Хроники Арбата

Николай Тюрькин
Хроники Арбата

С нежностью, любовью многими воспет он —
Уголок Московский - наш Арбат.
Он насквозь пропитан божьим духом-светом,
Манит от того его заряд.

Прошлой жизнью улиц дух живёт Арбата.
В летописях дней читаем мы —
Древним вспольем был он и округой града, —
Встал в ряд главных символов страны.

Строился, трудился, торговал, молился
Здесь мастеровой, стрелецкий люд.
От ворот Арбатских в глубь росла Россия,
И от них брал старт Смоленский путь.

Ратных дел суровых главная дорога
Шла через арбатские пески.
Били иноземцев прямо у порога,
У окраин матушки Москвы.

I. Крестный путь к освобождению Москвы
 от поляков в 1612 г. Минин и Пожарский на Арбате
1.1 Московская битва 1612 года.

В Смуты лихолетье от ворот Арбатских
Речи Посполитой гнал полки
С Земским ополченьем светлый князь Пожарский.
Отличились также казаки.

Август завершался в страшном ожиданьи.
Ополченья основная рать
К городу успела подойти в срок крайний,
Бой врагу решительный чтоб дать.

Основные силы близ ворот Арбатских(1)
И Чертольских(2) развернули стан,
Отказавшись сразу с Трубецким по-братски
Вместе встать у Крымского моста.

22 августа ( 1 сентября) 1612 г.

Шёл к Москве Ходкевич. Рвался он с Поклонной
На Арбат, в Чертолье — к двум вратам.
Князь Пожарский в помощь дал пять сотен конных
Войску Трубецкого — казакам.

Из Замоскворечья гетману ударить
Трубецкой был должен в фланг и тыл,
А Пожарский ляхам — с "крыльями гусарам"
У Москвы реки путь преградил.

Крупное сраженье конниц и пехоты
Близ монастыря (3) произошло.
В Девичьем том поле конница Европы
Потеснила нашу рать числом.

Шесть часов бой длился, ввёл пехоту гетман.
Ополченья дрогнул левый фланг.
Спешиться Пожарский повелел ответно.
В Кремль к своим пройти был вражий план.

Ляхов и литвинов гарнизон кремлёвский
Заперся в стенах, кольцом был сжат
Внешних укреплений ополченьев войском.
Порох ворог ждал и провиант.

Пушки с тыла в русских били, но всё тщетно.
Из-за стен Московского Кремля
Вылазки пытались делать интервенты.
Враг в тот день немало потерял.

Всё же бой неравным был для ополченья,
Переломный приближался час.
Трубецкой всё видя, не вступал в сраженье,
Говорил, что справятся без нас.

Приданные сотни Трубецкому в войско
Самовольно ринулись спасать
Православных братьев, гибнущих геройски
За святую Русь — Отчизну-мать.

А за ними следом конные пять сотен
Без приказа реку перешли.
С помощью прибывших враг был в битве сломлен
И с уроном отступил большим.

23 августа  ( 2 сентября) 1612 г.

В стан к горе Поклонной отошёл Ходкевич,
А шесть сотен гайдуков отряд
В Кремль прорвались ночью из Замоскворечья,
Был и городок в Ендове взят.

Выбили оттуда гайдуки с Орловым (4)
Князя Трубецкого казаков.
И Георгия храм (5) около острога
Взяли, караул застав врасплох.

24 августа ( 3 сентября) 1612 г.

Начал подготовку к главному сраженью
Ян Ходкевич с раннего утра.
Монастырь Донской взял, выбрав направленье, —
В Кремль через Калужские врата.

Разгадал Пожарский планы супостата,
Рати многие подвинул к ним.
Полем битвы конниц главным место станет
За рекой, за градом Земляным.

Днём шла подготовка к ключевому бою,
Наш дозор противника стерёг.
Трубецкой был должен с силой основною
Защищать Климентьевский  острог (6).

На валах Пожарский ратников расставил —
Ополченье, пушки и стрельцов.
Утро наступило, гетман сам возглавил
Левый фланг, повёл вперёд бойцов.

Конные отряды — ополченья сотни
Сдерживали натиск пять часов,
Но не устояли. Бегством люди, кони
Вплавь спасались от своих врагов.

Лично сам Пожарский прибыл к месту схватки
И дворян пытался задержать,
Но на левый берег в полном беспорядке
Конная ушла вся наша рать.

Гетманский центр сборный, фланг казачий правый
Шли жестоким норовом вперёд.
Войско Трубецкого гнал кулак ударный,
Вышиб ополчение с валов.

Казаки с Зборовским (7) и пехота венгров
Заняли Климентьевский острог.
С тыла враг ударил и вознёс на церковь
Войск своих знамёна как итог.

Гарнизон кремлёвский Струся (8) и Будзилы (9)
Общий штурм острожка поддержал
Выходом за стены и бросая силы,
Бою подбавляя крови жар.

Казаков, стоявших в жёсткой обороне,
Многих изничтожили враги.
Те, кто уцелели, разбежались в поле,
В ямах, рвах, крапивах залегли.

Видели, как всюду на коне сам кружит
Гетман, рычет на своих, как лев,
Напрягли чтоб крепче все своё оружье.
Путь возам почти открыт был в Кремль.

Закрепясь в остроге, польские солдаты,
Вскоре завезли в него обоз.
Казаков, бежавших, собирать в отряды
Старцу Авраамию (10) пришлось.

Старец находился вместе с ополченьем.
— Мы не можем быть без казаков! —
Князь Пожарский молвил келарю с почтеньем.
Тот всё понял без излишних слов.

К Климентовской церкви в сторону острога
Авраамий Троицкий пошёл.
Встретив казаков там, речью их растрогал,
Со слезами искру в них зажёг:
— Неужели дело, начатое вами,
Захотите погубить в сей час!
Неужели труд ваш, боевые раны —
Даром всё должно пропасть зараз!

Выплатить дал слово жалованье келарь
Из казны церковной казакам.
— "Сергиевым!" кличтесь ясаком, — велел им.
— Да поможет Чудотворец нам.

И воспряло духом воинство казачье,
Устремилось ко врагам на бой.
Возвращён острог был и обоз захвачен.
До полудня кровь лилась рекой.

Били по остаткам вражеской пехоты,
Мстили казаки за смерть своих,
Ворвались в острожек на Ендове с ходу,
Сотни Невяровского сломив.

Тишина настала. Из Замоскворечья
Об успехах весть неслась стремглав.
Подкрепленья ждали, крепкой бранной речью
Все ругали беглецов дворян.

Торопились дружно казаки к Ордынке,
Чтоб помочь товарищам босым
Отстоять острожек в лютом поединке
И порвать с довольствием возы.

Наступило время общей передышки.
Казаков звать биться до конца
Палицын и Минин в таборы к ним вышли
И воспламенили их сердца.

Поклялись казаки друг пред другом крёстно
Драться не жалея свою жизнь.
Большинство решило:
— Трубецкой пусть войско.
За реку направит и спешит.
Мы пойдем немедля биться против ляхов,
Не воротимся, все — как один,
До тех пор покаместь ворогов заклятых
До последнего не истребим.

Переправив спешно рать в Замоскворечье,
Трубецкой усилил рубежи,
Где ещё держалось наше ополченье,
Ждало скорой помощи дружин.

Минин и Пожарский привели в порядок,
Против Крымского двора собрав
Ранее бежавших в страхе без оглядки
Сотни конные честных дворян.

Вечером смеркалось, перед главной битвой
Вновь молебны шли по всем полкам.
Умоляли бога ратники в молитвах
На погибель Русь не дать врагам.

Шаг бесстрашный сделать выпало на долю
Первого, кто начал велий труд.
Встретился с Пожарским Минин перед боем,
Дать просил ему кого нибудь.

Был немногословен, князь ответил скромно:
— "Емли, ково хощеши!"(11), Кузьма.
Минин из резерва лишь три сотни конных
Да Хмелевского (12) с отрядом взял.

За Москву реку он перешёл по броду,
В фланг пустился Крымского двора.
Конная с пехотной две литовских роты
Впали в ужас, увидав врага.

Рота роту смяла, бросились солдаты
К гетманскому лагерю гурьбой.
Наша же пехота, видя всё, вставала
Из чащоб и ям, шла следом в бой.

Та атака стала всем войскам сигналом
К наступленью. С нами был сам Бог.
Ринулись отряды к гетманскому стану
На Екатерининский острог (13)

Доблестные рати вёл вперёд Пожарский
Вместе с воеводами полков,
И бок о бок с ними казаков сражаться
Не послать князь Трубецкой не мог.

Конники отрядов, спешившись, на табор
Налегали как богатыри.
Понеся потери, враг с Ордынки драпал,
Побросав возы там и шатры.

Став по рву, рать наша в массовом порыве
Гнать врага собралась было в след,
Но их воеводы вмиг отговорили:
— Не бывает за день двух побед.

Повелели рати "бодро нощь
стояще",
Непрерывную вести стрельбу.
Озарилось небо как огнём пожарищ,
Шум пальбы был слышен за версту.

