Занятие 7. Аритмия в ямбе

Александр Аркадьевич Андреянов
Ямб самый распространённый стихотворный размер и аритмия в ямбе встречается чаще, чем в стихах других размеров. Аритмия – это сбой ритма, нарушение размера в одной или нескольких строках стихотворения.
Чтобы предупредить или устранить аритмию в ямбе необходимо хорошо представлять всё разнообразие ямбических размеров. В этом поможет таблица, приведённая выше.

Причины аритмии в ямбе следующие:
1. Забвение того постулата, что  ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её чётных слогах. В отдельных стопах реальных стихов могут отсутствовать ударения, но оставшиеся ударения должны располагаться на четных слогах строки. Если это требование не соблюдается, возникает аритмия первого типа:  аритмия при заданном числе слогов в строке.
2. Игнорирование того правила, что рифма, использованная в строке задаёт  чётность или нечётность числа слогов в строке. В ямбе строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат чётное количество слогов. Строки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют нечётное число слогов. Недостаток слога в строке – гипометри́я, или наоборот, наличие лишнего слога в строке – гиперметри́я, приводят к деформации стихотворного размера.
3. Нерациональная запись стихотворения, при  которой строки искусственно либо удлиняются, либо укорачиваются.

Во всех случаях важно не только заметить сбой ритма, но и успешно его устранить. Остановимся на типичных приёмах проверки правильности размера стиха и его восстановления, если он нарушен. Фрагменты стихов c портала «Stihi.ru» мы приводим без указания имен их авторов, поскольку большинство из них оперативно устранили недочёты, имевшиеся в стихах.

