Хронология. Доказательства

Александр Таташев
                Искал я доказательства концепций,
                Которые история даёт.
                Есть артефакты, документы,
                Но даты нет ни на одном.

                На Википедии странице
                Ответ на свой вопрос искал.
                О том, как вычислили трое
                Всё ту же дату прочитал...

1. В первой части этой работы привожу выдержки из книги Э. Бикермана [1] (перевод с англ. И.М. Стеблин-Каменского):

«Мысль написать эту книгу подсказал мне когда-то Эдвард Норден. В то время я был молод и не сознавал трудностей, связанных с этим: ведь для того чтобы создать научный труд, нужны знания, но только по невежеству можно решиться опубликовать его.

Тем не менее моя несовершенная книга, по-видимому, принесла некоторую пользу: она дважды была опубликована на немецком языке, а также на итальянском и на английском. Цель этой книги - ответить на простой вопрос: как нам удается датировать события древней истории? Например, мы говорим, что Цезарь был убит 15 марта 44 г. до н. э. Откуда мы это знаем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно понять использовавшиеся древними календарные системы и их способы летосчисления»

«Историю принято измерять временем. Факт считается историческим, если он может быть определен не только в пространстве, но и во времени. Факт помещается в четвертое, т. е. временное, измерение путем отсчета его удаленности от настоящего момента. Хронология, вспомогательная дисциплина истории, позволяет нам установить временной промежуток между историческим фактом и нами, преобразуя хронологические указания источников в единицы нашего летосчисления»

«...Эта книга... не является ни сокращенным справочником, ни просто руководством по переводу дат, а служит, скорее, введением в основные понятия и проблемы древней хронологии. Эта книга призвана объяснить структуру древнего календаря, а также принципы, которым следовали древние при подсчете лет, и правила, которые мы можем вывести из этих принципов при сопоставлении древних дат с датами нашего летосчисления»

«Достаточно полного, отвечающего современным требованиям исследования по древней хронологии не существует. Работы: L. Ideler, Handbuch der Chronologie, I-II, 1825-1826 и более краткая "Lehrbuch der Chronologie", 1831, хотя и устарели, однако и в настоящее время могут дать наиболее общее представление о хронологии. Работа F. К. Ginzеl, Handbuch der Chronologie, I-III, 1906-1914 также устарела, но может быть полезна в качестве собрания материалов, хотя эти материалы и взяты зачастую из вторых рук. По Греции и Риму см.: А. Е. Samuel, Greek and Roman Chronology. Calendars and Years in Classical Antiquity, 1972. О сравнительной хронологии см.: M. P. Nilssоn, Primitive Time-Reckoning, 1920 (Skrifter of the Humanistiska Vetenskapssamfundet i Lund)»

«В этой книге мы будем иметь дело с датами, указываемыми самими древними. Мы не принимаем во внимание ни методов относительной датировки, разработанных в археологии, ни методов прямой датировки, установленных современной наукой.

Пользуясь типологическим методом, археологи, например, датируют греческую вазу по ее стилю, т. е. находят ее сравнительное положение внутри процесса развития некоего стиля. Типологическая эволюция должна быть, следовательно, связана с какой-либо древней шкалой времени, для того чтобы получить абсолютную дату. Относительная датировка архаичных греческих ваз основывается на находках, сделанных в Италии, и связана с датами основания греческих колоний в Италии. Относительная хронология этих колоний приводится у Фукидида (VI, 1): Гела была основана через 45 лет после Сиракуз, и так далее. Относительная хронология Фукидида, в свою очередь, может быть переведена на наше летосчисление с помощью таблиц Евсевия..., в которых, например, основание Сиракуз приводится под датой, соответствующей 733 г. до н. э.

