Если это не любовь, то что же это?

Сергей Таллако
Если это не любовь, то что же это?
Эти слова из Пушкинской «Метели» пришли в голову, когда я перечитал работу Странницы Востока «М. Цветаева и Борис Пастернак» http://www.stihi.ru/2007/12/17/1847. Работа, на мой взгляд, получилась интересная, автор её построила на фундаменте из воспоминаний близких поэтам людей и их собственной переписки.
Возникло желание не согласиться с утверждением, что этих замечательных поэтов и – исторически – современников связывала любовь. Странница Востока очень к месту привела выдержку из письма Пастернака своей жене о разговорах о связи между ними:
"... Нас с нею ставят рядом раньше, чем мы узнаём сами, где стоим. Нас обоих любят одною любовью раньше, чем однородность воздуха становится нам известной. Этого не отнять, не переделать" (Из письма жене).
У меня ощущение, что мираж любви поэтов возник из справедливого восхищения мастерством друг друга. Простите за отдалённую аналогию, но вспоминается Виссарион Григорьевич Белинский, часто влюблявшийся в предмет своих статей и писавший так, чтобы читателю захотелось его полюбить тоже. Или. Моя научная руководительница многие годы – Зинаида Васильевна Ершова – обладала отмеченным многими даром говорить о научном исследовании так, что собеседник начинал видеть предмет своей работы с новых многообещающих сторон и проникался глубокой благодарной приязнью к своей патронессе. Прошли десятки лет, но я помню этот шарм маленькой черноокой женщины.
Эпистолярное обаяние, восхищение силой и оригинальностью мысли, любовь к своему виду творчества – это замечательные предпосылки к творческой дружбе, но до любви с её самоотдачей – как до неба! Это очень частое заблуждение женщины – «любить ушами», тогда как любовь зиждется на поступках. В частности, именно женщинами поддерживается мираж любви между Цветаевой и Пастернаком, а это, на самом деле, было взаимным восхищением мастерством изложения лирики на белом листе бумаги. Когда же пришла беда, каждый оказался на разных берегах реки, а «паромщика» мужчина не нашёл. Наступил момент истины – поступка поэт не совершил, Марина погибла.
Сергей