Античность

Михаил Лето 43
Почему Античность не была сексуальной утопией* (понравилось, сохраню)Миф о сексуальной свободе древних6 апреля 1895 года в Англии арестовали поэта и известного знатока античности Оскара Уайлда. Его обвинили в «непристойных действиях» и нарушении норм морали. Уайльд неоднократно пользовался услугами мужчин-проституток, но предметом обвинения были его отношения с юным Альфредом Дугласом, сыном маркиза Куинсберри.Один из свидетелей со стороны обвинения рассказывал, что Уайльд однажды ужинал с ним в ресторане и обсуждал «поэзию, искусство и времена Рима», а потом привел домой и «содомизировал».В самом известном эпизоде суда прокурор попросил Уайлда объяснить значение фразы из стихотворения Альфреда Дугласа — «любовь, что таит свое имя». В ответ Уайльд дал развернутое определение гомоэротических отношений:«Это …величественная привязанность старшего мужчины к младшему […] Она светла, она прекрасна, благородством своим она превосходит все иные формы человеческой привязанности. В ней нет ничего противоестественного. Она интеллектуальна, и раз за разом она вспыхивает между старшим и младшим мужчинами, из которых старший обладает развитым умом, а младший переполнен радостью, ожиданием и волшебством лежащей впереди жизни».Оскар Уайльд почти цитировал Платона на заседаниях суда. Лесбийские пары приезжали с паломничествами на остров Лесбос, где когда-то жила Сапфо. Томас Манн поместил в Венецию действие повести о любви престарелого писателя к белокурому подростку. Фотограф Вильгельм фон Глёден снимал своих любовников на фоне средиземноморских пейзажей, создавая ностальгические образы мужской красоты.Только во второй половине XX века, после исследований Мишеля Фуко и Кеннета Довера, стало понятно, что Античность вовсе не была эпохой сексуального раскрепощения.Кто в Риме считался распутникомВ первом томе «Истории частной жизни» Поль Вен рассказывает, что нужно было сделать римскому гражданину, чтобы его считали распутным человеком:-Заниматься сексом до наступления ночи.Это позволялось только молодоженам на следующий день после заключения брака.-Заниматься сексом не в темноте.Наготу любимой женщины можно было увидеть только в том случае, если луна случайно заглянет в окно.-Заниматься сексом с партнершей, снявшей с себя всю одежду.Нужно было прикрыть хотя бы грудь — полностью раздевались только падшие женщины и проститутки.Римляне не осуждали однополые сексуальные отношения, если один из партнеров был выше другого по социальному статусу. Связь между взрослым мужчиной и юношей-простолюдином или рабом считалась естественной и вполне допустимой.Иногда такие отношения даже называли более благородными, чем отношения с женщинами: говорили, что женщина может поработить душу, а мальчики приносят тихое и спокойное удовлетворение.Доминирование и пенетрация — мужское делоНо верхом непристойности для мужчины были кунилингус и пассивная позиция во время анального или орального секса. Человека, который опустился до такой низости, называли сinaedus (аналог современного «пидор»), он становился объектом презрения и насмешек. Мужская пассивность была нарушением гендерных, моральных и политических норм. Она уравнивала гражданина с женщинами и рабами, а это было недопустимо.В Греции и Риме не было геев и гетеросексуалов — только те, кто пенетрирует, и те, кого пенетрируют. Историки назвали это «пенетрационной моделью» греческой и римской сексуальности.Мизогиния как основа устройства обществаЖенщин греки считали несовершенными существами, которые постоянно хотят секса, неспособны к разумному рассуждению и самоконтролю.Жены должны были управлять домохозяйством и растить детей — на публике они появлялись только во время религиозных церемоний. Среди мужчин нельзя даже было упоминать их имена.Низкий статус женщины обосновывался медицинскими теориями школы Гиппократа. Согласно Гиппократу, устройство человеческого организма определяется составом и течением телесных соков. Женщина по природе влажная и холодная — тепло она берет от мужчины во время сексуального акта. Женская матка считалась отдельным органом, который может перемещаться по телу и при недостатке удовлетворения может привести к безумию или удушью.Женщинам физиологически необходим секс, поэтому им нужно как можно скорее выходить замуж и рожать детей.По словам Демосфена, положение женщины в греческом обществе было следующим:«Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц — ради ежедневных телесных надобностей, тогда как жен берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также чтобы иметь в доме верного стража своего имущества».*Выдержки из статьи журнала "Нож"