Про опресноки и жертвы

Виктория Черёмухина
Что бы вы сегодня ни праздновали, и празднуете ли вообще - наверное, только тут, приближаясь к коварному возрасту «за...» я осознала истинный, первоначальный смысл Пасхи, ну лично для себя. И мне впервые хочется её по-настоящему праздновать. Может, «виноваты» киприоты, заражающие своим детским восторгом от любого праздника и веселья))

Ещё до христиан Пасха была (у многих и осталась) Песах, а до откровений еврейской Торы - был праздник Обновления, Возрождения, Весны, Радости, Первого Урожая в широтах, приближенных более к тем, где я нахожусь сейчас, и вот сейчас-то, в этих широтах, на Кипре, мне стало понятно, почему. Ведь в родных краях кое-где ещё холода сдались не до конца, а тут - ну только посмотрите! Это действительно торжество самой Жизни. И всё уже было, и повторится снова: рождение, смерть и воскресение. Жизнь - всегда и везде, во всех её проявлениях она настолько прекрасна, если не зацикливаться на своей, а воспринимать её в общем. Как бы это ни звалось и какими бы ритуалами ни сопровождалось, как бы мы к этому ни относились.

Пляски ли с бубнами, сжигание чучел Масленицы или Иуды, людям бы только придумать, чьё, а фактически - Зла, кто/что его бы ни олицетворяло, нам легче даётся олицетворять, чем абстрактные понятия воспринимать. Маца-опреснок или дрожжевой кулич, всенощные бдения, свечи ли, лампады, колокольный звон, верба или розы, проталины или пальмы... это же неважно. Название менялось, менялись обычаи, перетекая один в другой, какая-то культура угасала, а какая-то - расцветала... А символы-то всё те же. Яйцо. Огонь. Хлеб. Да хоть та же еда до отвала, торжество ведь: ура, я могу, у меня это есть, я причастен и благодарен, я получаю и делюсь с близкими и далёкими. Торжество - это не праздничный стол, это мы торжествуем. Жизнь торжествует. Главное - не стараться только получать, это так не работает, а помнить, что нужно отдавать.

Жизнь была до нас, и будет после нас. И ты можешь выбирать - наслаждаться ли теми вёснами и той частью Жизни, что отпущены именно тебе, быть благодарным за это (Богу, Природе, Вселенной - назовите как хотите, смысл не меняется), ТОРЖЕСТВОВАТЬ, или устраивать вокруг своего существования какую-то мышиную возню, воображая, что это имеет хоть какое-то значение для мира. Ну вот вроде имеет, да не имеет, как и мышиная в прямом смысле, и это вовсе не обидно, напротив, это радость: каждый - часть этого, но от отмирания одной клетки Жизнь не кончается. От осознания этого можно впасть в уныние, но можно и быть счастливым.

Один мой верующий друг сказал мне на днях, что Богу важна жертва. Имелся в виду не агнец или откормленный телец, конечно. Хотя иногда это так, это тоже символ. Имелся в виду отказ от чего-то, что тебе дорого. В Библии вообще много иносказательного и многосмысленного. Ещё одна подруга прислала отрывок из Библии, где как раз об опресноках и отказе от старой закваски, это из Первого послания Коринфянам https://bible.com/bible/400/1co.5.6-8.SYNO и далее по тексту. Благодарна им обоим, потому что я стала думать об этом вкупе и поняла, что мне не нравится само слово «жертва», у него слишком часто негативный контекст в нашем языке, и что «закваска» может быть отнюдь не в кулинарном смысле.

Для чего лишать себя удовольствия разделить то, что есть у тебя, с теми, кто тебя окружает? Вы замечали, насколько часто приятнее дарить подарки, чем получать? Представьте, что вы дарите дорогой подарок близкому другу. Можно было бы отделаться дежурным, но вам хочется так. Вы могли бы потратить эти средства на себя самого, и подумайте, что бы вы могли приобрести на эти деньги для себя? Представьте конкретные вещи или удовольствия. И вот вы отказываетесь от этого - просто для того, чтобы увидеть искреннюю радость в глазах другого человека. Вы же не думаете об этом как о ЖЕРТВЕ, хотя это и сопряжено для вас с какими-то затратами: времени, денег, нервов, не знаю, ещё чего-то. Если вдруг одолеют бесы алчности и стяжательства, вспомните это ощущение: вы дарите, отдаёте, и это так приятно, будто вы сами одарены. Только я сейчас не о деньгах на самом деле, потому что наши алчность и стяжательство тоже далеко не всегда про деньги)) даже чаще всего не про них. Мы жалеем какой-то крупицы Жизни для других, а она-то - общая! Мы не можем даже пожадничать то, что не лично наше по сути, это по меньшей мере смешно и мелко. Она принадлежит всем, и все мы принадлежим ей.

Всё так сложно и так просто, как... да как яйцо;
Про то теперь для меня и праздник)