Небо кубани

Виталий Львов-Рябчунов
        Мирное небо милой Кубани,
        Запах душистой сирени.
        Раны земли неприметнее стали -
        Память военного времени.

Эхо далёких воздушных сражений*,
Сотни мест гибели асов пилотов
И пацанов, ожидавших везений,
После десятка учебных полётов.

Небо весны сорок третьего года,
Юнкерсы землю утюжат.
Робея смотрела в воздух пехота,
Где **ЛАГГи и ***мессеры кружат.

Синь прорезая очередями,
Вертятся в карусели.
Вот самолёт загорелся с крестами,
Вот звёзды к земле полетели.

С ноты высокой до зарева взрыва,
Будто громы грохотали.
В небо столбы поднимая дыма,
Лётчика погибали.

В небытие уходили герои
Без вести, без погребения.
Те, кто был славы при жизни достоин,
Смерть обрекла на забвение.

Но минуло время, век и эпоха -
Правнуки, внуки, жены, сыны,
Восстановили судьбы по крохам -
Вечная память Героям войны.

Небо Кубани солнце ласкает,
Снова весна с птичьим хором в лесу.
Запах душистой сирени витает.
Я к обелискам цветы принесу.

На это стихотворение написана песня. Автор музыки и исполнитель Реуцкий Александр Викторович.

* Эхо далёких воздушных сражений – Воздушное сражение в небе Кубани в годы Великой Отечественной войны, крупнейшее в мировой истории. В период с апреля по июнь 1943 года над низовьями реки Кубань, Таманским полуостровом и Новороссийском с целью захвата стратегического господства в воздухе над плацдармом немецких войск развернулось крупнейшее воздушное сражение в истории войн. Всего в сражениях с обеих сторон участвовало более двух тысяч самолётов. Ожесточённые воздушные бои длились непрерывно многие часы с широким наращиванием сил с обеих сторон, в отдельные дни проводилось до 50 групповых воздушных боёв с участием 50-100 самолётов с каждой стороны.
В небе Кубани совершались легендарные подвиги советских авиаторов, таких как А. И. Покрышкин,
А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев, они навсегда вошли в историю завоевания Победы в Великой Отечественной Войне. Наряду с опытными асами воздушных боев в сражениях участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта.

**(ЛАГГ) ЛаГГ-3 — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941—1944 гг.

***(Мессер) Немецкий истребитель Мессершмитт Bf 109 F-2 (7302) - одномоторный поршневой -низкоплан, является одним из самых массовых самолётов в истории, состоявший на вооружении Люфтваффе и ВВС различных стран почти 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве дневного истребителя (включая специализированные модификации для малых высот и семейство версий высотных истребителей), дневного и ночного истребителя-перехватчика.