2019 - 1. Обзор от Елены Тагановой

Золотой Пегас
 
Елена Таганова - http://www.stihi.ru/avtor/amantekatle

О себе:
Родилась и живу в Москве. По образованию клинический психолог (ошибка молодости), в душе филолог. Закончила Высшие литературные курсы при Литинституте им.Горького. Дважды лауреат Чемпионата Балтии по русской поэзии.

1 место - 3. На родину

Несомненный для меня лидер этого финала. Лаконичное, выдержанное тематически, интонационно, стилистически (просторечия во внутреннем монологе бабы Тони оживляют, конкретизируют, и в то же время типизируют ее образ). Идеальное композиционно (удачное решение концовки, неожиданно меняющей ракурс, — эдакий нырок в глубину). Щемящее, но не слезодавильное, как зачастую бывает при выборе подобных тем. Благодаря спокойному тону повествования и отсутствию педалирования нет ощущения какой-бы то ни было фальши, все преподносится с чувством меры.


2 место - 8. В большой квартире никого…

Тоже очень целостное стихотворение, на одном дыхании, и хотя тут, в отличие от предыдущего текста, несколько сглажен образ персонажа (возможно, он и не столь важен в данном контексте, но все же хотелось бы какой-то предыстории, хотя бы намеком), состояние его передано вполне убедительно и вызывает сочувствие. Усилению эффекта способствует раскрытие внутреннего раздрая через внешние детали («небрежно сложенные вещи на неожиданных местах»). Очень психологично. Нет ничего лишнего, неуместного.



3 место - 10. На воду осени лететь

Пожалуй, самое непростое и самое неоднозначное стихотворение финала. Зато какое завораживающее. Не знаю, подразумеваются ли тут множественные трактовки, но убедить себя в какой-либо единственной у меня не получилось. Впрочем, с ассоциативной лирикой такое случается часто. Чудесное начало (первые три строки), дальше ощущается некоторый спад (со слова «листва») — слышится какая-то едва уловимая искусственность речи в «где время пажить удобрять», и глагольная рифма вроде как вносит свой вклад в подобное восприятие. Да и «тела листвы» — как-то сомнительно. К финалу первой части все выравнивается по отношению к началу. Далее, первые две строки второй части — зверская инверсия. Даже не сразу понимаешь, что к чему. А вот шмель и смородины хороши, и «дыши, пока не отзовут усугублять людское горе» — очень нравится формулировка. Ну и, конечно же, автор сразу узнаваем)


4 место - 7. Морское

Хотела присудить этому стихотворению серебро, но думала-думала и не присудила. А все почему? Потому что различные «недо-» в хорошем тексте раздражают сильнее, чем в... ну, скажем, чем в обычном. Замечательные своей живостью третье, четвертое и шестое четверостишия — вот несущие стены этого сооружения. Пятое — не несущее, поэтому тут уместна перепланировка… ну или вовсе снос) И из первых двух четверостиший я бы оставила какое-то одно и не совсем в том виде, в каком они есть сейчас. В первом цепляет не совсем корректное противопоставление: светлее дня, темнее мглы. День и мгла не антонимичны, а конструкция тут такова, что подразумевает именно антонимичность. А во втором смущают две соседствующие ночи и слово «лакуна», которое стилистически, да и лексически, откуда-то не отсюда. И, кстати, осоки — не знаю, растут ли они на морях? А то как-то устойчиво ассоциируются с пресными водоемами...


5 место - 11. Уютерра

Какой интересный ритм! Чередование дактиля и амфибрахия. Часто в стихах с такой необычной ритмикой возникают всяческие речевые неловкости, притеснение смысла и искусственность интонации (трудно выдержать размер, особенно, в случае с трехсложниками). Здесь же все идеально выдержано, ни единой шероховатости. Очень симпатичное, доброе стихотворение. Детям можно читать перед сном. Единственное, к чему можно придраться (а можно и не придираться), — некоторый перебор в перечислении цветов. Возвращение к еще одному цветку (кувшинке) после лебедей чуть расшатывает композицию, но не криминально, конечно.

6 место - 6. Французская песенка

Есть какой-то шарм в этой песенке, недаром же французская) Но… нарочитое усложнение относительно простого, даже скажу так — классического, переживания, лежащего в ее основе, заставляют сомневаться в весомости поэтического повода для самого автора, иначе зачем ему понадобилось так «утяжелять» свое переживание? Коллинеарные вектора, вялотекущая миграция… Не работают они здесь. Понравился образ времени, балансирующего на шаре. Не понравились две строки с кораблями — если швартует, то слово «бросает» тут неточное. К тому же, бросает=швыряет или бросает=расстается? Но в любом случае неточное.

7 место - 1. Пинг-понг

Мне нравятся ясность мысли (хотя эта мысль, на мой вкус, несколько простовата) и структурная проработка теста — симметричность и рефрены. К тому же, каких-либо неловкостей (речевых, ритмических, фактологических и пр.) тут не наблюдается, что тоже весомый плюс.

8 место - 2. Столбовое

Интересная задумка, но несколько недопричесанная. Запуталась я с количеством разновидностей обсуждаемых столбов: в середине текста говорится про «других» и «третьего», значит, должен быть и первый тип, а его при текущем раскладе нет, потому как «не каждого, не всех, не всякого» явно не относятся к одному типу и не могут считаться первой из перечисляемых разновидностей. Далее, другие сменят другими. Может, в первом случае «другие» заменить на «иные»? И третий как-то иначе обозначить, например «а этому, что...», потому что он не третий, а тоже другой по логике повествования. В общем, доработать бы, инверсию с когтями как-то разрулить, концовку усилить, и может получиться хорошо. Ну и в «жеподобным» вслушаться и убрать))

9 место - 5. Дожди

И тут неплохая задумка, но воплощение выглядит сыроватым. Немало неловкостей. Я бы оставила первые три строки, пятую… еще, возможно, «Изменились наши лета - дождь пошёл совсем не тот» и концовку. Остальное попыталась бы сказать как-то иначе.

10 место - 9. Диалог

Вполне достойная, вроде бы, стилизация. Но в моем восприятии стилизации всегда проигрывают чему-то живому. И тематика мне ну совсем не близка. Хочется пожелать этому стихотворению побольше читателей из фокусной группы.

11 место - 4. Осенний хеппи енд

Чересчур выпендрежное, на мой вкус, стихотворение. А смысла/чувства маловато. Журавли, забитые в косяки, - может, и занятный каламбур, но его стоило, как мне кажется, просто обозначить, не развивая в какой-то сюр. Хотя, конечно, что я понимаю в косяках)