Отступал поспешно именитый гетман,
Вёл к монастырю Донскому в стан
Армии остатки. Быть там до рассвета,
Не сходя с коней, велел им страх.

25 августа  ( 4 сентября) 1612 г.

Чуть восход забрезжил гетман общий табор
К Воробьёвым перенёс горам,
Но к Можайску вскоре по кривым ухабам
Из Москвы прочь уносил свой срам.

Результат трёхдневной августовской битвы
Участь гарнизона предрешил —
Двух полков кремлёвских Струся и Будзилы,
Русью завладеть надежд лишил.

1.2. Взятие Китай города и Кремля

22 — 26 октября (1 — 5 ноября) 1612 г.

Долго шла осада у Китайгородских
Толстых стен — дней много и недель.
Штурмом взять решили оккупантов польских
И иуд Московских цитадель.

Пред Казанским чтимым ликом Приснодевы
Общий совершён молебен был.
Пост народ и войско на себя трехдневный
Наложили, духу дать чтоб сил.

Наступило время действовать сплочённо.
Громко затрубил призывный рог.
Казаки дерзнули, выправив знамена,
С лестницами ринулись вперёд,

Вверх полезли храбро, в бойницы проникли,
Подняли знамёна над стеной.
Их влекла добыча ляхов и литвинов,
И изменников кошель тугой.

Знамя нёс Пожарский, вера и молитва
Войско наше делали сильней.
Из-за стен Китайских выбили литвинов.
Интервенты отступили в Кремль.

С образом Казанской Минин и Пожарский
Под церковный колокольный звон
С земским ополченьем в град вошли Китайский.
Кремль был общим войском  окружён.

27 октября (6 ноября) 1612 г.

Сдались супостаты, помощи не чая.
Европейцы диче дикарей,
Мясо человечье впрок солили в чанах,
Русь алкая вотчиной своей.

1.3. Праздничный крёстный ход 1 ноября (11 ноября) 1612 г.

От Арбата с войском ярким ходом крестным
Минин и Пожарский — два Космы (14)
На большой молебен к Лобному шли месту
В честь освобождения Москвы.

Рать и люд московский перед крестным ходом
К церкви Иоанна собрались (15)
В первый день воскресный  в благодарность Богу,
Матери за то, что Русь спасли.

Впереди колонны близ ворот Арбатских
Бережно священники несли
Чудотворный образ Матери Казанской,
Крест, иконы с ликами святых.

Символы победы над  стрекалом смерти,
Сатаной сметённым с неба в ад —
Реяли  хоругви — духа с телом скрепы.
Пением молитв звучал Арбат.

Словно сами стопы Спаса, Всецарицы,
Преподобных с  пресвятых икон
Освящали ходом матушку землицу.
Разносился праздничный трезвон.

От ворот Покровских Трубецкой особо
С казаками шествовал к Кремлю.
Шли два ополченья, шли два крестных хода.
Веру отстояли и страну.

С двух сторон  навстречу двигались колонны
Воинов и честных  горожан.
Трубецкой от церкви  пресвятой иконы
Матери Казанской ход держал.

В день тот град с страною стали божьим храмом,
Благодать святую получив.
Весь народ Победой скверну сбросил мрака,
С Богом единяясь, был счастлИв.

1.4. Явления св. Сергия Радонежского Минину. Чтение Грамот.
Сентябрь - октябрь 1611 г.

Вспоминал, шагая, Минин, как три раза
В Нижнем будучи к нему во снах
В комнату моленной приходил с наказом
Светозарный праведный монах.

Приходил в час грозный Сергий преподобный,
Собирать Козьме велел казну,
Нанимать люд ратный, от пришельцев чтобы
Русь очистить, дав уроки злу.

Накануне этих явственных видений
Дионисия пришло письмо
К городам с призывом на объединенье,
Близко к сердцу принятом Козьмой.

Новый настоятель (16) Троицы священной
С Палицыным — келарем в трудах
Поднимали знамя с духом очищенья,
Встать за веру звали города.

Горожане вести обсуждали часто
В Храме и на площади — везде
О делах в Московском мрущем государстве,
О ворах, захватчиках извне.

Грамоту читали — голос Ермогена (17)
Из сырых монастыря глубин
Звал всех единяться и стоять за веру,
Воинство на брань благословил.

1.5. Начало 2-го Земского ополчения. Ноябрь 1611 г. - январь 1612 г

Промысл был то божий Минину с Пожарским
Ополченье поручить собрать
Троицкий оплот слал письма с кличем жарким,
— Поскорее собирайте рать!
В град Москву пристольный с войском поспешайте,
Перекрыть Ходкевичу пути,
Сбор в поход начавшим к ляхской хищной шайке,
В городе сидящей взаперти.

В Новгород стал Нижний ратный люд стекаться.
Жёсткость и смекалистость ума,
Средства собирая, проявлял посадский
Справедливый староста  Кузьма.

Он просил  не делать богачам поблажек,
Бедных занапрасно не стеснять;
Деньги брали силой у скупых и жадных,
Пятую деньгу велел давать.

Избран был Пожарский воеводой первым —
Ведь проигрывать он не привык,
Предан был царю и службу нёс усердно,
Был терпимым и душой велик.

Подвиги солдата, вера и молитвы
Выковали. Князь был убеждён,
Что к Москве по Волге следует идти им,
Войско умножая с каждым днём.

1.6. Поход в Ярославль. Земское ополчение в Ярославле
Февраль 1612 г.

В Нижний Новый город передал посыльный
Важную из Ярославля весть, -
Недруг к верхней Волге направляет силы,
Земской рати чтобы путь отсечь.

Воровских казаков Трубецкой с Заруцким (18)
К Ярославлю двинули отряд,
Град занять и грабить чтоб своих же русских,
Ополченью крепче стать не дать.

В Ярославль в день тот же бравый князь Лопата (19)
Послан был с отрядом головным.
Двум не дал он слиться воедино бандам,
От злодеев град освободил.

Посланных Заруцким казаков схватил он,
Посадил лихих людей в тюрьму,
В крепость превратил он Спасскую обитель,
Земской рати штаб здесь развернул.

Конец февраля начало марта 1612 г.

Получив посланье от гонцов Лопаты,
С Богом покидали Нижний град
Минина с Пожарским земские солдаты.
Звон церквей слал в путь благой им  дар.

Конец марта начало апреля - конец июня 1612 г.

Явленный в Казани непорочной Девы
Чудотворный образ в Ярославль
Привезли для войска. Волю Гермогена
Выдавшийся случай исполнял.

В Ярославле войско, временно увязло,
Став за эти месяцы сильней, (20).
Но случилась в граде моровая язва (21),
Покосила тысячи людей.

Уходил без спроса ратный люд из града,
Из зловещих мест, чтобы спастись.
Дал приказ Пожарский на постах отрядам
Перекрыть ближайшие пути.

С образами Спаса, Толгской Приснодевы
Обошли град крестным ходом весь,
За день храм "обыдень" по законам древним
Срублен был. Ушла сама болезнь.

Возвращаться люди начали обратно.
Ратники готовились в поход.
Вновь помеха встала на пути внезапно,
Единенью враг давал отпор.

Козни против князя вышли в Ярославле —
Нож всадить Пожарскому в живот
Душегуб пытался. Вождь был хвор, ослаблен,
Князя чуткий стражник уберёг.

Пали ополченцы духом от унынья.
Кое-кто покинул Ярославль,
И беда нависла над судьбой Отчизны.
Старец Иринарх (22) вдруг весть прислал.

Конец июня 1612 г.

Дал благословенье делу ополченья
В узах и веригах тот монах.
Знал в Борисоглебской монастырской келье
Преподобный обо всех делах.

Духоносный старец приложил с просвирой
Волю божью в дорогом письме.
Ратники взбодрились, наполняясь верой
В общую победу и успех.

Многие вернулись в ополченья лагерь,
Божьим словом с хлебцем укрепясь.
Вскоре князь Пожарский поднял наши рати.
Твёрдо двинулись к Москве войска...

1.7. Благословления на Победу

На большом привале в первый день похода,
На ночлег когда осталась рать,
Отпросился в Суздаль главный воевода -
На могилах предков побывать.
К городу Ростову повелел он войску
Шествовать. Тем временем же сам,
Укрепившись духом у могил отцовских,
Воротился благостным к  войскам.

Дух благословенья, крылья на решимость
И молитву против зла врагов
Минин и Пожарский обрести спешили,
К Иринарху шли когда в Ростов.

Передал затворник веру, силу духа,
Дал просфору и поклонный крест,
И сказал: "Дерзайте, не страшитесь худа!
Бог поможет вам!" Воздел свой перст..

14 августа (24 августа) -18 август (28 августа) 1612 г.

Минин и Пожарский с гордостью хранили
Дух благословленья на успех
В день прихода войска в Троицы обитель,
Прежде чем приблизиться к Москве.
"Ратники, Бог с вами и великий Сергий
Старец-чудотворец в помощь вам.
Стойте и деритесь за святую веру!" —
Были Дионисия слова.