С другой стороны, методы естественных наук позволяют нам при определенных обстоятельствах непосредственно устанавливать возраст археологических находок. Так, например, древние органические остатки, т. е. остатки некогда живых организмов,- дерево, шерсть, кости... - могут быть датированы с помощью радиоуглеродного метода (по С14); деревья могут быть датированы по годичным кольцам; магнитные измерения и методы термолюминесценции служат для датирования керамики и т. д. Историк, разумеется, должен иметь собственное мнение при оценке сведений, полученных в лаборатории»

«Основная масса дат из имеющихся в нашем распоряжении источников с древнего Ближнего Востока, из Греции и Рима относится к эпонимическим годам. Для того чтобы понять эти хронологические свидетельства, следует установить удаленность данного эпонимического года от настоящего времени. Нужно, во-первых, определить хронологию рассматриваемого эпонимического года по отношению к последовательности должностных лиц данного города, по которым названы соответствующие годы, и, во-вторых, -- связать список эпонимных должностных лиц с абсолютной хронологией»

«Установление относительной хронологии эпонимов удается редко, если нет древнего списка эпонимов, ибо тогда имена "плавают" во времени. Список афинских архонтов от войны с персами и до 302 г. до н. э. сохранился в XI--XX книгах труда Диодора, который в своем историческом повествовании упоминает афинского архонта каждого года начиная с 480 г. до н. э. Дионисий Галикарнасский (Dinarc., 9) также перечисляет архонтов вплоть до 293/2 г. до н. э. (см.: Dinsmoor, с. 39). Для более позднего периода в нашем распоряжении имеются только отрывочные и бессвязные списки на камне»

«...Все предложенные списки афинских архонтов эллинистической эпохи отличаются друг от друга и все они в одинаковой степени недостоверны (см.: Меritt, с. 231; Е. Мanni, Fasti Ellinistici..., с. 81; его же, -- Ath., 1955, с.247; 1959, с. 2)»

«Для историка проблема заключается в том, насколько надежны такие списки, уходящие в глубь веков. Во времена Платона (Plato, Hipp. Maj., 285e) афиняне были уверены в том, что список архонтов достоверен начиная с Солона (594/3 г. до н. э.). Тем не менее составители могли искажать списки или же просто придумывать эпонимов или царей седой древности. Следует отвергнуть, как неправдоподобные, цифры из клинописного списка 23 царей I династии шумерского г. Киша, которые будто бы царствовали на протяжении 24150 лет. Нельзя доверять и списку пожизненных архонтов и архонтов, занимавших свой пост в течение 10 лет в Афинах, в 1068-684 гг. до н. э. Можно сомневаться также и в том, что Креонт, который исполнял свои обязанности в 683 г. до н.э., был первым годичным архонтом, как утверждает Парийская хроника (Marmor Parium, см. стр. 58)»

«Римляне датировали годы по консулам до 537 г. н. э., когда Юстиниан (Novell., 47) ввел датирование по годам правления императоров. С 534 г. н. э. в Западной Римской империи и с 541 г. в Восточной консульские должности сосредоточивались в руках императоров. Тем не менее датирование по консулам употреблялось в Египте до 611 г. н. э. Благодаря этому имеется полный список консулов от Брута и Коллатина, основателей Римской республики в 509 г. до н. э., до Василия в 541 г. н. э., т. е. за 1050 лет.

Начиная примерно с 300 г. до н. э. римские списки должностных лиц надежны, как показывает греческая историческая традиция и документы того времени. Возможно, что первоначальные списки были составлены понтификами около 300 г. до н. э. Однако, насколько надежны списки для периода от 509 до примерно 300 г. до н.э., остается неизвестным»

«Эру Диоклетиана (etoys Diokletianoy) ... можно причислить к династическим счислениям. Диоклетиан ввел в Египте датирование по консульскому году, начинавшемуся 1 января. Эта реформа причинила неудобства астрономам, поскольку все астрономические наблюдения отмечались по египетскому подвижному году. Поэтому астрономы, даже после отречения Диоклетиана, продолжали считать вымышленные годы его правления начиная с 29 августа 284 г. н.э. Эта эра применялась при составлении гороскопов (ср.: О. Neugebauer, H. В. v. Hoesen,-- "Memoirs of the American Philosophical Society", 1959, т. 48). Из Египта счисление по этой эре проникло на Запад, так как она использовалась для вычисления сроков пасхи (ср.: Ginzel, I, с.231; Ambrоsius, -- PL, XVI, c. 1050); но все же более широкое применение эта эра нашла лишь в Египте начиная с VI в. н. э. Коптская церковь до сих пор пользуется счислением времени по этой эре»

