Словарь поэта

Лепта
   Дорогие друзья!
   Учиться по книгам поэтических классиков – дело великое и трудоёмкое. Начала с творчества тех поэтов, которым уже поклонялась: С.Я. Маршак, В.Д. Фёдоров и В.П. Кривилёв – наш земляк. Началом СЛОВАРЮ ПОЭТА послужили выписки концовок сонетов Шекспира в переводе С.Я. Маршака, итого по ста пятидесяти четырём сонетам. Не считала это за великий труд, интерес к познанию творчества двух поэтов был намного значительней. Позднее к ним были добавлены выписки тех же сонетов, но в исполнении М. И. Чайковского (брата нашего великого композитора П. И. Чайковского), который делал перевод ближе к построчному тексту (оценка его работы в то время была положительной именно по этому критерию), дабы сохранить смысл и стиль Шекспира. Сравнительное чтение одного и того же источника с разным видением переводчиков, живших в «разных Временах», доставило мне не только большое удовольствие, но и показало их разное мастерство. Я отдала предпочтение творениям С.Я. Маршака. Однозначно! Поэтому говорю себе и другим так: Хорошо, когда поэта узнают по первым строкам стихотворения, по «крылатым фразам», передающимся из уст в уста, но над концовкой каждого стихотворения надо работать больше всего: и по смыслу, и по тесной связи с сегодняшней действительностью.
    К разговору уместно привести слова нашего земляка Василия Павловича Кривилёва, примиряющие некоторых поэтов-спорщиков о плагиате и штампах в поэтических произведениях:

//Не стал бы создавать я ТО, Что не похоже ни на что,
Поскольку сущность всех творений – НЕПОВТОРИМОСТЬ повторений.//

    Согласитесь, что плагиат, штампы и «сущность всех творений – НЕПОВТОРИМОСТЬ повторений» – три разных понятия и надо в них разобраться детально. В одном из последних стихотворений я построила законченную фразу так:

// И тянется теперь растянутой резинкой // Мой взгляд вслед тем,// Чей в вечности затерян след.//

   Выделяем тот момент, который является повтором у многих поэтов – «чей в вечности затерян след» – наша жизнь скоротечна и не каждое слово поэта оставит значительный след в истории своего или других поколений. Но поэзией увлечены многие! И мной сделан тот же повтор, но с видоизменением образного преподнесения этого действия. Появилась ли неповторимость, стал ли отличным от других мой взгляд?   Я поясню вам    вкратце:
а) ТЕПЕРЬ ОН ТЯНЕТСЯ (связь с сегодняшней непрерываемой действительностью);
б) РАСТЯНУТОЙ РЕЗИНКОЙ (новое образное выражение, вы понимаете, что взгляд следует точно по прямой (не иначе!)      в определённом направлении;
в) ВСЛЕД ТЕМ… – подтверждение повтора их действиям, моё следование по их  пройденному пути, как добровольный выбор в поэтическом творчестве – «след – в след», т.е. к созданию «всеобщей поэтической силы», несущей неусыпный дозор сохранения и обогащения поэтами родного языка. Тогда родным становится язык, на котором поэт мыслит и слагает стихи.
    Не исключено, что кто-то последует такому тщательному подбору в стихах каждого слова, чтобы оно (слово) или он (подбор) был понятен каждому при первом прочтении. Это и станет отличительной чертой именно вашего поэтического словаря, лишённого заштампованных оборотов речи. По моему мнению, первенство в разговорах молодёжи по мобильному телефону держит слово «Короче!», повторяемое неуместно, «убивающее» живую речь, как скорострельное оружие. О таких штампах можно и нужно говорить в последующих темах.