Обрели поддержку сотни ополченцев
От святынь отцов и светлых слов.
Вдруг не в шутку ветер разыгрался встречный,
Страх вселял недобрый знак в бойцов.

Ветер на попутный вскоре изменился -
Дионисий то благословил
Минина с Пожарским. Проявил Бог милость.
Вышла рать исполненная сил...

1 ноября (11 ноября) 1612 г.
 
По Арбату с войском празднично, победно
Минин и Пожарский — два Космы
К Лобному шли месту на большой молебен —
В честь освобождения Москвы.

Вспоминал Пожарский старца Гермогена
На осляти прошлогодний въезд,
Как Москва пред Пасхой все три дня горела
Год назад, несла страшенный крест.

1.8. Московское восстание 1611 г.

Жители к восстанью против иноземцев
Начали готовиться с зимы.
В корне разнаглели ляхи при Гонсевском (23) -
Шло в Москве насилье  над людьми.

Днём хватали женщин и девиц невинных,
Резали торговцев на рядах,
По ночам прохожих грабили литвины,
Утром не пускали в храм мирян.

Сведали пришельцы и христопродавцы,
Что рать наша сходится к Москве.
Хищные поляки , чтобы удержаться
Комендантский час ввели в ответ.

Сдать под страхом смерти
всё оружье строго
Приказал Гонсевский москвичам.
Шёл досмотр повозок при подъездах в город.
Враг врывался с обыском в дома.

Если находили скрытое оружье,
То топили в проруби всех тех,
Кто приказ посмел тот дерзостно нарушить.
Враг хотел жестокостью взять верх.

Животом рискуя кузнецы украдкой
Истово ковали во дворах
Бранное оружье против оккупантов
И изменников Москвы бояр.

Принося оружье, в город приходили
Ополченцы в платьях горожан.
Их не узнавали. Так копились силы
Для решительного мятежа.

С земскими полкам двигались к столице
Ляпунов (24), Заруцкий, Трубецкой.
Опасаясь боя, на страстной седьмице
Враг решил укрыться за стеной.

Понедельник 18 (28) марта 1611 г.

Множество повозок в понедельник утром
Видели на улицах Москвы.
И сочли поляки сбор тот знаком бунта,
В час набатный чтоб закрыть пути.

Вторник  19 (29) марта 1611 г.

И во вторник также возчики столпились
На подъездах и на площадях.
Некий Коссаковский (25) командир кичливый
Мужиков пустился принуждать.

Повелел начальник городским возничим
Пушки на своих санях тягать,
Их вздымать на стены для защиты ими
Главного посада и Кремля.

И за деньги даже не желали дядьки
Втаскивать орудия на верх.
Стали бить их ляхи; сдачу дали в драке
Те им, расшвыряв на мокрый снег.

Гневные поляки похватали сабли,
Наших зверски кинулись рубить.
Возчики ж другие пушки в снега хляби
С стен Китая начали валить.
 
Поспешал Пожарский с боевым отрядом
В Белый город к Сретенским вратам.
Русских бить нещадно свой приказ солдатам
Комендантом был Гонсевским дан.

Немцы и поляки обагрили  город
На Китае кровью москвичей.
Конники рубили граждан без разбора -
Старых, малых, женщин и детей;

Лавки обчищали и в дома врывались,
Умерщвляли варварски жильцов.
Толпы в Белый город бросились спасаясь.
Оглушал церквей набатный зов.

В умоиступленьи конные гвардейцы
Гнали люд и втаптывали в снег.
Только лишь в Китае, зрели очевидцы
Полегло семь тысяч человек.

Наш народ терпимец строил баррикады,
В Белый город путь загромоздил
Коннице поляков. Из засад удары
Наносили русские по ним;
Из орудий, снятых с Белгородских башен
И поставленных вниз вдоль дорог,
Обдавали страшным смертоносным шквалом,
Смелый дав захватчикам отпор.

Ляхи на восставших с улочек ближайших
Двигались, стремились в тыл зайти.
Новые преграды успевали наши
Создавать солдатам на пути.

Жители стреляли с чердаков, из окон,
С крыш, заборов по своим врагам;
В них бросали камни и швыряли брёвна
Под ноги испуганным коням.

Стержнями упорных схваток в граде стали
Сретенка с Никитскою в день тот.
В полдень к пеклу боя - Сретенке прорвались
Ратники с Пожарским вскачь вперёд.

В слободе стрелецкой воевода русский
Люд посадский и стрельцов собрал.
Близ Введенской церкви Матери Исуса
Жёсткий бой наёмникам был дан.

Посланы тотчас же были князем люди
За подмогой на Пушкарский двор.
В бой вступили сразу лёгкие орудья;
С пушкарями князь отбил врагов.

Их в Китай обратно он "втоптал" с порога.
Было б больше сил, вошёл бы в Кремль.
Конникам вернуться всё же в Белый город
Дмитрий всем на Сретенку велел.

В Белый град прорваться пробовал Гонсевский
И через Тверские ворота.
Там стрельцы стояли, те отбили с треском
Сильного коварного врага.

К центрам столкновений, выросшим в слободках
Жалованных выборных стрельцов,
Подоспели также Бутурлин (26) с Колтовским (27)
С малыми отрядами бойцов.

Бутурлин с стрельцами у ворот Ильинских
Перекрыл захватчику пути
В Белый город-пояс на восток столицы,
К Яузским вратам не пропустил.

А в Замоскворечье против оккупантов
Князь Колтовский   возглавлял борьбу.
У моста речного (28) с высей баррикадных
По вратам (29)  Кремля он вёл стрельбу.

Наскоро острожек у Введенской церкви
Возвести Пожарский приказал
С местом в нём для пушек и стрельбы прицельной.
Вырыт ров был и насыпан вал.

Крепостные стены из досОк и брёвен
Были сбиты, вырос частокол.
Из Кремля Гонсевский в помощь ротам конным
В город выдвинул пехотный полк.

Снова наступленье начали поляки,
Шли большИм числом  восставших  бить.
Целый день Пожарский отражал атаки.
Враг не знал, чем делу пособить.

Дал пример полякам Салтыков (30) - иуда,
Первый рьяно свой поджегший дом,
Чтоб добро восставшим не досталось людям,
Отступить склонил их дым с огнём.

Белый град местами и Замоскворечье
Запалить Гонсевский приказал.
Верх любой ценою силясь обеспечить,
Им на помощь вызван был пожар.

Жалонеры долго пламя разжигали,
Пасмурным студёным был весь март...
Ветер дул как дьявол палом на кварталы,
Русских гнал с позиций и засад.

Плач детей, крик женщин - в скорбный день убийства.
Кто-то пробовал пожар тушить,
Кто бежал из дома, кто в огонь клубистый
Бросился, спасая близким жизнь.

Дикие поджоги слились с грабежами.
Ворог хищно в храмах рвал с икон
Ценные оклады, камни с жемчугами,
Рушил дорогие раки он.

Много погоревших и убитых было.
Средь костров пылающих жилищ
Защищаться русским стало не по силам,
Все почти из города ушли,

Ринувшись навстречу войску ополченья,
Шедшему Москву освободить.
До конца лишь бились, были несогбенны
Воины с Пожарским в эти дни.

Ночь светилась в граде, пламя бушевало.
Враг укрылся в каменном Кремле
И в стенАх Китая. Лютее пожаром
Разжигал   Москву Девлет Гирей (31)

Кров над головою потеряв в пожаре,
Босиком в рубахах лишь одних,
Спасшиеся чудом люди замерзали.
Гибли на ветру в ту ночь они.

Среда  20 (30) марта 1611 г.

Вышли утром в среду немцы с Маржаретом (32) -
Около двух тысяч человек,
Да отряд пехотный из гусар отпетых,
Да хоругвей конных - роты две.

Видел враг стремленье наших ополченцев
Сохранить столицу от огня.
К воротАм Чертольским подошел Плещеев (33),.
За рекой - Колтовский встал Иван.

Польские отряды путь по льду держали
В направлении Чертольских врат,
Русским в тыл проникли, подожгли кварталы,
В бегство обратили нашу рать.

Из Можайска Струсь  шёл на Замоскворечье.
Москвичи у деревянных стен
Не пускали в город ляхов подкрепленье.
Шёл с огнём на помощь Маржарет.

К стенам  деревянным по иуд сигналу
Скрытно немцы направлялись в путь,
Изнутри зажгли их. Пламя на кварталы
Перешло. Смог в центр  прорваться Струсь.

Отражал Пожарский множество налётов,
Не давая Сретенку поджечь
Польской и немецкой коннице с пехотой.
Лишь себя не смог князь уберечь.

Во дворах Лубянки лютая шла  драка,
Трижды он там ранен был в бою.
Князь упав на землю, громко горько плакал
О столице преданной огню;
О беде, в которой оказалась вцелом
Русская земля  - Отчизны дом.
"Лучше мне бы было умереть за дело,
Чем всё это видеть!" - молвил он.