I. Рассмотрим аритмию первого рода.
1.1. Строка  «искрой мерцает в вере» взята из стихотворения, написанного трёхстопным ямбом: семь слогов и женская рифма.  В первой стопе ударение приходится на первый слог: /-  -/  -/  -  , что может считаться хориямбом, хотя обычно хориямб используется в четырёхстопных строках. То есть в ямбе есть такая возможность, как сочетание первой стопы хореической с последующими стопами ямбическими.  Но стоит ли прибегать к хориямбу, когда можно употребить ямбическую строку? Поменяем местами первые два слова: «мерцает искрой в вере», и получим трёхстопный ямб: -/  -/  -/ - .
1.2. Рассмотрим две строки из стихотворения Р. Бёрнса «Послание к другу» в переводе С. Маршака оно представляет 4 –х стопный ямб: 9 слогов и женская рифма.
Мне для покоя нужно мало:       /-  -/  -/  -/  -
Чтобы здоровье не хромало.     /-  -/  -- -/  -
В начале каждой из строк стоят ударные слоги, за счёт чего обе строки представляет собой хориямб. Но во второй строке можно получить и ямб, переставив  начальные слова: «Здоровье чтобы не хромало».  -/ -/ -- -/ -
       Обратите внимание, что союз «чтобы» вписывается в ямбическую строку при условии, что его ударный слог приходится на второй ударный слог одной из стоп строки, а безударный слог располагается на первом безударном слоге следующей стопы.
1.3. Нужно сказать, что использование союза «чтобы» в начале хориямбической строки довольно распространено среди любителей стихосложения: 4-х стопный ямб; 8 слогов и мужская рифма.
Чтобы сиять, как Третий Рим.  /- -/ -/ -/
Для ямба можно воспользоваться сокращённой формой союза «чтоб»:
И чтоб сиять как Третий Рим  -- -/ -/ -/    или:
Чтоб засиять, как Третий Рим  -- -/ -/ -/    .
1.4. Вот ещё один пример применения союза «чтобы» в 4-х стопном хориямбе: 8 слогов и мужская рифма.
Чтобы умело мысль скрывать. /-  -/  -/  -/
Желая получить безусловный ямб, можно скорректировать строку: «Чтоб мысли мастерски скрывать»  -/  -/  --  -/   .
1.5. Строка «есть эпиграф и эпилог» встретилась в стихотворении,  написанном 4-х стопным ямбом: 8 слогов и мужская рифма. Расставим ударения в строке и составим её схему:  ?-  ?-  --  -/ . Теперь видно, что данная строка не соответствует размеру стихотворения. В первых двух стопах ударение приходится на нечётные слоги,  что характерно не для ямба, а для хорея. Третья стопа   является безударной, и лишь четвёртая стопа ямбическая. Здесь хориямб восстановлению размера не поможет. Поменяем местами первые два слова строки: «эпиграф есть и эпилог» и получим нормальный 4-х стопный ямб:  -/  -/ -- -/  ,  в котором три стопы из четырёх ямбические, третья – так и осталась безударной.
1.6. Проанализируем строку из стихотворения, написанного 4-х стопным ямбом: 8 слогов и мужская рифма.
«Пусть будет речь наша чиста»   -/  -/  ?-  -/ .
Из-за того, что ударение в местоимении «наша» приходится на первый слог,  в строке этот слог оказывается на пятой позиции, именно на этом слоге ямб и сбивается. Поменяем местами существительное «речь» и местоимение «наша»: «Пусть будет наша речь чиста» и четырёхстопный ямб восстановится: -/  -/  -/  -/ .
1.7. Проанализируем строчку «Мне очень жаль, что мир этот жесток» из стихотворения, написанного 5-ти стопным ямбом: 10 слогов и мужская рифма. Расставим в строке ударения и составим её схему, учитывая, что в местоимении «Мне» имеется слабое сверхсхемное ударение:  +/  -/  -/ ?-  -/ . В четвёртой стопе на первом безударном слоге стоит ударение. Переставим местами подлежащее «мир» и местоимение «этот»: «Мне очень жаль, что этот мир жесток» и получим ямб, в котором все сильные ударения приходятся на чётные слоги строки: +/ -/ -/ -/ -/ 
1.8. В одной из строк стихотворения, написанного 5-ти стопным ямбом (10 слогов и мужская рифма), ударения в словах расположились таким образом, что получился 3-х стопный амфибрахий: «И с радостью я замечаю вдруг» -/-  -/-  -/-  +. Для восстановления ямба местоимение «Я» следует поставить в начало строки и подкорректировать строчку: «Я замечаю удивлённо вдруг» /- -/ -- -/ -/  .
1.9. Рассмотрим строку шестистопного ямба: (12 слогов и мужская рифма).  «А ты не слушай меня …Просто приходи» -/ -/ -- // -- -/. Ямбической строка воспринимается при условии, что местоимение «менЯ» мы будем читать как «мЕня». Но если в первом предложении взаимно поменять местами глагол и местоимение, то ямб будет безусловным: «А ты меня не слушай …Просто приходи». -/ -/ -/ -/ -- -/

II. Гипометри́я – недостаток слога в строке существенно искажает её размер.
2.1. В любой строке ямба с мужской рифмой должно быть чётное число слогов. В данном случае, в строке 4-х стопного ямба вместо положенных 8, присутствует 7 слогов: «Меняя смысл навсегда» -/ -/ -- / . По этой причине конец строки приобретает хореическое звучание. Добавим недостающий слог в третью стопу: «Меняя смыслы навсегда» -/ -/ -- -/ , и 4-х стопный ямб налицо.
2.2.   В строке стихотворения, написанного шестистопным ямбом,  вместо 12 слогов задействовано лишь 11 слогов и это в строке, оканчивающейся мужской рифмой, которая должна приходиться на чётный слог: «Хорошая примета вновь родилась» -/ -- -/ -/ -- /  .  Поскольку в строке не хватает одного слога, надо вместо наречия «вновь» использовать его двусложный синоним «снова»: «Хорошая примета снова родилась» и шестистопный ямб восстановится -/ -- -/ -/ -- -/  .
2.3. В строках ямба, оканчивающихся женскими рифмами, должно быть нечётное число слогов. Вот пример строки четырёхстопного ямба, в котором пропущен один из 9 слогов: «А мысль в черепе ликует»  -/ /- -- /-  . Первая стопа строки ямбическая, а последующие хореические, значит, недостающий слог нужно поставить после первой стопы:  «А мысли в черепе ликуют», или: «А мысль в головушке ликует» -/ -/ -- -/ - .
2.4. В рассматриваемой строке ямба, оканчивающейся женской рифмой, должно быть нечётное число слогов, однако их 12 слогов: «Волной радости на сердце набегая» -/ /- -- /- -- /-. По этой причине, во всех стопах, кроме первой, ямба не наблюдается. Стоит после первой стопы добавить один слог: «Волною радости на сердце набегая» и 6-ти стопный ямб предстанет во всей красе  -/ -/ -- -/ -- -/ -.

