Как Сытин устроил революцию с помощью запятой

Алексей Сокофф
Иван Сытин. Крестьянин с тремя классами церковно-приходской школы за плечами, ставший крупнейшим книгоиздателем страны. Барыга, конечно, был тот ещё. Но, в отличие от нынешних, не вор.
А. П. Чехов писал о нём: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный, издатель, вышедший из народа».
Антон Палыч, к слову, всегда настаивал на том, чтоб ему верстку на вычитку присылали. Говорил, что в рукописи не всегда видит, как окончательно выглядит текст. А Лев Толстой и вовсе по пять раз верстку правил. Но он был человек состоятельный, ему издержки на перенабор были не критичны…
Вообще с буковками аккуратней надо! В них – большая сила!
Вот революция 1905 года, к примеру, как раз из-за Ивана Сытина началась. Он, куркуль, в своей типографии, корпуса которой и сейчас стоят в самом конце Пятницкой улицы, почти уже у Добрынки, решил сэкономить: издал приказ, что наборщикам, которые получали зарплату по количеству набранных знаков, отныне не будут платить за знаки препинания, а - только за буквы. Народ тогда не то, что нынешнее быдло безгласное был – тут же возмутился. Работники типографии устроили стачку, их поддержали ткачи, железнодорожники - и понеслось! Вся Россия на дыбы встала. Царь в тот раз чудом усидел.
Так и говорили потом: «революция из-за сытинской запятой началась».
И сам Сытин из-за свой жадности вляпался крепко. Громя его восставших работников, правительственные войска мало того, что разнесли пушками и сожгли типографию, так еще и печатные машины разломали, поскольку на них прокламации печатались. И самому же Сытину потом штраф влепили - за революционную агитацию, станки-то его. Иван Дмитриевич даже вынужден был из города бежать: боялся, как бы как главного карбонария под горячую руку не арестовали…
Но обошлось. Машины он быстро новые купил, лучше прежних, работу типографии наладил. Да и после, при совейской власти, не пропал, - встроился, типографию отдал без звука, стал скромным совслужащим, а потом и персональным пенсионером, мирно дожившим век в квартире на Тверской.
А мы ему скажем спасибо за то, что хорошие и недорогие книжки стал печатать большими тиражами, и за то, что в его типографии в разное время успели поработать жившие неподалеку Сергей Есенин и матушка режиссёра Андрея Тарковского.
Сейчас корпуса сытинской типографии завешены фальшфасадами, и это внушает определённую тревогу. У нас иногда под таким прикрытием целые кварталы исторической застройки исчезают бесследно. Но более вероятно всё же, что это крепкое здание превратится в лофты.