На смерть Олеся

Мария Коваленко Киев
Время рождённых ползать. Они всегда в большинстве – предпочитающие гагарство торжеству справедливости и прогрессу человеческого сознания. Чаще всего, им стыдно признаться в своей приземлённости. Но наступают трагические периоды, когда гагары поднимают голову над личным уютным гнездом и понимают, что их много. И то, чего они стеснялись, – обычное явление. И они начинают поучать негагар. Некоторые негагары мимикрируют. Но не все могут и хотят. Таких – заклёвывают.

Странно одно – проходят столетия и даже  тысячелетия, а сценарии обретения гагарами "гидности" не меняются. И в 21 веке люди, читавшие Оруэлла, Лебона, Маккея, римскую и греческую историю, в конце концов, вызывают всё те же ассоциации. Не читали, говорите? Ну так классическую литературу-то читали? Пушкина, Лермонтова. Да в одном уже "Подростке" Достоевского можно найти ответы на все нынешние вопросы, мне кажется. Да в одних уже сказках народных сколько ориентиров для чести и достоинства можно найти, если искать их, а не хитрость.

Когда я была маленькой, бабушки говорили внукам: "Читать надо уметь обязательно. Ведь без этого даже табличку, предупреждающую об опасности, не прочтёшь". Времена развиваются. В наше время, если ты не ищешь и не анализируешь информацию сам, предпочитая духовной пище духовную жвачку вроде лайканья картинок, от которых "мимимитор зашкаливает", и т.п., в избытке подсовываемое публике, будь готов к тому, что твоё предназначение в этой жизни – быть проводником подлости. Тебя используют гагары пожирнее, которыми движут две ненасытные головы дракона – ЖАДНОСТЬ и ВЫСОКИЙ ДУХОВНЫЙ ВАКУУМ, требующие компенсации ущербности материальными благами и известностью.

Олесь... Позволил себе роскошь прожить свою жизнь, не подарил её жирным гагарам. И пусть хотелось иногда спорить с трактовками, всегда восхищала его органичность как профессионального исследователя. Как же любил он своё дело! И, изучая первоисточники, делился всем с народом – популяризировал историю за рамками штампов. Жизнь, прожитая для людей. Жизнь, достойная восхищения. Жизнь, остановить которую рождённым ползать не удастся.

В нашем нынешнем мракобесии, которое разум отказывается понимать, смерть Олеся стала символом, который даёт мозгу внятный ориентир, позволяющий разделять тёмную и светлую стороны. Ведь очень мало кто в Украине понимает, что наши граждане пошли на Донбасс разрушать города и сёла, дороги и другую инфраструктуру, усеивать поля смертью отложенного действия, убивать людей. Это не укладывается в голове. А смерть Олеся – укладывается. И ещё раз подчёркивает разницу в менталитете двух сторон. Те, кто пойдёт на похороны Олеся не стали бы поддерживать проходимцев, которые под их прикрытием могли бы пойти громить гос. органы, бросать коктейли Молотова в милиционеров, которым запретили защищаться, кто пошёл бы стирать с лица земли Галичину. Мы верим в прозрение народа и регулярную армию, которая приходит туда, где её ждут. Мы не сможем бороться против нынешних ментальных оккупантов Киева их методами. Или это будем уже не мы. А это – пострашнее окончания земного бытия.

P.S. Лучше Лермонтова не скажешь. Вот строки, которые перекликаются через столетия. Замените поэта на Олеся. И пусть автор посвятил бессмертные строки одному Поэту, но пока низкие будут убивать талантливых, сложно не вспомнить:

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
...
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
...
...
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. —
*
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

P.S.Написано 19.04.2015. Не помню, публиковала ли.