III.Гиперметри́я – наличие лишнего слога в строке сказывается на стихотворном размере разрушительно.
3.1. В строке четырёхстопного ямба, оканчивающейся мужской рифмой, должно быть 8 слогов. Однако, в рассматриваемой строке на один слог больше: «Словарь уже листаю я рифм». Хотя первые три стопы ямбические, в конце строки размер ломается из-за двух ударных слогов подряд: -/ -/ -/ -/ /  . Один из них, а именно местоимение «я» лишнее, поскольку и так понятно, что повествование ведётся от первого лица: «Словарь уже листаю рифм» -/ -/ -/ -/  .
3.2. В строке стихотворения, написанного 4-х стопным ямбом с женской рифмой, вместо 9 слогов использовано на один слог больше: «Как и эти странные стекляшки» В результате ямба не наблюдается, а налицо 5-ти стопный хорей: -- /- /- - - /-  .  Какой же слог в строке лишний? Очевидно союз «и». После его удаления ямб в строке восстанавливается:  «Как эти странные стекляшки»   -/ -/ -- -/ -   .
3.3. В строке стихотворения, написанного 5-ти стопным ямбом с женской рифмой, вместо 11 слогов ямба  фигурируют 12 слогов 6-ти стопного хорея: «Не сержусь совсем, сдалась ему на милость» -- /- /- /- /- /- .  Чтобы восстановить искомый ямб, надо укоротить начало строки на один слог: «Совсем не злюсь, сдалась ему на милость» -/ -/ -/ -/ -/ -  .
3.4. В стихотворении, написанном разностопным ямбом (в нечётных строках по 6 стоп и соответственно 12 слогов, в чётных строках по 5 стоп и 11 слогов) вдруг встретилась чётная строка с женской рифмой, содержащая 14 слогов: «Встревожит, опечалив, тоскливый зов кукушки». В первой половине этой строки фигурирует ямб, а вторая половина написана хореем: -/ -- -/ -- /- /- /- . Ясно, что в этой строке должно быть  нечётное количество слогов. Хотя бы 13: «Встревожит невзначай тоскливый зов кукушки»: -/ -- -/ -/ -/ -/ -  . То есть и в этой строке ямб будет шестистопным.

IV. Искусственное разбиение строки на две части, или, наоборот, объединение двух соседних строк приводит к слуховой и графической, или только к графической аритмии.
1. Вот пример нерационально удлинённых строк:
«Как нам вещают баловница, позвала раз к себе пажа» -/ - -- -/ -- -/ /- /- /
Эта строка, содержащая 17 слогов, заканчивается мужской рифмой, но в ямбе любая строка, оканчивающая мужской рифмой должна иметь чётное число слогов. Значит эта строка аритмичная. Действительно, начало строки ямбическое, а концовка хореическая. Разделим эту строку на две:
«Как нам вещают, баловница,  -/ - -- -/ -
позвала раз к себе пажа»          -- // -/ -/
В первой строке налицо 4-х стопный ямб (9 слогов) и женская рифма. Во второй строке предпосылки 4-х стопного ямба портит вторая стопа, в которой два ударных слога. Переставим местами первые два слова этой строки и получим хориямб: «раз позвала к себе пажа»  /- -/ -/ -/     .