«Номер индикции указывает на положение года в 15-летнем цикле: 312-326 гг. н. э. и т. д. Сами циклы не нумеруются, так что номер индикции обычно используется только для соотнесения с другой системой датирования. Такой способ исчисления времени был введен в 312/3 г. н. э. (Chronicon Paschale) и стал обязательным для датирования документов начиная с 537 г. н. э. (Justinian, Novel., 47). Индикция ( = "провозглашение", indiktion, epinemesis) первоначально обозначала объявление (indictio) обязательных поставок съестных припасов правительству (aunona). При императоре Диоклетиане эти поставки стали краеугольным камнем римской налоговой системы. Сначала термин "индикция" использовался только в связи с налогообложением (ср.: Wilcken,-- APF, 1911, с. 256). Так, например, в 368 г. н. э. одна деревня должна была уплатить 44 617 денариев kata ton typon tes ia indiktionos (Wilсken, Chrestomathy, c. 281). Население лучше знало налоговый год, чем официальную дату по году правления консулов. В связи с этим со второй половины IV в. н. э. индикция упоминается во всех типах документов, например в прошении сдать в аренду 3 арура земли, "чтобы засеять их, eytykhoyses 10 indiktionos" (381 г. н. э.) (Wilсken,- APF, 1911, с. 380)»

«Знание древних календарей и систем датирования в принципе должно позволить нам переводить даты источников в единицы нашего летосчисления. Как правило, это возможно для древних дат, выраженных датами юлианского календаря. Согласно источникам, Цезарь был убит в мартовские иды, в год, когда он был консулом в пятый раз, а его коллегой был Антоний. По списку консулов год С. Caesare V et M. Antonio consulibus (Г. Цезарь пятый раз и M. Антоний консулы) соответствует 44 г. до н. э. Мартовские иды соответствуют 15 марта. Цезарь, следовательно, был убит 15 марта 44 г. до н. э.»

«По церковным требованиям пасха должна приходиться на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т. е. первого полнолуния после 21 марта. Это вызвало необходимость подсчета пасхальных циклов и составления таблиц. В 525 г. п. э. папа Иоанн I приказал Дионисию Малому составить новую таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых употреблялась эра Диоклетиана..., однако, не желая вести счет по годам правления "нечестивого гонителя", решил "обозначить годы" от "воплощения" Христа. В его таблице 532 г. ab incarnatione (от воплощения) следовал за 247 г. эры Диоклетиана (PL, LXVII, с. 493). Одобренная папским престолом, таблица Дионисия вновь и вновь пересматривалась, например Бедой Достопочтенным в 725 г. (PL, XC, с. 859), и использовалась римской католической церковью вплоть до введения григорианского календаря в 1582 г. Вместе с пасхальной таблицей Дионисия на Западе была принята также и его эра от воплощения Христа. Так, например, эра от воплощения использовалась уже автором Computatio Paschalis от 562 г. н. э. Таким образом, наше летосчисление просто является продолжением римского. Следовательно, все древние датировки, которые прямо или косвенно могут быть соотнесены со счислением по годам правления Диоклетиана, могут также быть переведены в даты по юлианскому летосчислению.

Датирование по римским консулам еще употреблялось в V в., и сам Дионисий написал свой труд consulatu Probi iunioris (525 г. н. э.). В упомянутом выше Gomputatio Paschalis приводится соответствие 562 г. н. э. = 21-й год post consulatum Basilii. Поскольку имеются полные списки римских консулов за 1050 лет от Брута и Коллатина до вышеупомянутого Василия, то можно легко определить юлианскую дату для каждого из них при условии, что древние даты достоверны...

Далее, имеется так называемый "Царский канон Птолемея", список царей, сохранившийся в комментарии Теона к астрономическому труду Птолемея. Составленный александрийскими астрономами для своих собственных вычислений, этот список, основанный на подвижном египетском годе, начинается с восшествия на престол вавилонского царя Набонасара 27 февраля 747 г. до н. э. В списке приводятся точные астрономические даты последовательных царствований (вавилонских, персидских, птолемеевских, римских и византийских царей и императоров), и в некоторых рукописях список продолжается до падения Константинополя в 1453 г. Тут опять современная хронология непосредственно соприкасается с древней системой исчисления времени...

