Ценнее не было пигмента
И не было его красивей.
И в Ренессансе знали это
Цвет васильков и цвета лилий. (1)
Его везли с Афганистана
И только золотом платили.
Принёс художникам он славу
Его мадоннам подносили. (2)
Он караванным шёл пути
Потом в Венеции менялся
По весу золота сравнить -
Один к пяти ему давался.
Он есть в картинах Леонардо,
В Буонаротти чудных фресках.
И рекламировать не надо,
Для глаз его милее нету.
Церковный орден Gesuati
Хранил секрет приготовления (3)
Из лазурита - этот камень
По цвету не имел сравнения.
И в Нотр Даме витражи
Ультрамариного цвета
Пленяли глаз… Теперь ушли
На родину, туда где небо…
4-22-19
Иллюстрация: Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем. 1483–84 г.
(1) Самым дорогим пигментом в эпоху Возрождения был ультрамарин, который получали из натурального камня — ляпис-лазури. Художники часто не могли позволить себе такую роскошь и ждали, пока заказчики купят им синюю краску.
(2) В раннем Ренессансе ультрамарин использовали только в изображении плаща Девы Марии.
(3) Религиозный орден Gesuati, был основан в Сиене в 14 веке; они не имели никакого отношения к иезуитам. Они получили некоторое богатство от пожертвований и наследства, а также от привилегий, предоставленных государством, включая монополию на перегонку вина, прозводства цветного стекла для витражей и ультрамариновую краску. Технология приготовления хранилась в строжайшем секрете