Обагренный кровью храбрый предводитель
На повозку поднят был с земли.
Из Москвы горящей в Троицы обитель
Ратники героя повезли.

Вместе с беззаветным верным командиром
Весь его отправился отряд.
Горожан колонна под завесой дыма
За Пожарским покидала град.

Москвичи поникли, видя отступленье.
От Москвы до Яузы реки,
Не путём, но прямо жители, как тени
Шли по снегу - к Троице текли.

Многие же люди от огня бежали
В Симонов Успенский монастырь;
Помощь ополченцев ждали, лёд печали
Расплавляя пением молитв.

Пятница 22 марта (1 апреля) 1611 г.

Подошёл к столице первым Просовецкий (34).
Защитить обитель подоспел.
Не смогли поляки выбить ополченцев
Из-за каменных высоких стен.

Ляхам Просовецкий врезал в тыл внезапно
И нанёс значительный урон,
В город развернулись те когда обратно,
Чтоб укрыть себя со всех сторон.

Вторник 25 марта (4 апреля) 1611 г.

С воинством рязанским прибыл из Коломны
Ополченья светоч Ляпунов,
Монастырь Москвы щит "гуляй градом" плотным
Окружил подвижною стеной.

Сорок тысяч смелых  из под града Шацка -
Черемисов, вотяков, мордву,
Чувашей, татар он за Россию драться
Вместе с русскими привёл Москву

Атаман Заруцкий на Святой неделе
С туляками в среду прискакал
К Симоновской русской божьей цитадели,
С Ляпуновым обок рядом стал.

С Трубецким приспели калужан дружины
Табор развернули супротив
Воронцова поля. В Белый град решили
Воеводы земских войск войти.

Ярославль, Романов, Кострома, Владимир
Доброй чистой воли города
Воинов прислали. В день тот были ими
Заняты Покровские врата.

К Сретенским воротам с ратью стал  Измайлов (35)
У Тверских - Мосальский(36), к ним стрельцы
С троицкой подмогой стали по призванью
На врагов изгнанье из страны.

27 марта (6 апреля) 1611 г..

К Яузским воротам Ляпунов стал с войском,
Рядом - Трубецкой меж двух ворот
Выжженной столицы - Яузских, Покровских.
В Белом граде ведом был исход.

Враг сберёг врата лишь на Большой Никитской,
На Арбате, да Чертолье и
Водяные те, что   находились близко
У излучины Москвы-реки...

1 ноября (11 ноября) 1612 г.

Минин и Пожарский по Арбату с войском
Следовали в сторону Кремля
Мыслью возвращаясь к веры стенам стойким
Троицкого столп-монастыря.

1.9. Осада Троицкого монастыря
23 сентября (3 октября) 1608  - 15 (25) января 1610

Долгую осаду выдержало ляхов,
Немцев, тушинского воронья
Небольшое войско ратников, монахов
Да крестьян, святыню отстояв.

Каждый дал пред гробом Сергия святого
Клятву с целованием креста
В том, что не изменит вере, чести, долгу,
Не щадя нисколько живота.

Перед штурмом Лавры снизошёл столп света
Яркого, слепящего огня.
Знак защиты божьей был ниспослан этот
Накануне Сергиева дня

После же сидельцы да и сам противник
Видели у монастырских стен
Чудотворцев древних, — Сергий был да Никон (37)
Исходил от них лучистый свет.

Стены первый старец воскурял кадилом,
Песню Троице пел Пресвятой,
И водой святою сотворял кропилом
Крёстное знамение — второй.

Верили сидельцы, что заступа будет
Господа по милости его.
Были и герои, были и иуды,
Но последних было меньшинство.

Нападавших было больше на порядок,
Жаждавших богатств монастыря.
Попадали вражьи в Троицкий храм ядра,
Святый образ и алтарь громя.

Делали отряды вылазки лихие,
Осаждавшим нанося урон.
Сами от болезней, ран тяжелых гибли,
Братский свой нашли в земле укром.

Оборону Лавры возглавлял усердно
Настоятель старец Иосаф (38) .
Женщины и дети кипятили серу,
Воду, вар, врага огнём кося.

Года полтора так длилась оборона.
Оставалось двести с небольшим
К снятию осады выживших героев,
Шесть монахов уцелело лишь.

Ляхи стушевались — Скопин-Шуйский(39) в помощь
Троице послал отряд большой.
Гетман Ян Сапега (40) снял осаду ночью,
К Дмитрову с награбленным пошёл.

Войско иноземцев русский воевода —
Князь Куракин (41) вмиг настиг, разбил.
В Троицы обитель принесли свободу
Скопин-Шуйский и Делагарди (42).

Если б пала крепость, святости лишилась
Матерь Богородицкая Русь,
Но покров Пречистой люду дал решимость
Землю от злых сил очистить всю.
 
1 ноября (11 ноября) 1612 г.

Минин и Пожарский шли соборным ходом,
Благородный люд святыни нёс.
Весь Арбат проникся праздником народа,
Здесь ступал должно быть сам Христос.

Знали воеводы, что тылы победы
Прикрывались на АлатырЕ.
Грабить Русь ногаи появились летом
В арземасской  дивной стороне.

1.10. Разгром Баюшем Разгильдеевым (43) крымцев и ногаев на Алатыре
Август 1612 г. - сентябрь 1612 г.
"За неделю до Оспожина дни (Оспожен день — 1 сентября), приходили на арземаские места крымские и нагайские  люди»

Много тысяч вражьих конников прорвалось
У засек АлАтырской черты.
К Троицкой святыне ополченье ж края
Было в это время на пути.

Арзамас и Нижний Новгород на Волге
Чтоб обезопасить от врагов,
Звал князей мордовских русский воевода
Крепости АлАтырской Хилков(44).

Прежде он к Баюшу обратился с просьбой,
Вотчиной владевшему в Княжей.
Князь имел от бога ратный дар особый -
В деле проявил себя уже.

Князь мордвин-эрьзянин к собственной дружине
Мурз алАтырских, мордву собрав
И в округе ближней всякий люд  служивый,
На степного двинулся врага.

Крымцы и ногайцы длинной вереницей
Вышли на большой Буртасский тракт.
Стая к Арзамасу хищно устремилась.
У Чукал был остановлен враг.

Небольшая крепость на пути стояла.
В ней Баюш с отрядом поджидал
Степняков татарских. Курмамет (45) в Чукалах
Тщетно два дня крепость осаждал.

Рьяные атаки храбро отражая,
Бил Баюш на вылазках татар,
И одновременно по тылам ногаев
Скрытно наш резерв нанёс удар.

Курмамет внезапность с скоростью утратил,
В степь повёл войска, дав задний ход.
Князь Баюш настиг их с небольшою ратью
В пуще у Ардатовский ворот.

Полчища ногайцев, тысячи пленённых
И возы с награбленным добром
Пред проходом узким сбились в кучу плотно.
Наш отряд в тот час разил врагов.

С двух сторон из леса в степняков мгновенно
Полетели стаи грозных стрел.
В панике ордынцы побросали пленных
Лошадей, обоз и сотни тел.

Курмамет мурза пал. Захватили знамя
Ратники мордовские в бою
И врагов рубили, устали не зная.
В сече потерял коня Баюш.

Нет не стушевался полководец сродный,
Оседлал другого жеребца
И тесня с напором степняков к озёрам,
Храбрости являл пример бойцам.

В ужасе бежали тысячи ногаев,
Через ряд засек пробрались  впрыть,
С ходу чтоб в АлАтырь с берега ныряя,
До другого в целости доплыть.

Лучники Баюша у реки засели,
С берега Алатырской петли
Ворогов валили сотнями на землю
Стрелами тяжелыми они.

Степняков настигли воины мордвины,
Не щадя и с криками ура,
Резали, кололи в бешеном порыве,
Перебив всё войско басурман.
 
Многие ногайцы в том побое бранном
Смерть нашли в АлАторской воде.
Князь Баюш семь тысяч пленников несчастных
У ногайских отгромил людей.

Так одна из самых крупных битв в отчизне
Завершилась в пору бедствий, смут.
Ратники с Баюшем не жалея жизни,
От разора край спасли и люд.
Их десятки тысяч от насилья, рабства
Князь победой в битве оградил
И обезопасил от степной напасти
В град Москву ушедших ратей тыл.

1.11. Торжество у Лобного места и в Кремле.
1 ноября (11 ноября) 1612 г.

По Арбату с войском празднично, победно
Минин и Пожарский — два Космы
К Лобному шли месту на большой молебен —
В честь освобождения Москвы

Размышляли оба о судьбе России:
- Важно посадить на трон царя.
На Соборе Земском, Господи всесильный,
Дай его избрать нам сообща.
По российским землям разошлём мы письма,
Выборщиков власти позовём
На Собор всеобщий, дабы в эту зиму
Выбрать нам достойного царём.

С двух сторон  навстречу двигались колонны
Воинов и честных  горожан.
Трубецкой с народом из окраин вольных
От ворот Покровских ход держал.