Если, например, требуется определить первый год правления императора Диоклетиана (который сам по себе совсем не обязательно должен совпадать с началом эры Диоклетиана), то мы узнаем из Chronicon Paschale, что он был провозглашен императором 17 сентября в консульство Карина (второе) и Нумериана. В fasti consulares (список консулов) мы находим соответствующий год нашей эры -- 284. Так поступил Петавий в 1627 г. Л. Иделер вместо этого воспользовался астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет от восшествия на престол Набонасара (т. е. от начала "Царского канона"); это уравнение приводит к 284 г.н.э., как к первому году правления Диоклетиана. Скалигер ("De emendatione temporum", V) в 1582 г. для определения этой же даты установил, что коптская церковь, продолжая отсчитывать эру Диоклетиана, приравнивает 1582 г. н. э. (от 29 августа) к 1299 г. Диоклетиана. Другими словами, все римские даты, если они полны и надежны, можно прямо выразить в юлианских годах. Все остальные датировки древней хронологии можно связать с нашим летосчислением при помощи прямых или косвенных синхронизмов с римскими датами»

«"Царский канон" является также основой греческой хронологии наряду с хронографическим отрывком из Эратосфена (FrGrH, 241 F1), в котором указываются промежутки между основными событиями греческой истории вплоть до смерти Александра (датируемой в "Каноне царей"): "От падения Трои до возвращения Гераклидов -- 80 лет; от этого события до ионийской колонизации (ионийской миграции) -- 60 лет, затем до попечительства Ликурга-- 159 лет; от него до начала олимпиад -- 108 лет; от 1-й олимпиады до похода Ксеркса -- 297 лет; от этого похода до Пелопоннесской войны -- 48 лет, а до окончания этой войны и конца гегемонии Афин--27 лет, а до битвы при Левктрах--34 года; от этого времени до смерти Филиппа--35 лет и, наконец, до смерти Александра -- 12 лет".

Благодаря этому перечню можно утверждать, что Пелопоннесская война началась в 431 г. до н. э. Более того, Фукидид упоминает об олимпийских играх, имевших место на 12-м году этой войны (V, 49). Поскольку интервал между Пелопоннесской войной и 1-й олимпиадой также определяется Эратосфеном, то датой 1-го года 1-й олимпиады является 776 г. до н. э.; это подтверждается указанием Цензорина, который отождествляет консульский год Ulpii et Pontiniani (Ульпия и Понтиниана, 238 г. н. э.) с 266-й олимпиадой.

Приведем еще один пример. Диодор относит поход Ксеркса к первому году 75-й олимпиады, когда архонтом Афин был Кал-лиад, а консулами в Риме -- Спурий Кассий и П. Вергиний (XI, 1, 2). Консульская дата, как кажется, дает непосредственную связь с римской хронологией. Но, согласно римским спискам консулов, Кассий и Вергиний были консулами в 486 г. до н. э. Это противоречит греческой датировке по архонту. На самом деле, имя афинского архонта Каллиада приводится уже у Геродота (VIII, 51), который также утверждает, что сражения с войсками Ксеркса происходили во время олимпийских игр (VII, 206). Первый год 75-й олимпиады соответствует 480/79 г. до н. э., точно так же датируется и год архонтства Каллиада. Следовательно, можно полагать, что Диодор сделал ошибку, устанавливая дату по событиям в Риме (ср.: Peri, с. 106).

Именно таким способом, путем перекрестных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, основоположники современной хронологии И. Скалигер (1540--1609) и Д. Петавий (1583--1652) вычислили основные даты, которые, в свою очередь, позволили пересчитать по нашей системе летосчисления и другие даты античной истории. Петавий в своем труде "Rationarium temporum", II, приводит материал, который подтверждает принятые сейчас отождествления древних дат с юлианскими годами.

