Жизнь одна

Лилия Анна
http://stihi.ru/2019/04/21/273

                «Жизнь надо прожить…»
                Из романа Н. Островского
                «Как закалялась сталь» (1932-1934гг.)

Хорошо было бы изначально родиться кем-то великим, с особым предназначением! Но если ты просто... церковная свеча? Да не та – за сто рублей, что берут по большим праздникам холёные тётушки и ставят перед иконой «Экономисса» для процветания бизнеса, иль набожные матушки в помин усопших сродников, и тогда мальчик-алтарник заберёт её вместе с записочками в алтарь, где она горит долгих восемь часов...

Но ты – простая свечечка четырнадцати с половиной сантиметров от роду, одна из семисот штук в двухкилограммовой пачке, отлитая не в монастыре из воска, а на заводе из парафина. Правда, у тебя есть имя – «Семнадцатая». Почему такое имя, спросите Вы? Да, потому, что без имени – совсем уж скучно! Вот мы и пересчитались в пачке. Мне достался семнадцатый порядковый номер.

Чего хочу? Прожить жизнь! «Как, – спросите Вы, – ведь ты уже живёшь?»
В каком-то смысле Вы правы – живу. Только это пока приуготовление к настоящей жизни... Сначала меня не было. Странно, конечно, осознавать этот факт, но это так. Был просто папа фитиль, намотанный на большую бобину и мама – парафин. Хотелось бы иметь маму – воск, но «Мать не выбирают!» – цыкнула однажды свечница из церковной лавки, услышав наши разговоры. Поэтому, просто люблю свою маму!

Процесс самого рождения помню плоховато, да и то больше по рассказам очевидцев: было немножко больно, немножко горячо, потом холодно, потом интересно... Потом нас, новорожденных взвесили, туго запеленали и отправили по месту назначения. Мне посчастливилось попасть в уютную маленькую церковку на окраине большого города. Нашу пачку выложили на большой стол и освятили в присутствии большого числа прихожан. С тех пор и веду я более-менее осознанную жизнь, присматриваюсь, прислушиваюсь, запоминаю всё с нижней полки стеллажа. Жизнь-то ведь одна!

Но, есть у нас, свечей, последняя ступень духовного роста – так это у людей называется, кажется? Мы должны сгореть за человека – это смысл нашей жизни, наше предназначение! И не важно: восемь часов гореть или сорок минут, как в моём случае... Главное, чтоб человек хороший попался, иначе... – зачем?! Вот и ждёт каждая свеча СВОЕГО ЧЕЛОВЕКА. Ведь в этот последний, решающий миг, она постигнет великую тайну – его молитву, его сокровенные мысли и чаяния! И это даже хорошо, что после этого свечи тают, сгорая, иначе был бы соблазн рассказать кому-то чужую тайну... Но как же всё разумно в этом мире Богом устроено!

И вот, Великим постом, дошла очередь и до нашей пачки. Мы пребывали в большом волнении. Бывают дни, что за день и по несколько пачек продаются, а бывает, что одну – две-три недели тянут. Сегодня праздник – Вербное Воскресение! Свечница еле успевает отсчитывать свечи, горстями загребает наших, давно перемешав порядковые номера. Суета смущает... Пытаюсь сосредоточиться на правильных мыслях: «Хоть бы человек хороший попался, хоть бы че...»

Хвать! В чужую руку отдали! Монетка – дзинь... Толпа… Люди, люди… Иконы, иконы… Свечи, всюду свечи горят, таинство… «Хоть бы человек хороший попался!»
И вот человек остановился перед иконой, и я могу его рассмотреть. Мальчик, голубоглазый подросток, лицо с сыпью, глаза заспанные, волосы, взъерошенные сбоку ото сна, ногти... М-да! Человек... попался...

Мальчик поджигает фитиль, неловким движением, долго оплавляет ножку свечи и ставит её в подсвечник. Тепло разливается по её тонкому тельцу, и она чувствует жизнь...

«Прости, меня Господи! Бабушка говорит, что грешники не смеют просить Тебя, но мне очень надо... Пусть бабушке хватает пенсии, а то она как накупит сейчас нам подарков на Пасху... Это первое. Потом надо ещё про собаку попросить, про дворняжку Рыжика. Ему в глаз стрельнули из травматика. Глаз течёт... Это очень больно, наверное. Если Ты не можешь его вылечить, то пусть он хотя бы ум... уснёт насовсем, чтобы не болело. Ещё прошу, чтобы наша Маркиза родила хотя бы одного рыжего котёнка, и я бы подарил его Светке... Я её люблю и уже сплёл с дедом для него корзинку из ивняка. Только нужен обязательно рыжий с зелёными глазами! Потому что Светка сама рыжая с конопушками и зеленоглазая, и когда я её вижу – подкашиваются коленки и язык становится деревянным, а у меня коричневый пояс по карате. Хотя Ты это, наверное, знаешь...
Про себя не прошу – сам знаю, что надо учиться лучше, и ты тут не помощник, но пусть Вера Пална выйдет замуж, тогда она от счастья нам всем хорошие отметки поставит...»

Тут в тесноте мальчика оттеснили от подсвечника, но свеча этого уже не заметила. Она жила! Жила свои сорок минут за своего человека: за его учительницу и кошку, за зеленоглазую Светку и Рыжика, за бабушку и деда, что вырастили такого внука. Жила и плакала от его маленького горя и большого счастья! Ведь жизнь надо прожить - она одна!

21.04.19. Донецк. Неделя Вайи.