То как слИлись в море два людских потока,
Круг у места Лобного хранит...
В честь Победы дара здесь молебен Богу
Начал Троицкий архимандрит (16).

С третьим крестным ходом в тот же миг Арсений (46)
Из Кремля чрез Спасские врата
Вышел с духовенством, лик держа бесценный
Матери Владимирской в руках.

Чудотворный образ от подлюг литвинов
В месте потайном он уберёг.
Уж нечая видеть русскую святыню,
Плакал в умилении  народ;

Проливая слёзы, он молился ликам -
Вступнице Небесной Пресвятой,
Потрясён был встречей двух икон великих.
Радость накрывала люд волной.

После же молебна войско с москвичами
В Кремль вошли под колокольный звон,
И сменилась радость вскоре на печали
От неимоверных вражьих зол.

Обезумев ляхи, надругались подло
Над соборами Кремля внутри -
Всюду нечистоты, содраны престолы,
Образа святых рассечены.

Жутко было видеть трупов мясо, кости -
Презловещую еду в котлах
Новых крестоносцев людоедов войска,
Земским не сдававшихся полкам.

Службою в Успенском кафедральном храме
Завершилось духа торжество,
И конец был виден смуты страшной драмы.
Русь с колен вставала под крестом.

И ещё две сотни лет Москва не знала
Празднества подобного тому.
Стало оно вехой нового начала
Прошлого, вершащего судьбу.
----
Временно Пожарский поселился в келье,
Что в Воздвиженском  монастыре
На святом Арбате. Трубецкой же въехал
В новый каменный дворец в Кремле (47).

2018 - 14.04.2019

(Продолжение следует)

Примечания:

1. На месте Арбатских ворот и Арбатской площади в раннем средневековье шумел лес, протекал Чертортый ручей. А по нынешним улицам Знаменка и Поварской проходила Новгородская дорога.
Примерно в конце 14 века, в связи с постройкой укрепительных сооружений для защиты Кремля здесь строят мощный земляной вал, в котором устраивают проезд — Арбатские ворота.
Площадь получила свое название примерно в конце 16 века, тут были построены настоящие ворота Белого города (крепостная стена, с множеством башен, которая была построена для укрепления города). До начала XVII века Арбат начинался у стен Кремля и был частью Смоленской дороги, которая шла через лес на запад. Крепостная стена была построена Федором Конем по приказу Федора Иоанновича. На месте, где ручей Черторый пересекал Арбатскую улицу, были устроены ворота. От ворот шли две улицы: Арбат в сторону Смоленска и Большая Молчановка – в сторону Нижнего Новгорода.
 В сентябре 1612 года во время Московской битвы у Арбатских ворот находилась ставка командования Второго народного ополчения.
Источники:
https://um.mos.ru/places/arbatskaya_ploshchad/

2. Местность между Москвой-рекой и местом, где стоит сейчас павильон станции метро «Кропоткинская» издавна называлась Чертольем. С незапамятных времен здесь был овраг, по которому протекал ручей Черторый. Он начинался за Никитскими воротами, и тёк вдоль стен Белого города. Овраг был каменистый, неровный, ручей «как будто черт рыл», говорили москвичи. Отсюда и название. В конце XVI века по повелению царя Федора Иоанновича Москву окружила крепостная стена. Строил ее Федор Конь, была она белокаменная со множеством проездных и глухих башен. В местах, где стену пересекали улицы, были устроены ворота. Площади около этих ворот сохранились в Москве до сих пор и называются так же. Ворота, построенные около ручья Черторыя, назывались Чертольскими. Источник: https://um.mos.ru/places/ploshchad_kropotkinskie_vorota/

3. Около Ново-Девичьего монастыря.

4. Орлов - Изменник дворянин Григорий Орлов, которому было пожаловано поместье князя Дмитрия Пожарского в Суздальском уезде - село Нижний Ландех . " В ту же нощь некий изменник Гришка Орлов, имущи с собою 600 человек гайдуков, пройде в Москву и гайдуков поставил на берегу Москвы реки, у церкви Георгия, иже в Яндове, а сам вниде во град ко изменником." Источники:  Новый летописец, составленный в царствование Михаила Федоровича, издан по списку Князя Оболенского. Москва. В Университетской Типографии,  Москва 1853 г., гл. 162.
1611 г. августа 17. Дело по челобитной Григория Никитича Орлова королю Сигизмунду III о пожаловании ему в поместье села Нижний Ландех Суздальского уезда, принадлежавшего ранее кн. Д.М. Пожарскому.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 141. Приказные дела старых лет. Оп. 1. 1610. № 2. Л. 110–115.
Публикации: СГГД. Т. 2. № 267. С. 566–567; Сухотин Л.М. Земельные пожалования в Московском государстве при царе Владиславе 1610–1611 гг. М., 1911. С. 54.

5. Георгия храм. Церковь великомученика Георгия Победоносца в Ендове располагается в Замоскворечье, на улице Садовнической (в прошлом Нижние Садовники), вблизи Москворецкого моста и гостиницы Балчуг. Адрес: ул. Садовническая, 6. Предположительно, храм был построен архиепископом Арсением Елассонским в 1612 году, прибывшим в Москву в 1588 году в составе константинопольского патриаршего посольства. Источник:

6. Климентьевский острог был расположен в Замоскворечье и получил название от храма священномученика Климента, Папы Римского. Храм по всей вероятности находился в середине городка.  Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Ее же мы встречаем на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г. Упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы. В настоящее время храм расположен по адресу:  г. Москва, Пятницкая, 26, стр.1.  Источники: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

7. Зборовский - Александр Зборовский (1579/1582 — 1637) — староста мендзыжецкий, младший сын польского магната Самуила Зборовского и Софьи Иордан. Зборовский, Александр служил Лжедимитрию, потом Тушинскому самозванцу и Сигизмунду. Во время московской битвы являлся атаманом запорожских казаков.
Источник: Зборовские // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

8. Николай Струсь (польск. Miko;aj Stru;) (1560-1612) — польский полковник, державший оборону польского гарнизона в Кремле в годы Смутного времени. В 1611 под началом гетмана Александра Гонсевского отбил штурм первого ополчения, однако затем оказался блокированным в Кремле. После поражения гетмана Ходкевича, положение осажденного Струся сделалось безнадёжным. Он сдался второму ополчению, однако над его солдатами учинили расправу казаки князя Трубецкого. Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1064263
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

9. Будзила - Юзеф Будзил(л)о (реже Осип Будила, Иосиф Будило) (польск. J;zef Budzi;;o) — польский полковник белорусского происхождения, участник обороны Кремля от отрядов русского ополчения. Капитулировал в Москве войску Дмитрия Пожарского 7 ноября 1612 года. Последние годы жизни провёл в заключении в Нижнем Новгороде. Согласно польским сведениям, освобождён после 1619 года. Источникм: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

10. Авраамий Палицын - русский церковно-политический деятель, писатель и публицист. Келарь Троице-Сергиева монастыря. Источник: АХмелевский Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицын, знаменитый деятель, сподвижник и защитник русской земли в мрачную эпоху самозванцев. — СПб.: Тип. К. Крайя, 1850. — 30 с

11. "Емли, ково хощеши" - Бери кого хочешь.

12. Павел Хмелевский в 1612 году в звании ротмистра осажденного польского войска в Москве перебежал в лагерь Второго ополчения. Принял активное участие в освобождении Москвы от иностранных интервентов, командуя польским эскадроном, сражавшимся на стороне Минина и Пожарского. Источники: https://ru.m.wikipedia.org/wiki

13. Екатерининский острог. Храм, Великомученицы Екатерины возле которого шло сражение Москва, упоминается в "Новом летописце" и в "Истории России..." С. Соловьёв, находится на улице Большая Ордынка, дом 60/2, строение 4.

14. Имя Косма князь Пожарский получил при своем рождении в честь святого, в день поминовения которого он родился. Источник: О дате рождения князя Дмитрия Пожарского. В.Е Шматов. Нижегородская ПРАВДА;, № 76, статья от 16 июля 2005 г.

15. На месте церкви Иоана Милостивого сейчас находится здание "Моссельпрома" ( Москва, Калашный пер., 2/10). Источник: "Вся Москва от А до Я: Энциклопедия. Сост.: М. И. Вострышев, С. Ю. Шокарев; Современ. фот. Александра Акульшина, Бориса Протопопова.
Издательство: Алгоритм-Издат. Год издания: 201.

16. Дионисий Радонежский - архимандрит Троицко-Сергиевой лавры, святой Русской православной церкви, почитается в лике святых как преподобный. Память:12 (22) мая, а также в Соборах Тверских, Радонежских и Московских святых. Источник:  Преподобный Дионисий Радонежский // Свято-Троицкая Сергиева лавра. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005. — 144 с.

