Ностальгия по гулагу 4

Василий Чечель
 «Уровень одобрения Сталина в России достиг рекордного показателя»
 
 «Роль Сталина в истории страны положительно оценили 70% респондентов
«Левада-центра». Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные мартовского
опроса социологов. Отрицательно к советскому вождю относятся всего
19% опрошенных. Издание подчеркивает, что исследование выявило рекордный
показатель положительного отношения к Сталину за все годы подобных опросов»

 (Из главных новостей СМИ 16 апреля 2019 года)

 Продолжение публикации о Сталине Игоря Васильевича Бестужев-Лада.
Российский учёный, историк, Доктор исторических наук, профессор.
Следующая статья «Сталинщина преступление без наказания? 2»
  http://www.proza.ru/2011/06/06/588

 «Слишком много «ныне живущих» по разным причинам решительно не хотели бы, чтобы с личности Сталина спало покрывало таинственности и он предстал бы перед народом во всей своей неприглядности. Можно сколько угодно спорить, кому выгодно сохранение если не культа личности Сталина, то хотя бы культа его памяти. Но вот произошёл своего рода социологический эксперимент, который основательно прояснил ситуацию. Обнаружилось, что сторонники «культа памяти» имеются не только среди людей, которые запятнали себя личным соучастием в преступлениях 1929-54 годов и, понятно, хотели бы укрыться от неизбежного разоблачения под «покрывалом таинственности», наброшенным на главного виновника этих преступлений, ответственного за них в первую очередь (ныне в подавляющем большинстве это люди пенсионного возраста на седьмом, а то и на восьмом-девятом десятке лет жизни, но имеющие достаточно досуга, чтобы с неимоверной злобой обрушиваться письменно и устно на каждого, кто выступает за раскрытие исторической правды).

 Есть ещё несколько категорий людей самого различного возраста — от столь же престарелых пенсионеров до сравнительно молодых — которые не имели ничего общего со злодеяниями Сталина, многие даже лично пострадали от них, как непосредственно сами, так и в качестве детей репрессированных родителей. Любопытно, что, выступая за сохранение «культа памяти» Сталина, такие люди меньше всего думают о нём самом, как уже говорилось, имеют о нём самые туманные представления, либо (особенно молодые) не имеют никакого представления вообще. Их мотивы лежат в совершенно иной плоскости и притом весьма неодинаковы.

Под свершившимся экспериментом (в науке его именуют по-латыни — эксперимент «экс пост факто», т.е. событие, которое можно рассматривать как эксперимент) мы имеем в виду в данном случае стихотворение Е.Евтушенко «Наследники Сталина», написанное в 1962 году и вновь опубликованное в «Неделе» четверть века спустя. Публикация вызвала большую читательскую почту, причём, наряду с положительными откликами, пришло столько отрицательных и такой степени ожесточения, что редакция попросила прокомментировать письма известного писателя, участника Великой Отечественной войны (ниже будет ясно, почему это последнее так важно).

 Писатель В.Кондратьев отметил, что авторы многих писем отождествили проклятых поэтом «наследников Сталина» со всем поколением, жившим в сталинские времена (кроме пострадавших от репрессий, разумеется). И, естественно, возмутились. Непонятно, какая в стихотворении была смысловая неточность, которая дала повод людям подумать так. Наверное, важен был сам повод. Но, конечно же, Евтушенко писал вовсе не обо всех людях, остававшихся на свободе в нашей стране во второй четверти XX века. Иначе это было бы просто чудовищно: не видеть разницы между злоупотреблениями своей властью и их жертвами. А жертвой оказался весь народ, включая тех, кого непосредственно не задели репрессии. И даже те, у кого не пострадал никто в семье, никто из родных и близких (правда, таких было не так уж и много): они тоже хлебнули и страха, и разного рода тягот, в общем, мягко говоря, отнюдь не как сыр в масле катались — исключения из этого общего правила были в те поры численно сравнительно ничтожны. Поэт имел в виду тех самых подручных «мудрого и любимого», а также подручных его подручных, вплоть до мародёров».

 Немного о мнении автора статьи о причине большого числа почитателей Сталина в наше время.

 «Люди возмущены тем, что мы кратко именуем застоем. «Неэкономной», несмотря на все заклинания, экономикой. Разгильдяйством. Безнаказанным казнокрадством. Социальной несправедливостью. Самой настоящей мафией районных, областных и даже республиканских масштабов, которую прямо так и называют «мафией» во всех газетах. Растущей преступностью. Наглым расползанием всевозможных «чёрных рынков» — от квартирного до репетиторского. Растущим пьянством и алкоголизмом. И так далее. Но вместо того чтобы подключаться к слому механизма торможения и созданию механизма ускорения социально-экономического развития общества — единственного пути выхода из застоя, — они создали себе своего рода квазирелигию, каковой и утешаются. Основной догмат последней: раньше-де был «хозяин», железной рукой наводивший порядок, и всё-де было в порядке; не стало «хозяина» — не стало и порядка; нужен новый хозяин с такой же железной рукой — и снова будет порядок. Порядок-де!

 И в качестве иконы такого, с позволения сказать, вероисповедания, вешают дома или на стекло автомашины портрет Сталина.
По сути, это одна из форм стихийного протеста против того, что имело место в 60-х — первой половине 80-х годов. Сам Сталин здесь опять-таки ни при чём. Одни с той же целью вешают на себя крест (уточним, что иные делают это просто кокетства ради, а иные — потому что верующие), другие напяливают на себя майку с гербом или девизами явно не союзных нам государств, а третьи прибегают к упомянутой символике. Если вывесить портрет, скажем, Петра Первого — не поймут. Если — Н.С.Хрущёва или Л.И.Брежнева — тоже не поймут. А вот И.В.Сталина — в самый раз. Всем видно, что фига, притом не в кармане. А попробуй придерись!»

 И в заключении статьи:

 «...сторонниками «культа памяти» остаются не так уж редко люди, которые в ужасе отшатну¬лись бы от такой «памяти», узнай они горькую правду об объекте своего почитания. Пора бы поторопиться с полнотой информации. А то ведь «культофилы» покинут мир земной, так и не узнав толком, кого и что они пытались оправдывать».

 Игорь Васильевич Бестужев-Лада(1927-2015), советский и российский учёный, историк, социолог и футуролог, специалист
в области социального прогнозирования и глобалистики. Доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева 2001 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Автор нескольких десятков монографий и брошюр, свыше двух тысяч статей в периодических изданиях.

  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бестужев-Лада, Игорь Васильевич

  19.04.2019