C. Матвеев. Взгляд молодого филолога. Март-2019

Большой Литературный Клуб
Сергей Матвеев

Взгляд молодого филолога на избранные стихотворения из лонг-листа конкурса БЛК, мартовский тур 2019 г.

[Примечание редколлегии БЛК:
Эксперт мартовского тура Леонид Фокин дал прочитать стихи лонг-листа молодым сотрудникам редакции журнала "Тропы". Своим взглядом на избранные стихотворения поделился Сергей Матвеев – магистрант Московского педагогического государственного университета. Обзор делался по анонимному файлу. Полные ссылки были восстановлены при подготовке текста к публикации.
В журнале «Тропы» опубликовано взятое Сергеем интервью, посвященное духовной поэзии Приднестровья
http://clck.ru/FgTbi ]


Разбор любого произведения искусства – своего рода путешествие, проделав которое мы начинаем понимать не только само произведение, но и автора. Поэзия представляет собой набор образов, посредством которых мы проникаем во внутренний мир поэта, а через его душу в другой, образный мир.
Авторская позиция дает определенный угол зрения на поставленную проблему, на саму жизнь, а образ, словно окно, позволяет нам взглянуть на нее. В этом заключается главное назначение образа – быть не только строительным материалом стихотворения, но и самой тайной творчества, связью реального мира с метафизическим. Не даром ведь человек на протяжении всей своей истории наполнял поэтический мир всевозможными сферами своей жизни, задавая им художественную цель. Он знал, что становясь образами, символами, знаками, эти сферы, в свою очередь, возвращаясь обратно, уже служат осмыслению самой жизни.
В выбранных стихотворениях затрагиваются разные темы, разные образы, связанные с ними: ночь как поиск смысла ("Мертвые матросы не спят"), частная жизнь человека ("В этом наверное вся проблема – в отсутствии якорей"), история ("Казнь Ивана Воренка"), смерть ("Офелия"), печальные размышления ("Элегия").
Анализируя избранные стихотворения, мы взяли за критерий художественный образ и его роль в поэтической конструкции.  Действительно ли автор использует его как "транзит от Бога к стихотворению" – или лишь искушает нас? Как обыгрываются эти темы и какие образы в них используются – мы попытаемся выяснить в обзоре.

ЕВГЕНИЙ ВОЛЖАНСКИЙ «Мёртвые матросы не спят»
http://www.stihi.ru/2015/08/29/9684 номинатор Евгений Овсянников

Все мои истины просты,
и полно нагружать их чем зря.
Сергей Бабкин, "Глаза"
 
Там, где ночь волнами шумит, как море,
и балкон – как поздней надежды мыс,
выходи на край сон-травы и смоли,
зажигай маяк и ищи свой смысл.
В глубине, утратившей счёт промилле,
беспризорных тысячи есть планет –
рядовых юнцов, для которых в мире
ни блестящих звёзд, ни парадов нет.
Вот кто точно знает – из первых устриц –
всю большую правду, всю соль земли, –
потому что свет, даже самый тусклый, –
лишь мираж в пустыне, лишь мель вдали.
Полумесяц-якорь над домом бросив,
на стоянку встанет небесный флот.
Ты спроси у мёртвых его матросов,
потому что смерть никогда не врет.
И они расскажут, пожав плечами,
пустоту в объятьях орбит обвив:
ничего не стоит твоей печали,
ничего не стоит твоей любви.
Не поверишь сразу, а там, минуту
постояв, из памяти всё сотрёшь,
 
и, качнувшись чуть, побредёшь в каюту –
вот тогда зачем-то и бросит в дрожь.
Вот тогда поймёшь, отчего не спится,
ужаснёшься правдам своим простым:
что в груди твоей – чёрных дыр зеницы,
что в глазах твоих – только соль и стынь.
И, за милей миля, корабль несётся,
и уже в пучину заводит блажь.
Но из вечной пены выходит солнце
и берёт планету на абордаж.

