Лермонтов. Пророчество

Светлана Шакула
     На фото – картина М. Врубеля «К ночи», 1900 г.

   Авторское название картины – «Лошади», и лошади здесь – самые радостные и светлые образы, а все остальные объекты, хоть и восхищают своей магической красотой, но вызывают и тревогу... Потому что картина «К ночи» – яркий пример того, как рукой художника водил Бог, предсказывая трагедию в истории человечества. Рукой Лермонтова тоже водил Бог, в частности – в стихотворении «Предсказание»:

     Настанет год, России чёрный год,
     Когда царей корона упадет;
     Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
     И пища многих будет смерть и кровь;
     Когда детей, когда невинных жён
     Низвергнутый не защитит закон;
     Когда чума от смрадных, мёртвых тел
     Начнет бродить среди печальных сёл,
     Чтобы платком из хижин вызывать,
     И станет глад сей бедный край терзать;
     И зарево окрасит волны рек:
     В тот день явится мощный человек,
     И ты его узнаешь – и поймёшь,
     Зачем в руке его булатный нож;
     И горе для тебя! – твой плач, твой стон
     Ему тогда покажется смешон;
     И будет всё ужасно, мрачно в нём,
     Как плащ его с возвышенным челом.


   О склонности М. Лермонтова к предсказанию говорил ещё русский философ Николай Бердяев. Он поведал о потрясающем впечатлении, которое испытал при чтении стихотворения «Предсказание», где поэт в картинных деталях обрисовал «ужасы революции» за столетие до её свершения. То же самое можно сказать о картине М. Врубеля «К ночи».
   Главное пространство картины занимают ярко освещённые заходящим солнцем цветы чертополоха, которые написаны так, что становятся объёмными и словно лезут в душу. А душа хочет обойти эти колючки, чтобы попасть к лошадям, потому что там, где лошади – красота и спокойствие.
   Миг угасающего дня и миг исторической тревоги – какую мощную эмоциональную силу вложил в свою работу художник! Ночь, которая наступает – словно ночь истории, а образ пастуха в «царской короне» – словно восставший из прошлого деспот Востока…
   Чертополох в картине – это также и символ жизненных трудностей, а лошади – символ робкого человеческого счастья. Но чтобы добыть это готовое убежать и скрыться в тумане счастье, нужно пройти через тернии земного существования и побороть собственнические инстинкты (хотя они могут быть очень притягательными! – подобно притяжению красоты обнажённого тела…)
   А колючки в картине – такие яркие и гипнотизирующие потому, что, преодолевая трудности, человек тоже становится счастливым – «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!..»