Судейский обзор Юрия Семецкого

Светская Хроника
Стихотворение 1 На золотом крыльце

Поэтический нарратив должен быть поэтическим. Хорошо, предположим, что задача была рассказать анекдот. Вполне допустимо. Однако вся соль истории была высказана ещё в первой строфе, поэтому весь остальной текст выглядит ненужным довеском. Советую поработать с композицией. И обратите внимание на ударения — квАртал, замЕнен — это не айс.

Стихотворение 2 Недолог королевский век

«Недолог королевский век» - сомнительная максима. Посмотрите на английскую королеву.

«Она была "Мисс элегантность" И у её гламурных век Сжималось гордое пространство» - даже представить не могу, о чём речь, и почему мисс элегантность в кавычках. Как всё это связано?

Надо учиться строить композицию.

Стихотворение 3 Тот, кто царствует сегодня

Автор шёл за звуком и потерял цель похода. Однако нечто поэтическое в этом есть.

Стихотворение 4 Про шута

Для стихотворения-высказывания — слишком длинное. Для рассказа в стихах — отсутствует интересный сюжет.

Стихотворение 5 Эти карты таро

Это стихотворение отмечаю в качестве кандидата в шорт — образно, интересно, есть простор для воображения. Окончательное решение приму, когда прочитаю все стихотворения конкурса.

Стихотворение 6 Вот это бабушка!

Тоже хорошее стихотворение. Особенно финал понравился. Кандидат в шорт.

Стихотворение 7 У камня

Посоветовал бы ещё поработать, уделив больше внимания синтаксису. Особенно царапнуло следующее предложение:

Не грезил о великих битвах И расширении границ, Дни проводя в постах, молитвах И тихом шелесте страниц.

Герой проводил дни в тихом шелесте страниц? Серьёзно? Вы, верно, считаете это высказывание поэтичным? А мне оно кажется просто неграмотным.

Стихотворение 8 Замуж за принца

Есть интересная идея, живо изложено, читается с интересом. Беру кандидатом в шорт.

Стихотворение 9 Королевская ватрушка

Началось так себе, закончилось никак. А середина мне очень понравилась:

Метёт пурга, под утро колкий лёд… Прохожие торопятся, сутулясь, Укрыться от простывших волглых улиц, Дождей, секущих сутки напролёт. Так хочется в квартирное тепло, Где терпкий чай готовит мне подружка,

Пышнеет королевская ватрушка И толстый кот мурлычет о былом…

За исключением фразы «Дождей, секущих сутки напролёт». В ней есть двусмысленность, которая не работает на образ, а уводит в сторону.

Стихотворение 10 Клака

Пафоса много, а повод пустячный. По жанру — данное стихотворение больше всего напоминает высказывание, но для высказывания слишком размытый финал. Я понял, что автор хотел сказать, что клака — это плохо, но автору не удалось убедить меня в этом.

Стихотворение 11 Ничья

Можно было бы поругать автора за недоорганизованный ритм, но я этого делать не буду. Данная шахматная партия меня не увлекла и не заинтересовала. Ну и нечего на ритм пенять, если история скучна.

Стихотворение 12 Коготь льва

Во-первых, это история (рассказ в стихах), а значит, сюжет должен быть понятен читателям. А я так и не понял, почему герой собирался быть королём в королевстве теней. Во-вторых, композиция — слишком затянутое вступление. Когда уже казалось, что герой вот-вот закончит перечислять профессии, и это выведет на какой-то оригинальный финал, выяснилось, что всё это ради любви. Цель достойная. А композиция с перегруженным вступлением и загадочным финалом.

Синтаксис почти хороший, и всё-таки лучше бы ещё поработать с этим стихотворением. Такие фразы, как «Задержала чуть пальцы» и «простившего с ядом укол», лучше привести в более подобающий русскому языку вид.

Стихотворение 13 Что за день!

«Королева вздохнула и сунула руку под щёку» - возникает образ спящей королевы.

«Шут попался дурак» - это не русский синтаксис. Либо «шут попался(, или -) дурак», либо «шут оказался дураком». В разговорной речи допустимо, в авторской — нет.

«нет претендентов других до сих пор» - нам ничего не было известно про поиски палача, значит, и уточнение «до сих пор» здесь лишнее.

И т. п.