Эпиграф ("Все мои истины просты, / и полно нагружать их чем зря") создает установку на прямое, не скрытое послание. Все так, как написано, не выдумывайте лишнего. Надеюсь, мы не погрешим против автора нашим обзором.
В стихотворении идет уподобление ночи морю, балкона, куда все мы порой выходим вечером, "мысу поздней надежды", откуда во время бессонницы наблюдаем за небом, размышляем о жизни ("зажигай маяк и ищи свой смысл"). А на нас смотрят звезды да "беспризорных тысячи планет", которые знают "всю большую правду, всю соль земли". Знают потому, что они смотрят из мрака ночи, не обманываясь светом. Спрашивая у них, получаешь в ответ лишь: "ничего не стоит твоей печали, / ничего не стоит твоей любви". Только в предверии сна это послание становится понятным ("что в груди твоей – чёрных дыр зеницы, / что в глазах твоих – только соль и стынь"). Наступает утро, нападает ("берет планету на абордаж"), насильно прерывая связь с ночью, космосом, откуда еще можно получить ответ.
Автор не просто заменяет привычные вещи морскими образами, а обогащает все привычное необычным. Космос – это море, дикая и необузданная стихия, первоэлемент, существующий испокон веков ("Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою"). Звезды представлены вечными путниками, матросами, плывущими в ночи, все знающие, но молчащие, словно они мертвы. Все хорошо, лишь образ корабля привносит нестройность, расшатывает восприятие своим употреблением. Не понятно, что именно автор связывал с кораблем: жизнь, Землю или ночь? Частая ассоциация образа со всем и вся обесценивает его.
Задумка стихотворения интересная, но реализация не совсем удачная. Образная система будто бы не доведена до своей конечной стадии, из-за чего появляется путаница и ослабляется эффект.


РЕГИНА СОБОЛЕВА *** ("В этом наверное вся проблема – в отсутствии якорей...")
http://www.stihi.ru/2019/03/06/993 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

В этом наверное вся проблема – в отсутствии якорей.
Нет ничего дорогого достойного... верно, нет и людей.
Подруга за мужем, за стенами, за работой. А как она?
Черт его знает. Мне не разобраться. Я одна.
Родители ненавидят, брат презирает. Хоть вой в ночи.
Ничего, никого. И свитер колючий. И дом молчит.
Книги читаю, телевизор смотрю, хожу, говорю слова.
Что еще надо, чтобы казалось, будто бы я жива?
Если штормит, и якорь потерян, а дополнительный маловат,
Что же мне делать, что делать, чтоб не уйти в бакштаг?
Ну, капитан, раззадорь команду, скажи, что они круты,
Молодцы, никогда не поздно: уменьшить ход, подтянуть болты.
Но нет ничего за душой, а в душе лучше бы не было ничего.
Боль на поля прямо в снег слетает первым весенним грачом.

Автор как бы подхватывает образную тематику предыдущего стихотворения, но переводя ее из космоса в обычную жизнь, от глобальных вопросов к частным проблемам человека. Все это близко к экспрессионизму.
Короткие, "рванные" предложения создают подобие крика, нервного состояния человека на грани истерики. За некоторыми строчками даже чувствуется настоящий крик ("Черт его знает. Мне не разобраться. Я одна. / Родители ненавидят, брат презирает. Хоть вой в ночи"). Другие строчки хорошо передают чуждость всего окружающего автору, агрессивность и непонимание со стороны ("Подруга за мужем, за стенами, за работой", "Родители ненавидят, брат презирает", "И свитер колючий. И дом молчит").
Что же мне делать, что делать, чтоб не уйти в бакштаг?
Ну, капитан, раззадорь команду, скажи, что они круты,
Молодцы, никогда не поздно: уменьшить ход, подтянуть болты.
И вот после всего колючего и отчужденного, автор к чему-то ведет свою мысль, возможно, к преодолению этого положения. Но нет, обман ожидания. Нет выхода ни для автора, ни для нас.
"Но нет ничего за душой, а в душе лучше бы не было ничего.
Боль на поля прямо в снег слетает первым весенним грачом".
Конечно, это ожидаемо (особенно, если мы учли сближение с экспрессионизмом), с одной стороны, а с другой это создает впечатление недосказанности чувств. Самой страшной недосказанности в поэзии.
Если морские образы предыдущего стихотворения говорили о плавности, соразмерности космического движения, то здесь они, напротив, показывают нестабильность, быструю, неудобную подвижность жизнь. Жизнь для автора, как море, полна опасностей и нет якорей, чтобы остановить судно перед рифами.


ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Элегия»
http://www.stihi.ru/2016/10/26/5403 номитатор "Термитник поэзии"

...И вновь в осенней маешься тоске,
и мертвый лист летит, сорвавшись, мимо
напомнить – все висит на волоске,
все, что тобой так искренне любимо.
Тебе, тебе который мог посметь
счастливым быть, о прошлом не жалея,
в конверте желтом шлет открытку смерть.
Октябрь, куда ведут твои аллеи?
Покуда ветры набирают прыть,
трепещешь, словно тонкая осина.
Как в чистом поле ветками укрыть
свой хрупкий космос – женщину и сына?
Таким нездешним холодом сквозит
так горек запах сырости и тленья,
что ныне вся душа твоя – транзит
от Бога до стихотворенья.

Само название стихотворения отсылает нас к чему-то грустному, древнему, канувшему в Лету: к элегии, пусть и не по форме, но по содержанию во всяком случае.
Мысль автора идет через тоску осени к размышлению о смерти. Напоминание о быстротечности счастья воплощено в образе мертвого листа, который, словно открытка, посылается смертью человеку. "Чистое поле" – образ жизни, где самое важное для автора ("хрупкий космос") – это семья. Но дует ветер осени, заката жизни, от которого "сквозит" запахом "сырости и тленья", и мы понимаем, что ничто не вечно. 
Автору удается создать образную систему и совместить ее с поэтической формой. Стихотворение вполне удачно передает печальную суть меланхоличного размышления, характерную для данного жанра. Мы проникаем во внутренний мир автора, чувствуем его опасения, боль, и разделяем их. Есть сочувствие, значит есть и доверие. Memento moria, mortalis.


АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ ТИХОМИРОВ «Казнь Ивана Ворёнка»
http://www.stihi.ru/2019/02/25/7191 отборочный тур для резидентов БЛК

Зайцем прыгало детское сердце:
Было слышно, как ставят помост.
Помни, Русь, и об этом младенце,
Кому жить три зимы довелось.
Как спустились в подземные ясли,
Кто-то в красном, большой, как пожар,
Вытер снегом гниющие язвы
И к груди, словно сына, прижал.
И в овчинный тулуп, как в пеленку,
Завернул. Вдруг спросило дитя
(Будто речь подарили ягненку):
– А куда вы несете меня?
– Спать, родимый, на белой перине,
Вдоль Ордынки уж собран народ,
То-то радости маме – Марине:
Новый царь по столице идет!
И пусть мама далёко-далёко,
В крепкой башне над тихой Окой –
Разглядит материнское око,
Как столетья плывут над тобой.
На веревочных крыльях мочальных,
Над Москвою поднимем тебя…
Так и смотрят два лика печальных:
Мать – из башни, из петли – дитя.
Есть ли счастье, безмолвное царство?
Чтоб не ржавели скрепы твои,
Пьёшь без устали это лекарство,
Эту смесь – «Молоко на крови».