    СЛОВАРЬ ПОЭТА. Что он собой представляет? Условность!
    Однажды разделила лист на три графы, в каждую из граф вписала слова, соответствующие количеству слогов: 1-му слогу, 2-м слогам, 3-м слогам, для того, чтобы при необходимости быстро найти для подбора нужное слово. Выписку делала по гражданской теме из нескольких произведений одного автора до сотого слова в одной графе. Тоже условность для любой статистики, в том числе и поэтической. Да, ещё была одна условность: имена существительные записывала в именительном падеже, в единственном числе, прилагательные – по употреблению в рифме; глаголы – в неопределённой форме, чтобы было легче образовывать из слов производные.
    Получена такая статистика на пользование словами ХХI века в поэзии гражданской тематики.
    По графам: 1 слог – 73 слова, 2 слога – 100 слов, 3 слога – 92 слова, всего – 265 слов.
    В лирических произведениях авторов «Возрождения» получена такая статистика: 1 слог – 55 слов, 2 слога – 88 слов, 3 слога – 68 слов, 4 слога – 26 слов, более 4-х слогов – 7 слов. Всего - 236 слов.
    Итого в просмотре неповторяющихся слов в непосредственном их изложении в лирике значительно разнится с гражданской тематикой за счёт расширенного словообразования и общего словарного запаса поэта, а также  отсутствия слов-техницизмов.
     Для меня это означало: связующих слов в один слог применяется достаточно много, а производных от них – тоже. Таким же образом можно сделать и словарь любых допустимых рифм, применяемых поэтами, на которых можно равняться и        в разных поэтических объединениях или по классикам, нарабатывая повышение мастерства. Труд воздастся сторицей.
     В любом случае, создание собственного словаря даже из слов, впервые прочитанных и требующих толкования, сразу резко повысит ваш словарный запас, необходимый в обычной речи.
      Далее, не углубляясь: можно было бы слова из двух слогов разделить на стопы ямба и хорея, слова из трёх слогов на стопы: дактиль, амфибрахий, анапест, но об этом и более детальном анализе речь пойдёт на примерах создания моих стихов, где за каждое слово я беру ответственность на себя.
      Отдельно частью Словаря поэта стали выписки лучших поэтических фраз из стихов моих сегодняшних собратьев по перу. Привожу небольшой перечень лишь для того, чтобы заинтересовать вас такой «коллекцией», составленной после прочтения поэтических сборников Библиотека «Возрождения» выпуска 2017г:

•  Слова на строчки приземляясь,
   Сольются в трепетный сонет…           (Лидия Думанова)

•  Мозг зарылся в слове «хочу»…          (Анатолий Жарский)

•  Песком сквозь пальцы утекает
   Обид и ссор ненужный груз…            (Ольга Лухманова)

•  За сотканные дни из света…            (Мария Меркулина)

•  Весна пронзительно грустна      
   В слезах безлиственной берёзы…
•  Блуждает нервная пчела          
   В голодных поисках цветенья…
•  В многоточьях майских звёзд…          (Валерий Парфеевец)

•  Едва пригорки брызнули травой… 
•  А лучик солнечный шальной
   Веснушки на щеках рисует…             (Елена Потапова)

•  Ворвалась нежной роскошью…            (Ирина Конищева)

•  И зиму вырвав, как блокнота лист…     (Роман Степанов)

•  У нас у всех мерило, мы и мерим…      (Елена Труфакина)

•  Морщинится лужей дорога…          
•  Распевая дробью звонкой
   Шар застуженный земной…               (Гульсара Туктарова)

•  Всё, что дорого –  сохрани,
   Это твердь тебе под ноги брошена!..   (Лариса Факеева)

•  Я соберу на нить судьбы               
   Тугим поэзии плетеньем…               (Ольга Фомина)
         
•  Тон задаёт осанистое солнце…          (Элла Шапошникова)

•  И день, словно сахар рассыпанный тает…
•  Черёмух белых нежный цвет
   Смешался с белым майским снегом...    (Марина Шлерт)

   Я с удовлетворением перечитываю не раз эти строки: мне все знакомы, о возможностях каждого – знаю, мы мыслим и пишем на одном (русском!) языке, мы жизнелюбивы! Мы все заняты делом единения народов России, это удесятеряет наши силы, кто-то уйдёт, но на смену придут другие – ЛУЧШИЕ!