Любовь и смерть, настоящие и мнимые

Алексей Сокофф
Стоит в Москве, в районе, прежде носившем прозвание Гороховое поле, поскольку оно там когда-то и было, дворец. Его много раз достраивали, перестраивали… Сейчас в нем расположился педвуз, и студентки его, по большей части барышни, наверное, даже не подозревают, что здание это хранит память о бурной и трагической личной жизни императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра Первого, с которым у них не было ни одного общего ребенка.
Начиналось всё для немецкой принцессы Луизы Марии Августы Баденской довольно радужно: сватовство и женитьба на будущем русском монархе, красавце и умнице. Правда, маменька Александра Павловича, Мария Фёдоровна, её невзлюбила, но такое бывает часто, и беда, согласитесь, не великая. Окончательно отношения у невестки и свекрови испортились после того, как Елизавета расстроила помолвку шведского короля с сестрой Александра. Король должен был на ней жениться, но, увидев Елизавету Алексеевну, в нее влюбился и передумал. Однако Елизавета уже была невестой будущего русского царя и сосватала шведскому монарху свою сестру, внешне очень на себя похожую. Король женился на сестре Елизаветы. Русская принцесса на выданье осталась с носом, а ее мама, естественно, затаила на невестку большой зуб.
Тем временем Александр и Елизавета поженились и сперва души в друг друге не чаяли.
Но потом августейший муж к супруге довольно быстро охладел, у него начались романы на стороне. И, чтобы покинутая супруга не скучала, он сам предложил своему приятелю, князю Адаму Чарторыйскому, за ней приударить. Тот приударил, да так, что у Елизаветы родилась дочка, как две капли воды похожая не на рыжего супруга, а на жгучего брюнета Чарторыйского.
Император сделал князю выволочку, в том смысле, что он понял его слова насчёт приударить слишком буквально, услал его послом подальше с глаз, но ребенка признал. Однако девочка не прожила и года.
Забегая вперед скажу, что все злоключения Елизаветы, включая смерть детей, придворная молва упорно связывала с братом императора Константином. Одни говорили, что так он мстил за честь семьи. Другие шушукались, что Константин и вовсе тайно влюблен в Елизавету. Но вообще человек это был такой, от которого всего можно было ожидать. В его биографии, например, был эпизод, когда он, чтобы отомстить неприступной возлюбленной устроил её групповое изнасилование, в результате которого дама умерла. Дело замяли, конечно – как-никак родной братец царя… Но осадочек, как говорится, остался. А жена Константина после этой истории вообще навсегда уехала из России.
Но вернемся к Александру и Елизавете. У первого уже была очередная пассия, Мария Нарышкина, которая рожала от него детей и присутствовала на, так сказать, протокольных мероприятиях, где император должен был появляться с женой. Впрочем, иногда живущую отдельно в Москве супругу сына заменяла на официальных выходах маменька императора.
А у Елизаветы тем временем случился бурный роман с очередным красавцем, кавалергардом Алексеем Охотниковым.
Сохранились записки, которыми они обменивались. В одной из них Охотников, например, пишет, что крайне неудачно приземлился из императрицыного окна (дело было как раз во дворце на Гороховом поле) на клумбу и просит ее распорядиться, чтобы садовник устранил следы его падения…
Но счастье продлилось недолго. На Охотникова, когда тот выходил из театра, напал неизвестный и тяжело ранил ножом. Следствие установило, что это просто случайный псих, но при дворе гибель любовника императрицы вновь связали с именем Константина.
Елизавета примчалась к раненому возлюбленному и не отходила от постели, пока тот не умер, а потом, на похоронах, еще и положила в гроб локон своих волос. Она в тот момент была на девятом месяце от Охотникова. Александр и эту дочь признал, но девочка снова умерла совсем крошкой.
Прошли годы. В Россию вторгся и был изгнан Наполеон. Монаршая пара всё это время продолжала жить раздельно. Только перед смертью Александра между супругами опять наметилась хоть какая-то приязнь. Когда император заболел в Таганроге, супруга приехала туда к нему. Они много говорили. А потом… Александр умер. Но молва с тех пор стала твердить, что монарх просто ушел в народ. Как сказал поэт, бросил всё, отпустил себе бороду и бродягой пошел по Руси под именем старца Федора Кузьмича.
Быть может, он как раз и поделился с женой этой своей задумкой перед мнимой своей «смертью» в Таганроге? Этого мы никогда не узнаем. Потому, что Елизавета Алексеевна пережила мужа совсем ненадолго, и умерла тоже при довольно странных обстоятельствах.
Она возвращалась в Москву из Таганрога, и тут буквально наперерез ей из Петербурга бросилась свекровь. По официальной версии, они так и не встретились. В момент, когда Елизавета умерла в городе Белеве, славящемся своей пастилой, мать ее покойного мужа находилась в 90 верстах, в Калуге. Но молва опять-таки гласит иное: мать и жена Александра всё же увиделись, у них состоялся разговор, по итогам которого Елизавета по одной, не самой распространенной версии, была убита как претендентка на престол, который Мария Федоровна в итоге передала другому своему сыну, Николаю. А по другой – Елизавета тайно постриглась в монахини.
Как бы то ни было, спустя некоторое время после этих событий в Сырковом девичьем монастыре на Новгородчине появилась некая подвижница, звали ее Вера Молчальница. Манеры выдавали в ней благородную даму, и её побаивалась сама настоятельница монастыря.
Изъяснялась Вера только жестами. Прожила в монастыре 20 лет, не проронив не слова. И, как гласит легенда, единожды к ней приехал сам император Николай, брат Александра. Несколько часов они говорили в полном уединении. Точнее, говорил император, а монахиня писала ответы на бумаге, на что ушло немало листов. Прощаясь, Николай поцеловал монахине руку и сжёг всё, что она написала, в пламени лампады…