17. Патриа;рх Гермоге;н (Ермоге;н, в миру Ермолай; ок. 1530 — 17 (27) февраля 1612) — патриарх Московский и всея Руси (1606—1612, в заточении с 1 (11) мая 1611), известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Канонизирован Русской православной церковью. Источник: Богданов А. П. Непреклонный Гермоген // Русские патриархи (1589—1700) : В 2 т. — Т. 1. — М.: Терра; Республика, 1999. — С. 199—247 https://ru.m.wikipedia.org/wiki

18. Заруцкий Иван Мартынович Заруцкий — атаман донских казаков, один из виднейших предводителей казачества в эпоху Смуты. Фаворит Марины Мнишек в 1608 — 1614 годах и наиболее вероятный настоящий отец её сына — Ивана Ворёнка. Источник: Вернадский В. Н. Конец Заруцкого // Уч. зап. Ленинградского государственного педагогического института, 1939. — № 19
https://ru.m.wikipedia.org

19. Лопата - Князь Дмитрий Петрович Лопата Пожарский (ум. 1641) — русский военный и государственный деятель. Источник:
Корсакова В. Пожарский-Лопата князь Димитрий Петрович // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918

20. Фактически 4 месяца ополчение находилось в г. Ярославле.

21. В мае 1612 г. в г. Ярославле произошла эпидемия чумы.

22. Иринарх - Ирина;рх Росто;вский — преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви 13 января и 23 мая в собор Ростовских святых. Источник: http://www.pravenc.ru/text/673

23. Александр Корвин-Гонсевский (конец XVI века — 1639) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, комендант московского Кремля в 1610—1612 годах[1], староста велижский (с 1600 года), великий референдарий литовский (1610—1625), великий писарь литовский (1615—1625), воевода смоленский (1625—1639), писарь польный литовский (1630—1639). Староста марковский, пуньский и купицкий. Будучи омендантаом Кремля Гонсевскоий дал приказ  сжечь посад Москвы во время восстания в марте 1611 г.. Источник: https://ru.m.wikipedia.org

24. Проко;пий Петро;вич Ляпуно;в (? — 22 июля 1611 года) — русский политический и военный деятель Смутного времени, из рязанского дворянского рода Ильиных.  Отличался храбростью и предприимчивостью, но в то же время и шаткостью убеждвместе. В 1611 г. он, соединившись с Заруцким и с казаками, решил восстать против поляков и стал от имени рязанцев пересылаться грамотами с другими ополчавшимися против чужеземного нашествия городами. Он был заключен поляками под стражу, но освобожден Пожарским, и 1 апреля стоял со своим ополчением у Яузских ворот Москвы. Как главный военачальник, он сильно возгордился; особенно боярам от него "было много бесчестия". Составленный при его участии земский приговор 30 июня 1611 г., запрещавший казакам грабежи, вызвал большое неудовольствие в его стане. Этим воспользовался осажденный Гонсевский, чтобы погубить Ляпуновы Он доставил казакам грамоту, искусно подписанную под руку Прокофия, в которой тот писал во все города: "Где поймают казака — бить и топить". Казаки позвали Ляпуновы в круг и, хотя он отрекался от грамоты, как им не написанной, зарубили его саблями; убили и Ив. Никитича Ржевского, который был недруг Ляпуновы, но тут, видя его правду, заступился за него и умер с ним вместе. Источники:
25. Польский ротмистр Николай Коссаковский. Мархоцкий в " Истории Московской войны" пишет "Миколаю Коссаковскому было поручено втащить пушки на ворота у Львицы (Львиных ворот Китай-города), и он заставил извозчиков помогать. Это и послужило началом бунта."

26. Иван Матвеевич Бутурлин (? – 1628) — русский государственный деятель XVI-XVII веков, военачальник, выборный дворянин по Коломне, воевода, участник Первого народного ополчения. Происходит из древнего русского дворянского рода Бутурлиных. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

27. Колтовский Иван Александрович - (ум. 1630/1631) — русский военный и государственный деятель, дворянин московский и городовой воевода. Представитель дворянского рода Колтовских. Сын дворянина Александра Константиновича Колтовского и троюродный племянник Анны Алексеевны Колтовской, четвертой жены царя Ивана Грозного. Воевода в день внезапного нападения поляков на Москву (1611) поспешно собрал народ за Москвой рекою и храбро защищал город. В 1611 году Иван Александрович Колтовский участвовал в Первом народном ополчении, организованном для борьбы с польско-литовскими интервентами. Вместе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и Иваном Матвеевичем Бутурлиным пробрался в Москву, где сыграл видную роль в подготовке и руководстве народного восстания против польского гарнизона, укрепившегося в Кремле. Во время мартовского восстания Иван Александрович Колтовский со своим отрядом действовал за Москвой-рекой
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

28. Наплавной мост через Москву реку.

29. Водяные ворота Кремля - Источник: Скрынников Руслан Григорьевич - Минин и Пожарский: https://unotices.com/book.php?id=124883&page=46

30. Михаил Глебович
Салтыков по прозвищу Кривой (ум. до 1621 года) — деятель Смутного времени, глава пропольски настроенной части русской аристократии, окольничий (1590), боярин (1601). С 1611 года в Речи Посполитой. Как только стало известно, что войска 1-го ополчнния приближаются к Москве, Салтыков с боярами приступили к патриарху Гермогену и требовали, чтобы он запретил ополчению идти к Москве. Патриарх ответил очень резко и назвал Салтыкова изменником; тогда патриарха отдали под стражу и заключили в Чудов монастырь.    один из первых поджег свой собственный дом. https://ru.m.wikisource.org/wiki/
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

31. Поход крымского хана Девлет Гирея на Москву, закончился сожжением посада и слобод русской столицы в мае 1571 года. Кремль уцелел. Источник: Карамзин Н. М. История государства Российского (ссылка) : в 12 т.. — СПб., 1816—1829. Том 9, гл. 3.

32. Маржерет.  Жак Маржере;т (фр. Jacques Margeret, правильнее Маржере;; ок. 1565—1619) — французский профессиональный солдаКуракин ник в ззваниинаёмников); В 1600 году, по предложению русского посланника Афанасия Васильева, был принят на русскую службу Борисом Годуновым, который сделал его капитаном немецкой роты; под его началом находился кавалерийский отряд иностранных наёмников. После смерти Годунова (13 [23] апреля 1605) Маржерет нанялся к Лжедимитрию, который поручил ему роту немецких алебардистов, составлявших царскую охранную стражу в Кремле. После гибели Лжедмитрия (17 (27) мая 1606) и вступления на престол Василия Шуйского Маржерет в сентябре 1606 года покинул Россию, получив от Шуйского богатый подарок. В 1608 году Маржерет вернулся в Россию и поступил на службу к Лжедмитрию II (Тушинскому вору), а впоследствии — к польскому королю Сигизмунду III.  В марте 1611 года Маржерет участвовал в подавлении восстания москвичей против интервентов и в разрушении Москвы. Скрынников в своём труде "Минин и Пожарский' пишет, что 'когда солдаты Якова Маржерета вернулись после побоища в Кремль, они похожи были на мясников, с ног до головы покрыты кровью москвичей". 19 марта, когда Гонсевский, теснимый князем Пожарским, отступил в Китай-Город, Маржерет подоспел к нему на помощь и отразил нападающих. Осенью 1611 года Маржерет удалился в Польшу. В январе 1612 года он был уже в Гамбурге, откуда просил у русского правительства дозволения прибыть в Архангельск, изъявляя готовность вступить на русскую службу и сражаться с поляками.  Просьбу Маржерета оставили без ответа. На вторичное предложение ему последовал резкий отказ.
Маржерет написал и опубликовал во Франции своё произведение о Русском государстве — «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» (Париж, 1607).
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
https://biography.wikireading.ru/75633
http://www.brocgaus.ru/text/063/197.htm

33. Иван Васильевич Плеще;ев — один из видных деятелей Смутного времени, действовавший против поляков. Как и большинство людей того времени, Плещеев принимал участие в различных интригах, легко переходил из лагеря одной партии в лагерь другой.В 1607 году он служил царю Василию Ивановичу Шуйскому.В июле 1610 года произошло свержение Шуйского, а в ноябре 1610 года Плещеев находился, будучи воеводой коломенским, во главе столь сильного отряда, враждебного полякам, что одна весть о намерениях Плещеева напасть на поляков в Москве, побудила их принять решительные меры. Коломна и Серпухов были назначены сборным пунктом созываемого ополчения, и Плещеев, как коломенский воевода, несомненно, играл тут видную роль. Плещеев был выслан с передовым отрядом, чтобы преградить дорогу отряду Струся к пылающей Москве. Плещеев подоспел вовремя, но был разбит и вынужден отступить. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

34. Андрей Захарович Просовецкий (до 1580 г. — после 1646 г.) — атаман казаков, русский военный и государственный деятель начала XVII века.
17 (27) марта 1611 года в Москве началось восстание населения против польского гарнизона. Ополчение всею своею массою не могло быстро поспешить на помощь, почему решено было в качестве передового отряда отправить Просовецкого с его войском. Когда в Москву пришла весть о приближении Просовецкого, Александр Гонсевский, начальник польского гарнизона Москвы, выслал против него Зборовского и Николая Струся. 25 марта Струсь около Александровской слободы встретил Просовецкого, но Просовецкий отступил к главным силам ополчения, с которым 1 апреля и прибыл к Москве.
Источники: Просовецкий Андрей Захарович // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