Задания для самостоятельного решения:

Задание 1. По фрагменту стихотворения, посвященного штанам (Игорь Иртеньев /Story. – 2019. – № 5. – С. 144),определите стихотворный размер, найдите аритмичную строку и предложите вариант её корректировки.

Они основа всех основ,
Начало всех начал,
Народ, ходи он без штанов,
Вконец бы одичал.
В наряде из звериных шкур
Лицом ударил в грязь,
И так-то он с культур-мультур
Не то чтобы вась-вась,


Задание 2. Большая часть стихотворения Г. Калюжного написано пятистопным ямбом. В нечётных строках 11 слогов и женские рифмы, в чётных строках 10 слогов и мужские рифмы. Определите размер каждой из строк заключительного четверостишия. Попробуйте изложить его пятистопным ямбом.
 
Г. Калюжный:
   
    ВТОРОЙ ПИЛОТ

…Мы проходим вдоль туч,
                висящих отвесно,
Он ругает болтанку такой и сякой.
И левой ставит горизонт на место,
И пот вытирает правой рукой.          С. 94.

В следующих строфах определите их стихотворные размеры, найдите по одной аритмичной строке и предложите варианты устранения аритмии:

Задание 3.  Б. Ахмадулина
 
МАЛЕНЬКИЕ САМОЛЁТЫ

Им все равно, как сниться мне:
то, как птенцы, с моей ладони
они зерно берут, то в доме
живут, словно сверчки в стене.

          
Задание 4. Б. Ахмадулина

           ДРУГОЕ

Да, то, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?

Задание 5. Б. Ахмадулина

Темнеет в полночь и светает вскоре.
Есть напряженье в столь условной тьме.
Пред-свет и свет, словно залив и море,
Слились и перепутались в уме.


Задние 6. В. Высоцкий

     ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

Из худших выбирались передряг,
Но с ветром худо, и в трюме течи, –
А капитан нам шлет привычный знак:
Еще не вечер, еще не вечер!

Задание 7. А. Тарковский

         ЭСХИЛ

Почти касаясь клюва и когтей,
Обманутый тысячелетней сказкою,
С огнем я играл, как Прометей,
Пока не рухнул на гору кавказскую.

Задание 8. В. Высоцкий

ПЕСНЯ ПРО ДЖЕЙМСА БОНДА, АГЕНТА 007

То ходит в чьей-то шкуре,
То в пепельнице спит,
А то на абажуре
Ково-нибудь соблазнит.

Задание 9. К. Симонов

«Я в эмигрантский дом попал…»

Хозяин дома пригласил,
Всех, кого мог созвать, –
Советский паспорт должен был
Он завтра получать.


Задание 10. Б. Пастернак

     ПРО ЭТИ СТИХИ

Пока в Дарьял, как к другу вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы, в вермут окунал.

Задание 11. К Симонов

           НЕМЕЦ

Над тем, кто предал её на муки,
Она в молчанье постояла
И тихо положила руки
На плечи тех, кого узнала.

Задание 12.
 
А. Плещеев

«Когда я в зале многолюдном…»

Когда я в зале многолюдном,
Тревогой тайною томим,
Внимаю Штрауса звукам чудным,
То полным грусти, то живым;


Задание 13. Д. Самойлов

           АРМЕНИЯ   

Здесь так вверху напряжено пространство,
Что ночью слышно натяженье струн.
В миниатюрах раннего христианства
Иуда глуп, розовощек ми юн.




Задание 14. М. Светлов

         ТОВАРИЩАМ

Я подружу свои враждующие ноги
И расскажу, кому бы ни пришлось,
Что если не сбиваться вкось,
Будет трудно идти
                по прямой дороге.


Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.