Указания на небесные явления, в особенности на затмения, позволяют проверять системы древней хронологии, поскольку эти даты могут быть вычислены астрономически -- следовательно, независимо от упомянутых систем. Солнечное затмение, которое происходит в период новолуния, можно наблюдать только на той части земли, на которую падает лунная тень. Лунное затмение, которое случается только во время полнолуния, видно всюду. Затмения повторяются вновь и вновь в той же последовательности на протяжении периода в 233 лунных месяца, т. е. каждые 18 лет и 11 дней (F.Воll,-- RE, VI, стб. 2338). Следовательно, необходимо знать примерную дату наблюдения над соответствующими явлениями, чтобы идентифицировать его с затмением по данным астрономических таблиц. Поэтому невозможно точно датировать солнечное затмение, наблюдавшееся Архилохом (фрагм. 74 D), обычно относимое к 6 апреля 648г. до н.э. Сохранилось упоминание о наблюдении Венеры при царе Амми-цадуке из 1 вавилонской династии. Но поскольку аналогичное явление повторяется каждые 56 лет примерно по тем же датам лунного календаря, это наблюдение можно отнести и к 1977 и к 1646 г. до н. э., устанавливая тем самым разные даты для первого года правления царя Амми-цадука. Что же касается юлианских дат восхода Сириуса..., то в зависимости от места наблюдения разница между ними составляет несколько лет (ср. Е. Ногnang,-- AZ, 1965, с. 38). Таким образом, только исторические свидетельства могут помочь выбрать правильную дату соответствующего астрономического явления...»

«Используя труды своих предшественников, христианские историки поставили мирскую хронографию на службу священной истории. Этот "Канон" вошел во вторую часть "Хроники" Евсевия Кесарийского, написанной около 300 г. н. э., был переведен Иеронимом и продолжен им до 378 г. н. э. Компиляция Иеронима явилась основой хронологических знаний на Западе. И. Скалигер, основоположник современной хронологии как науки, попытался восстановить весь труд Евсевия.

В "Каноне" приводятся длинные ряды синхронизмов. Годы после Авраама (1-й год Авраама = 2016 г. до н. э.), с которого, по Евсевию, начинается вся достоверная хронология, отождествляются с годами правления царей, с олимпиадами и т. д., a все события упоминаются под соответствующими им датами. Так, например, рождение Иисуса Христа приводится под 2015-м годом от Авраама и этот год отождествляется с 25-м годом правления императора Августа и приходится на 184-ю олимпиаду, т. е. соответствует 2 г. до н. э. по нашему летосчислению, которое восходит к Дионисию Малому...

Датировки Евсевия, которые часто в рукописях передавались неверно, в настоящее время мало нам полезны, исключая отдельные случаи, для которых отсутствует более надежная информация... Как бы то ни было, современный "Евсевий", в котором со знанием дела были бы подведены итоги современных достижений прикладной хронологии, еще не создан»

«Пояснить трудности, с которыми может столкнуться хронолог даже при изучении периода после введения юлианского календаря, можно двумя примерами. Так, Порфирий может считаться знатоком хронологических изысканий; тем не менее в своей биографии Плотина он должен был использовать в качестве хронологических единиц годы правления римских императоров. Следовательно, читателю Порфирия нужны были какие-нибудь вспомогательные хронологические таблицы для понимания приводимых датировок. Однако годы правления императоров не совпадали с датами юлианского календаря, и к тому же читатель не знал, какой вид императорского года использовался автором (ср. :R.WaItz,--REA, 1949, с.41; М.J.Воуdе,-- СРh, 1937, с.241). Ошибки были, таким образом, неизбежны. Иероним, будучи сам хронологом, в одном послании, написанном после 374 г.н.э., поздравляет некоего Павла со столетием (Ер. ad Paulum). Но в другом месте Иероним (De vir. ill., III, 53) утверждает, что Павел знал лично карфагенского епископа Киприана, который умер в 259 г. н. э. Мани использовал вавилонскую форму Селевкидской эры (употреблявшуюся с 311 г. до н. э.). Кроме того, имеются многочисленные свидетельства различных источников о времени его жизни и смерти. Но хронологические указания этих источников расходятся, хотя известно, что Мани жил в III в. н. э. Отсутствие достоверности в хронологических указаниях позволило сасанидской традиции сократить временной промежуток от Александра Македонского до Сасанидов с 557 до 226 лет. Иудеи также отводят на персидский период своей истории всего 52 года, хотя Кира II от Александра Македонского отделяют 206 лет.