35. Артемий Васильевич Измайлов (ум. 28 апреля 1634) — русский военный и государственный деятель, окольничий и воевода. Представитель рязанского дворянского рода Измайловых. В 1611 году воевода Артемий Васильевич Измайлов принял участие в первом народном ополчении. Вместе с князем Василием Фёдоровичем Мосальским привёл к русской столице владимирское ополчение, принимал активное участие в военных действиях под Москвой вплоть до её освобождения в ноябре 1612 года. Источники: Измайлов, Артемий Васильевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

36. Князь Василий Фёдорович Литвинов-Мосальский (ум. 22 октября 1612) — русский воевода, стольник и окольничий из рода Литвиновых-Мосальских.В 1611—1612 годах участвовал в составе Второго ополчения в освобождении земель к северу от Москвы от польско-литовских интервентов и разбойничьих казачьих шаек. Собрал и вооружил муромскую рать, которая присоединилась к войску Дмитрия Пожарского. Василий Фёдорович Литвинов-Мосальский погиб в 1612 году при штурме укреплений Китай-города. Потомства, равно как и его младший брат Андрей Фёдорович, не оставил. Источники: Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. 1. — С. 595.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

37.  Ни;кон Ра;донежский (1352, Юрьев-Польский — 17 ноября 1426, Сергиев Посад) — ученик Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого монастыря. Канонизирован Макарьевским собором 1547 года в лике преподобных, память совершается 17 (30) ноября и 6 (19) июля. Источники: Никон, игумен Троицкой обители // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https:/wikipedia.org/wiki/
38. Иоасаф - (сер. XVI в. (?) - 5.07. 1610, Пафнутиев Боровский монастырь), священномученник (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архим. И. принял монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, где стал игуменом не позднее февр. 1592 г. 18 марта 1605 г. Иоасаф стал настоятелем Троице-Сергиева мон-ря и был возведен в сан архимандрита (предыдущий настоятель архим. Кирилл (Завидов) был хиротонисан на митрополичью Ростовскую кафедру). В перечне троицких настоятелей об И. сказано: «...взят ис Пафнотьева монастыря, 5 лет неполны» (ВКТСМ. С. 15).В Смутное время Иоасаф был идейным вдохновителем и одним из организаторов героической обороны Троицкой обители. Осада, начавшаяся 23 сент. 1608 г., продолжалась до 12 янв. 1610 г. Перед началом осады Я. Сапега и А. Лисовский отправили в мон-рь 2 грамоты с предложением сдаться: одну - воеводам, другую - Иоасафу, на которые последовал решительный отказ. Воеводы и Иоасаф «с соборного приговора со старцами, и дворянами, и всеми воинскими людьми» писали Сапеге и Лисовскому о том, что они не сдадут мон-рь еретикам-латинникам и не нарушат крестного целования царю Василию Шуйскому. 3 окт. начался артиллерийский обстрел мон-ря. В это время архимандрит и монахи молились у мощей прп. Сергия Радонежского. 13 окт. последовал 1-й ночной штурм. Во время штурмов Иоасаф служил молебны в Троицком соборе или совершал крестный ход по стенам обители. Настоятель обители принимал участие в совете воевод, на котором разрабатывалась стратегия обороны монастыря. Иоасаф рассылал грамоты по окрестным волостям с призывом сохранять верность царю Василию Иоанновичу. Настоятель обители исповедовал и постригал в монахи тяжелораненых воинов, заботился о пропитании мирян, укрывшихся за стенами монастыря, чем нередко вызывал недовольство братии, страдавшей от голода. Иоасаф выступал примирителем в конфликтах между служилыми людьми и властями монастыря, вызванных лишениями военного времени. Значительное столкновение произошло летом 1609 г.: дворяне, стрельцы и казаки полагали, что монахи должны щедро оплачивать их службу; иноки же утверждали, что нужно экономить; камнем преткновения стал вопрос о выдаче спиртного после боя. Дело дошло до открытого противостояния между воеводой кн. Г. Б. Долгоруким-Рощей и монастырским казначеем Иосифом (Девочкиным-Кочергиным). Иоасафу и соборным старцам удалось уладить конфликт и успокоить осажденных.По окончании осады Иоасаф с благословения патриарха священномученника Ермогена ушел на покой в Боровский мон-рь, к-рый вскоре был окружен польско-литов. отрядами. Иоасаф убедил братию «сесть в осаду и дать отпор врагу». Однако 5 июля 1610 г. вторые воеводы Я. М. Змеев и А. Челищев, сговорившиеся с интервентами, открыли ворота мон-ря и захватчики ворвались в обитель. Главный воевода рус. отряда кн. М. К. Волконский сопротивлялся до конца и умер от ран. По сведениям из «Нового летописца», в монастыре погибло 12 тыс. чел., в т. ч. и убиенных иноков и мирян погребли в 2 братских могилах. Впосл., по свидетельству очевидцев, когда на могилах служились панихиды, «ис тех ям кровь выступаше наверх». Источник: http://www.pravenc.ru/text/578048.html

39. Князь Михаи;л Васи;льевич Скопи;н-Шу;йский (8 [18] ноября 1586 — 23 апреля [3 мая] 1610, Москва) — русский государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времён польско-литовской интервенции. Активно участвовал в подавлении восстания Ивана Болотникова. Принимал участие в обороне города Москвы от польских интервентов и тушинских воров, но вскоре на него была возложена миссия возглавить посольство для начала переговоров о союзе со шведским королём Карлом IX.
Стоящий под Троице-Сергиевым монастырём Сапега в январе 1610 года с большими потерями отразил нападение сравнительно небольших отрядов воевод Григория Валуева и Давыда Жеребцова, а когда подошло основное войско Скопина-Шуйского, он без боя снял осаду и отступил в Дмитров.12 марта 1610 года полки Скопина-Шуйского торжественно вступили в разблокированную Москву. Царь Василий Шуйский принял своего племянника и других воевод с большими почестями и одарил ценными подарками. Однако рост популярности Скопина-Шуйского в условиях Смуты и нестабильности власти вызвал у царя и бояр зависть и опасение. В народе многие хотели видеть на царском троне именно энергичного Скопина-Шуйского, а не ненавистного Василия Шуйского. Делагарди, подозревая неладное, советовал Скопину-Шуйскому поскорее это сделать, чтобы быть в окружении своего войска в большей безопасности. Однако предотвратить смерть Скопина-Шуйского не удалось. Захоронен полководец в Архангельском соборе Московского Кремля.
 Источник: Корсакова В. Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
https:/wikipedia.org/wiki/

40. Ян Пётр Сапега (польск. Jan Piotr Sapieha, 1569, предположительно, Быхов или Могилёв — 15 октября 1611, Москва) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, шляхтич из рода Сапег. Староста усвятский с 1600 года, ротмистр королевский с 1605 года. Активный сторонник Лжедмитрия II. В августе 1608 года с одобрения своего двоюродного брата Льва Сапеги предложил Лжедмитрию II помощь в овладении российским престолом и с 1720 солдатами перешёл литовско-российскую границу. 25 августа взял Вязьму, после чего, встретив Марину Мнишек и её отца, направился в Тушинский лагерь.
23 сентября (3 октября) 1608 года осадил Троице-Сергиев монастырь (см. Троицкая осада), 22 сентября (2 октября) разбил войско Ивана Шуйского под селом Рахманцевым, после чего произошло вторжение тушинцев в Замосковный край. В феврале 1610 года взял Дмитров. 12 января 1610 года был вынужден отступить от стен Троице-Сергиева монастыря, 1 марта потерпел поражение от войск Михаила Скопина-Шуйского.
В июне 1610 присоединился к Лжедмитрию II в Калуге, 25 июня провозглашён своими солдатами гетманом. В июле 1610 выдвинулся на Москву, после свержения Шуйского и установления семибоярщины прибыл в российскую столицу, где вёл переговоры о передаче власти Лжедмитрию II, причём среди солдат Сапеги бытовали идеи провозгласить царём самого Яна Петра.
Участвовал в борьбе с Первым ополчением. В июле 1611 году взял Александрову слободу, осадил Переяславль-Залесский, а 15 августа успешно штурмовал московский Белый город.
Умер в московском Кремле от болезни 14 сентября 1611 года. Похоронен в Лепунах в Гродненском повете.
Источники: Грыцкевіч А. Сапегі // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — С. 547—548. — 788 с.
https:/wikipedia.org/wiki/