Стихотворение 14 Шахматист

своих, все, сразу, вдруг... - слишком много мусора в речи автора.

Да и сама история меня не заинтересовала.

Стихотворение 15 Гадалка знает

«хитрющим» - и дальше читать не хочется. Русский язык богат на синонимы, и можно было подобрать эпитет для орнамента не прибегая к уродованию языка. Например — лукавым. Но дело не только в этом — образ не складывается. Что такое хитрый орнамент? Что за изюминка в этом орнаменте? Надо было об этом рассказать в тексте или не использовать сомнительный эпитет.

«Дальними — тайнами» - это хорошая рифма. И тем обиднее увидеть рядом «стареть — секрет» - это вообще не рифма.

Стихотворение 16 Гадание на короля

«А как цвели там травы прошлым летом!» - ну и как они цвели? Автор не должен перекладывать на читателя детализацию собственного текста.

«рати всей назло» - если это аллюзия на роман Роберта Уоррена, то ладно (хотя при чём здесь коррупция?), но если не аллюзия, то фраза неудачная.

В принципе, синтаксис приемлемый, но штампы портят авторскую речь. На общем фоне стихотворение выделяется, но не настолько, чтобы мне понравилось.

Стихотворение 17

Милое стихотворение, но недоработанное. Текста мне не хватило. Я ещё не успел заинтересоваться судьбой героев, а тут уже конец подоспел.

История винтажная, и именно поэтому надо обязательно постараться вдохнуть в неё хоть что-то оригинальное. Стихотворение перспективное, но не более...

Стихотворение 18 Думы о народе

«На крыльце сидел и думал думу тяжкую король» - лучшая фраза в стихотворении.

А после «Ближе быть хотел к народу, вот и думал на крыльце» вспомнилась фраза из древнего анекдота: «За окном шёл дождь и рота солдат».

Советую серьёзнее относиться к синтаксису.

Стихотворение 19 Лесной король

Потенциально хорошее стихотворение, в котором надо убрать «мой» из первой строфы, совсем выбросить три последние, и написать интересный финал.

Очень понравился нижеследующий образ:

А он глядит на челядь свысока, Увенчан, как короной, пышной кроной, И чешут облака свои бока Её верхушкой бархатно-зелёной.

Хотя и здесь синтаксис далёк от идеального.

Стихотворение 20 Король и капуста

Если бы всё стихотворение было написано, как последняя строфа:

Ползёт к финалу бестолковый день, Стучит в виски костяшкой «пусто-пусто». И что мне трон, когда, тесня плетень, Ядрёным соком полнится капуста.

То оно (стихотворение) стало бы претендентом в мой шорт-лист. Однако всё остальное написано безобразным нарративом. Не такой я себе представляю поэзию.

Стихотворение 21 Сказка про Королеву

Стихотворение вполне живое. И быть бы ему в шорт-листе, да вот незадача, смена фамилии — слишком уж незначительный повод для создания литературного произведения.

Стихотворение 22 Отпусти, я сама отрекаюсь

С одной стороны, я не очень понимаю, почему героине надо нырять в парное молоко, которое обязательно должно находится не в кадушке (а в чём? В реке, в ванной?), почему плакать подобно Ярославне — это унижение (или героиня согласна унизиться до королевы?), и что за дела такие связаны у героини с унижением, почему финальные строки звучат угрожающе, ведь она только что унижалась. То есть композиция не выстроена, и сумбура больше, чем требуется даже для поэтического произведения.

С другой стороны, чувствуется потенциал автора, и у стихотворения есть и загадочная история, и простор для воображения, и настроение.

Ну и поскольку у меня есть ещё места в шорт-листе, беру кандидатом.

Стихотворение 23 Из жизни венценосных особ

Да простит меня автор, но мне не смешно и не интересно. Стихотворение толком и не написано, это черновик.

Стихотворение 24 Королева акро

Ужас. Что это было?

Стихотворение 25 Пост-маргинальное

Три раза перечитал, ничего не понял. Вполне допускаю, что это хорошее стихотворение, но оно просто не для конкурса.

Шорт-лист:

Стихотворение 5 Эти карты таро

Стихотворение 6 Вот это бабушка!

Стихотворение 8 Замуж за принца

Стихотворение 22 Отпусти, я сама отрекаюсь