Древние историки часто использовали одновременно различные системы датировок, не будучи в состоянии унифицировать хронологические указания своих источников (см., например: O.Мoгkhо1m, Antiochus IV of Syria, 1966,-- о Первой книге Маккавеев; ср.: W. den Воег,--"Mnemosyne", 1967, с. 30 -- о Геродоте)»


2. Перехожу ко второй части своей работы. Эта часть не претендует на научность. Я пишу не статью в научный журнал, а всего лишь литературное произведение в жанре фэнтези.

Привожу выдержки из книги У. Топпера [2] (перевод с нем. В.О. Бутомо):

«Повсеместному распространению такой системы отсчета способствовала книга  орлеанского теолога Петавиуса De doctrina temроrum (Учение о времени, Париж, 1627). По  адаптированному изданию его трактата с понятием о времени знакомились многие поколения  учеников во всех европейских школах, и такое представление стало общепринятым. Широко  известны его хронологические таблицы королей, династий, описания городов и деяний  исторических личностей (Париж, 1628), ставшие каноническими.

Основой для хронологии Петавиуса стала работа Скалигера, сына авторитетного знатока  древности, выпустившего учебное пособие De causis linguae latinae (Об основах латинского  языка, Лион, 1540). Сам Жозеф Жюст Скалигер (1540-1609) занимался переводом с латинского на греческий и обратно, а также издал собрание античных эпиграфов, не потерявшее ценности до наших дней. Самым важным трудом Скалигера стал трактат De emendatione tem – роrum  (Исправление хронологии, 1583; работа появилась сразу после реформы календаря, но  всеобщее внимание привлекло лишь женевское издание 1629 года).

Он ввел понятие о «юлианском периоде» (сам термин появился позже)  продолжительностью в 7980 лет, умножив 532 года пасхального цикла на 15 (15-летний цикл  якобы для сбора налогов). [Число 7980 представляет собой наименьшее общее кратное взаимно простых чисел 532 и 15. Первый год юлианского периода является как первым годом пасхального цикла, так и первым годом пятнадцатилетнего цикла.] За начало периода он принял 4713 год до Рождества Христова. И все бы хорошо, но только 15-летний цикл – это позднейшее изобретение: все (якобы ранние)  документы, его упоминающие, нужно рассматривать как поддельные.

В этом вопросе принято ссылаться на обстоятельное исследование Гинцеля (1914).  Деление времени на пятнадцатилетние циклы, для которого нет ни календарных, ни  биологических оснований, – я считаю чистым вымыслом (или, если угодно, сознательной  дезинформацией) [...]

[...] Эта система возникла якобы в Египте в начале IV столетия, а к концу века  стала использоваться в Европе. [...] С 1218 года, при Фридрихе II фон Гогенштауфене, эта система якобы является  единственной законной для датирования документов. Однако трудно было прийти к общему  мнению, какой год, в соответствии с делением на циклы, считать началом последнего (в этом  вопросе так и не удалось договориться), и в одной и той же канцелярии зачастую использовался  отсчет времени по разным 15-летним циклам. [...] Этими сведениями поделились с нами ... дотошные ученые, исследователи старинных грамот»

В [2] в примечаниях отмечается:

«Отца Йозефа Юстуса [Скалигера] звали Юлий Цезарь, что породило подозрение у ряда историков в том, что это название ["юлианский календарь"] было связано с именем отца автора. Более радикальная позиция такова: сам знаменитый юлианский календарь  восходит не к Каю Юлию Цезарю, как принято считать, а к Юлию Цезарю Скалигеру. Ю. Ц. Скалигер был одним из ведущих умов своего времени, знаменитым филологом и лингвистом, учителем как своего не менее  знаменитого сына, так и автора знаменитых пророчеств Нострадамуса»

Список литературы

1. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Перевод с англ. И. М. Стеблин-Каменского. М.: Наука, 1975. (E.J.Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969).

2. Топпер У. Великий обман. Выдуманная история Европы: планомер. фальсификация
прошлого от античности до эпохи Ренессанса / Перевод с нем. В.О. Бутомо. СПб.: Нева, 2004.