41. Князь Иван Семенович Куракин был видным участником событий Смутного времени, человеком «талантливым и прославленным боевыми успехами". Известны дипломатические таланты князя И. С. Куракина, так как ему поручались переговоры с некоторыми представителями иностранных земель и, между прочим, с английским купцом Д. Мериком. Помогал Шуйскому против поляков. Он был главным начальником над московскими отрядами, действовавшими у Карачева, а потом разбил Лисовского на походе от Коломны к Москве. Впоследствии он привел московские войска в Александрову слободу на встречу войскам Скопина-Шуйского. Источник:
42. Граф Якоб Понтуссон Делагарди (швед. Jakob de la Gardie; 20 июня 1583, Ревель — 12 августа 1652, Стокгольм) — шведский военный и государственный деятель, активный участник событий Смутного времени. В феврале 1609 года возглавлял пятитысячный экспедиционный корпус, отправленный шведским королём Карлом IX на помощь Василию Шуйскому против польских интервентов. Вместе с войсками под командованием Михаила Скопина-Шуйского разбил поляков у Твери, освободил Троицкую лавру. В марте 1610 года вошёл в Москву. Источник:
https:/wikipedia.org/wiki/
http://www.brocgaus.ru/text/034/405.htm

43. Князь Баюш Разгильдеев разгромил крупный отряд ногайских татар, в 1613 г. получил княжеский титул от лидеров Ополчения князя Д. Т. Трубецкого и князя Д. М. Пожарского . В 1614 году ногайский хан Иштеряк сделал попытку отомстить за гибель своего войска. Его 20-тысячная конница вновь вторглась в Алатырский уезд. Но обста-новка уже не благоприятствовала захватчикам. Источник: Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина ; [сост. С. С. Маркова].  – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. – с. 75 - с. 77

44. ХИЛКОВ Иван Васильевич (1571, неизв. – 1655, неизв.) – князь, москов­ский дворянин, боярин (1657). На государствен. службу поступил при царе Фёдоре Ивановиче, в 1598 подписал собор. акт об избрании царём Бориса Годунова. В 1613 в звании стольника участвовал в избрании царя Михаила Фёдоровича. Воевода в городах Кострома (1615–18), Алатырь (1621–22), Сольвычегодск (1627–29), Свияжск (1630–31), Нижний Новгород (1639–41). При Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче заведовал иностран. делами, принимал послов и вёл с ними переговоры. 16 января 1648 при бракосочетании царя Алексея Михайловича с Марией Милославской находился во главе дворян. Царь поручал ему руководство делами Москвы во время своего отсутствия.
Источник: http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=4544

45. Курмамет - Курмаметь ( по некоторыи сведениям Курмаметей) мурза ногайский, пришедший в Арзамасский край с семитысячным войском. Источник: Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина ; [сост. С. С. Маркова].. изд-во, 2004. с.75-с.77

46. Воздвиженский монастырь - Крестовоздвиженский монастырь — находился в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Упразднён в 1814 году. Крестовоздвиженский монастырь был впервые упомянут в летописи в 1547 году в связи со страшным пожаром, вспыхнувшим именно от Воздвиженского храма монастыря.В 1550 годы после пожара возвели новую церковь.В 1812 году монастырь по одним сведениям почти не пострадал, а по другим — пострадал так, что из-за этого и был упразднён. Известно наверняка, что он был разграблен захватчиками.До зимы 1979 года сохранялись ещё ворота монастыря, стоявшие по проспекту Калинина. Весной, при спешном строительстве перехода, их также снесли; причём при рытье тоннеля был вскрыт культурный слой с древними гробами, старыми фундаментами, остатками вещей, — все это сгребли в кучу экскаватором без изучения и вывезли на свалку. Источник:  Воздвиженский, или Крестовоздвиженский, монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.Паламарчук П. Г. — Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 2004, 744 с, 16 л. илл.
https:/wikipedia.org/wiki/

47. Дворец, построенный Борисом Годуновым. Источник:  С.М. СОЛОВЬЕВ.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН, т.8, гл. 8. Окончание междуцарствия.
http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solv08p8.htm

Источники к 1 части:

1.Новый летописец, составленный в царствование Михаила Федоровича, издан по списку Князя Оболенского. Москва. В Университетской Типографии,  Москва 1853 г., главы 161, 162.

2. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря
Подга И. Ванеевой, перевод и коммент. М. Прохорова.
Текст «Сказания» публикуется по списку 40-х гг. XVII в. — БАН, Архангельское собр., № 413. Исправления (обозначенные курсивом) вносятся по списку РГБ, собр. Румянцева, № 299 20-х гг. XVII века, положенному в основу издания О. А. Державиной и Е. В. Колосовой (М.; ЛАзарьиным.

3.ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО, ЗАПИСАННЫЕ
преподобным Епифанием Премудрым,
иеромонахом Пахомием Логофетом
и старцем Симоном Азарьиным
Часть 9. О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства
4.ИОСИФ БУДИЛО
ДНЕВНИК СОБЫТИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СМУТНОМУ ВРЕМЕНИ
(1603 – 1613 гг.),
ИЗВЕСТНЫЙ ПОД ИМЕНЕМ ИСТОРИИ ЛОЖНОГО ДИМИТРИЯ
HISTORYA DMITRA FALSZYWEGO
(Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. Отдел. польск. IV. F. 33, л. 20)
[www.vostlit.info/Texts/rus11/Budilo/text1.phtml?id=205 Иосиф Будило. Дневник событий, относящихся к смутному времени, ч. 1]
[www.vostlit.info/Texts/rus11/Budilo/text2.phtml?id=204 Иосиф Будило. Дневник событий, относящихся к смутному времени, ч. 2]
[www.vostlit.info/Texts/rus11/Budilo/text3.phtml?id=205 Иосиф Будило. Дневник событий, относящихся к смутному времени, ч. 3]

5. Татищев В.Н. История российская, часть IV, Междуцарстви. Источник: http://russian-history.info/Books/tatischev/04_d.htm

6. Н. Мархоцкий. История московской войны. М. РОССПЭН. 2000
http://www.hrono.ru/libris/lib_m/marhocky1611.html

7. С.М. СОЛОВЬЕВ.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН, т.8, гл. 8.

8. Николай Иванович Костомаров
Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила.   Исторические монографии и исследования. Кн.1. Москва, "Книга",1989.

9. Костомаров Н. И. – Смутное время Московского государства в начале XVII столетия

10. В.О. Ключевский. Курс русской истории. ЛЕКЦИЯ XLIII.
http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch43.htm

11. Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина ; [сост. С. С. Маркова].  – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004.

12. Грамота Ляпунова:
    1611 г., ,не ранее февраля II.— Из грамоты организатора пер­вого земского ополчения 'П. Ляпунова во \Владимир — о сборе войск для похода «на польских и литовских \людей»
 "...Да февраля, господа, в 10 день, писали к нам с Коширы Михайло
Александрович Нагой и дворяне и дети боярские н всякие люди, чтоб им быть с нами одномышленным и стоять за православную крестьянскую веру с нами вместе заодин на бо­гохульных еретиков, на польских и литовских людей. А я, господа, не иду на Коломну затем, дожидаюсь из-под Шатцкого Ивана Карназицкого, а с Иваном, господа, мордва, и черемиса луговая и нагорная, и чуваша, и темниковцы, и алатырцы, иных многих городов людей, тысяч с сорок и больше. А в кой, господа, час Иван Карназинской со всею ратью ко мне приидет, и я, господа, в тот час пойду на Коломну со всеми людьми..."
Документы и материалы по истории Мордовской А ССР.— Саранск, 1940.— Т. 1.— С. 221.

13. Грамота Баюшу:
1613 г., января 24.— Жалованная грамота мурзе Баюшу Разгильдееву «за его многую службу и за радение».
"...Алатырского города Баюшу мурзе Разгильдееву за его многую службу и за раденье, что он в прошлом де в 120 году слу­жил, как приходили нагайские люди на Арзамасские и на Алатырские места, и воевода де князь Андрей Хилков велел ему сбирать алатырских мурз, и мордву, и всяких служивых людей, и он де, собрав алатырских мурз, и мордву, и всяких служивых людей, и послал де его воевода против нагайских людей, и нагайские люди воюют Арзамаския места, и Алатырский уезд, и как де он, Баюш, пришел на Пьяну реку, на Чуколы, и тут де с нагайскими людьми был бой два дни, и в деревне Чуколе от нагайских людей в осаде сидели, а на выласках многих нагайских людей побили и переранили, да и в Ардатовском лесу в воротех был бой с нагайскими людьми, и побили нагайских людей с 500 человек, да у них же, у нагайских людей, убили мурзу Курмаметя, и знамя взяли, и их прогнали к озерам, и многие от того побою нагайские люди потопли, и отгромили у нагайских людей на том деле всяких людей семь тысяч, ,а его, Баюша мурзу, на том деле сбили с коня и отшибли у него на том бою коня, а родство де его было исстари деды и ,прадеды в княжестве,— и за ту его за мно­гую службу и за отечество дать ему, Баюшу мурзе Разгильдееву, княжество, и впредь у них того княжества, и у его детей, и у его родства не отымати. А как же даст бог на Московское государ­ство государя, и тогда велит ему государь на то княжество дать свою царскую жалованную грамоту за красною печатью."
Документы и материалы по истории Мордовской АССР.— Саранск, 1940.—.Т. 1 — С. 225.