Действительно, печальные события далеких времен описаны в этом стихотворении, а именно время смуты, когда был казнен Иван Воренок, сын Лжедмитрия II. Автор переосмысливает обстоятельства, дает свою интерпретацию произошедшему.
Перед нами два главных образа культуры, "два лика печальных": образ сына и образ матери. Сын, идущий на казнь, Мать, сидящая в темнице, и Пожар, стоящий между ними,  – вечные, к сожалению,  образы нашей литературы и истории.
Автор удачно компонует образы, создавая настоящую трагедию, которая не может не задеть за живое. Образ мальчика наделен чертами Христа ("подземные ясли", "ягненок", "Новый царь", "На веревочных крыльях"). Марина (даже само имя схоже с Марией), как Богородица, наблюдает за казнью сына. Стоит еще заметить, что само событие представлено несколько иначе, чем в истории: подлинное действие происходило летом, в стихотворении – зимой. Видимо, это искажение допущено сознательно, потому что сочетание Мальчик-Христос и зима придает стихотворению вид святочного стиха.
Из неудач отметим несколько. Во первых, отметим плохую стилизацию речи у палача, несмотря на попытки ("далёко-далёко", "то-то", "Москвою", "око") – все же это речь современного человека, страдающего архаизмами, а не средневекового. Мы не говорим о полной передаче речевых средств средневекового москвича, а лишь о стилизации, о специфическом колорите, чтобы появилась возможность прочувствовать вкус эпохи. Обозначенный недостаток сильно ослабляет эстетический эффект и достоверность образов. Для трагедии, пусть и в виде короткого эпизода, это чрезвычайно важно. Из примеров, стилизация речи в "Борисе Годунове". Мы верим Пушкину, потому что его образы и герои живут, обладают своим неповторимым видом и звучанием. Во вторых, автор воздействует на нас довольно простым приемом. Кого из нас не тронет казнь ребенка? Да, это лишь эпизод, а не крупный жанр, но этот сюжет достоин воплощения в настоящей трагедии или поэме.

ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Офелия»
http://www.stihi.ru/2019/02/01/9693 отборочный тур для резидентов БЛК

Офелия лежала вниз лицом,
а я плыла — рекою и отцом
Офелии, отцом её ребёнка,
плыла и пела — жалобно и тонко,
и тонкой струйкой лёгкая вода
входила в лёгкие. Качались города —
дрожал размытый контур королевства,
как будто в мареве июля — только вместо
тягучих солнечных лучей текла вода,
входила в лёгкие. Качались города —
зеркальный шар катился по реке,
и волосы Офелии в руке
моей текли плакун-травой,
опутывали пальцы, за собой
тянули в омут, погружали в плоть,
качали, словно люльку, зыбкий плот,
но я плыла — а что мне оставалось? — плыть
Офелией, рекой, отцом, ребёнком,
зеркальным шаром — быть или не быть —
звучащим жалобно и тонко
всегда, везде, когда-то, где-то.
 
...Взорвался пурпуром разбуженный цветок —
персты покойницы впиваются в висок,
и я плыву — не заревом, но светом.

Образная система "Гамлета" имеет богатую традицию в русской литературе, где особое место занимает образ Офелии (например, у Фета или Брюсова). Офелия – это прежде всего образ напрасно погубленной красоты, а иногда и образ безумия.
В данном стихотворении автором представлена не просто Офелия, а конвергенция разных образов: Гамлета, отца Офелии, ее ребенка, самого автора и всего мира. Здесь все движется калейдоскопично, одно сменяет другое, создается ощущение потока, через который мы продвигаемся до строчек:
"... быть или не быть —
звучащим жалобно и тонко
всегда, везде, когда-то, где-то... "
Эти строчки выводят нас за пределы времени и пространства. Все пропадает, а после освещается светом, новым восходом ("...Взорвался пурпуром разбуженный цветок — / персты покойницы впиваются в висок, / и я плыву — не заревом, но светом").
Стихотворение примечательно новым представлением образа и большим выбором интерпретаций. Оно загадочно и не дает так просто себя разгадать. Каждый найдет в нем в что-то свое. О чем оно? На это определенного ответа нет. Каждый его должен найти сам.
Задача критики не похвалить или разгромить произведение, а указать на достоинства и недостатки. Критик лишь указывает дорогу читателю, а не проходит ее вместе с ним. Надеюсь, данный обзор поможет вам в путешествии.
Спасибо за внимание!