюсь Аллаху тщетно и с собою не в ладу я,
По горам, в песках пустыни неприкаянно бреду я.
Ты печаль моя и нежность, по тебе одной тоскуя,
Лишь тебе, сложив газели, своё сердце отдаю я.

Знаю я, что этой ночью обязательно приду я,
К твоему шатру, родная, припаду, порог целуя.
И слезами обливаясь про любовь тебе скажу я,
Без тебя, моя Царица, обязательно умру я!

О, моя Лейли, в печали моё сердце замирает,
Сожжена Душа до пепла и в темнице погибает...

***

(М.А.) Мой отец, меня насильно, выдал замуж нелюбя
И пред волей я бессильна – Небеса молила я,
Чтоб с тобой соединили, помогли нам вместе жить,
Чтоб любовь с тобой делила, и могла любовь дарить.

Ты скитаешься в пустыне, там один ты, без меня.
Моя жизнь с тех пор, поныне, мука тяжкая – одна.
Одиночество терзает, хоть отец мне дал семью.
Не могу я с новым мужем, скоро, думаю, умру.

Мы, с тобой, соединимся в Небесах, чтоб в счастье жить.
Там никто не помешает наше желанье разделить.
Наши души там срастутся, станем мы едины там
В райских кущах проживем мы, деля счастье пополам.

*Газель - строфа восточного стихосложения, известная по
персидским образцам. В переводе с арабского, газель значит: “воспевать (женщину)”

На Востоке всегда знали и ценили красоту слова. «Слог восточный был для меня образцом…» писал в свое время А. С. Пушкин. Как и Александр Сергеевич, много и плодотворно писали восточные поэты о красоте женщины.


Для "воспевания" предлагался вполне определенный образный комплект – метафоры и стилистические приемы, определившиеся за века традиции - перетасовать знакомые образы и сложить новую комбинацию – такие, граничащие с упражнениями в композиции, задачи стояли перед восточными поэтами.

Популярность этой формы в персидской и тюркской лирике  сравнима  с  популярностью сонета в европейской поэзии, это жанр,  в котором зафиксировано культурное своеобразие народов мусульманского мира.

В дальнейшем  своём творчестве я настроена  более подробно изучать жанры восточной поэзии, её красоту и неотразимость, её изящество и лёгкость слога.

Шамсиддин Мухаммад Хафиз

Хмельная, опьяненная, луной озарена,
В шелках полурасстегнутых и с чащею вина
(Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ),
Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.
Пришла и села, милая, у ложа моего:
«Ты спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я пьяна!»
Да будет век отвергнутым самой любовью тот,
Кто этот кубок пенистый не осушит до дна.
Поди же прочь, о трезвенник, вина не отбирай!
Ведь господом иная нам отрада но дана.
Все то, что в кубки легкие судьбою налито,
Мы выпили до капельки, до призрачного сна!
Нектар ли то божественный? Простой ли ручеек,
В котором безысходная тоска разведена?
Об этом ты не спрашивай, о мудрый мой Хафиз:
Вино да косы женские — вот мира глубина.