Имя на поэтической поверке. Сергей Островой

Лев Баскин
  Есть известная песня о войне, под названием:

       «У деревни Крюково».

«Шёл в атаку яростно сорок первый год.
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат,
И в живых осталось только семеро
Молодых солдат.

Лейтенант израненный прохрипел: «Вперёд»,
У деревни Крюково погибает взвод.
Но штыки горячие бьют не наугад,
И в живых осталось только семеро
Молодых солдат.

Будут плакать матери ночи напролёт,
У деревни Крюково погибает взвод.
Не сдадут позиции, не уйдут назад,
И в живых осталось только семеро
Молодых солдат.

Отпылал пожарами тот далёкий год,
У деревни Крюково шёл стрелковый взвод.
Отдавая почести замерев стоят
В карауле у холма печального
Семеро солдат.

Так судьбой назначено, чтобы в эти дни
У деревни Крюково встретились они.
Где погиб со славою тот бессмертный взвод,
Там шумит, шумит сосна высокая
Птица гнёзды вьёт.

N.B.Последние - две строчки – каждого куплета, повторяются дважды.

Написал слова этой песни, замечательный поэт-фронтовик Сергей Григорьевич Островой, знаковая фигура в русской поэзии 20 века.

   Его стихам присуща эмоциональность и музыкальность, они полны лирики и тёплой задушевности интонации.

  За свою творческую жизнь Сергей Островой выпустил с полсотни книжек – это стихи, поэмы, проза и даже сказки.

Наибольшую славу Сергей Островой приобрёл как поэт-песенник.

У песен Сергея Острового самый широкий диапозон, это и шутливые, и лирические о любви, о русской природе и много песен, посвященных солдату, защите Отечества.

Пять лучших песен Сергея Острового: «Песня остаётся с человеком» - композитор Аркадий Островский, «Дрозды» - композитор Владимир Шаинский, «У деревни Крюково» - композитор Марк Фрадкин, «Зима»(Потолок ледяной, дверь скрипучая» -композитор Эдуард Ханок, «В путь дорожку дальнюю» -композитор Матвей Блантер.

  Очень популярна, в своё время, была песня «Гуцулочка» на слова Сергея Острового, музыка Давида Тухманова.

Сергей Григорьевич работал и дружил с такими композиторами, как Дунаевский, Хачатурян, Мурадели, Соловьёв-Седой, Мокроусов, Блантер.

Сергей Григорьевич Островой родился 6 сентября 1911 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в еврейской семье, таёжника-промысловика.

  Отец, ставший впоследствии владельцем небольшой лавки, занимался скупкой и реализацией пушнины. Мать была домохозяйка. К увлечению сына литературой, отец относился неодобрительно.

Ещё учась в школе, он печатал заметки в городской газете.

После окончания девятилетки в 1929 году Сергей Островой переехал в Томск, где работал репортёром в газете «Красное знамя», а через два года, в 1931 году – уехал в Москву.

В Москве Сергей Островой работал в журнале «30 дней» и газете «Гудок».
Стихи начал регулярно публиковать в 1934 году, в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда».

В качестве разъездного корреспондента он побывал на крупнейших стройках страны – на Магнитке, Кузбассе, в Комсомольске-на-Амуре.

  В 1934 году Сергей Островой прочитал в газетах о том, что ЦК комсомола и Реввоенсовет Республики объявили конкурс на лучшую военно-комсомольскую песню, и он решил попытать своё счастье.

  Написал партизанскую песню под названием «Наливались тополя» и отправил её под девизом на конкурс и забыл, а через полгода «Комсомольская правда» напечатала это стихотворение.

Позже Сергей Островой узнал, что на конкурс поступило несколько тысяч стихотворений, а он стал одним из победителей.

Председателем жюри был Демьян Бедный, его первым заместителем Михаил Светлов. После победы в конкурсе Сергея Острового стали печатать.

  Начальник политуправления Красной Армии, армейский комиссар Ян Гамарник, предложил Сергею Островому, молодому поэту, командировку на Дальний Восток в армию, которой командовал маршал Василий Блюхер.

Там Сергей Островой написал песню: «Мы Советское Приморье никому не отдадим». Блюхер услышал её и пригласил Сергея Острового на встречу.

Сергей Островой вспоминал об этой встрече: «Помню, у Блюхера в прихожей, ждала масса генералов, а он беседовал со мной… А потом предложил проплыть по всему Амуру и заглянуть на Сахалин.

  Поездка продолжалась полгода, и за это время я написал 12-ть песен. Блюхер, приезжая в Москву на сессии Верховного Совета, всегда мне звонил.

Как меня не посадили после его ареста, до сих пор не могу понять.

Василия Константиновича Блюхера же расстреляли за шпионаж в пользу Японии 9 ноября 1938 года».

В 1935 году вышел сборник стихов-песен Сергея Острового, а в 1937 году книга стихотворений «Стихи».

В июле 1941 года Сергей Островой добровольцем ушёл на фронт, рядовым, служил фронтовым корреспондентом, в дивизии армии, которая вела оборонительные бои на Ржевском и Калининском направлении…

Прошёл всю войну, от рядового до майора.

Он не только писал стихи и газетные статьи, но и участвовал в боях, обычным солдатским оружием, гранатой, противотанковой бутылкой, винтовкой.

   Летом 1942 года Сергей Островой был ранен под городом Старицей, Тверской области, и лечился в госпитале.

  В 1944 году вышла его книга военных стихов. В мирное время, в интервью, журналист, как-то спросил у Сергея Григорьевича: «Как Вы, уже, будучи известным поэтом, попали на войну?»

На что Сергей Григорьевич сказал: «У меня была бронь, из-за отвратительного зрения, и всё же я попросился на фронт. Без сильных очков, я вообще терял ориентировку.

Взяли меня в народное ополчение и сразу же повезли на передовую с батальоном коломенских рабочих.

Помню, как 5 июля 1941 года мы шли маршем в сторону Вязьмы с натёртыми до крови ногами и думали, как будем воевать.

У нас было по одной винтовке-полуавтомату на десять человек, да и её в руках до этого никто не держал. Комиссар на наши вопросы спокойно ответил:

«А вы громче кричите и гремите котелками».

Мне повезло, меня перевели в армейскую газету.

На следующий день было немецкое наступление. Батальон полёг до единого человека».
Далее Сергей Григорьевич служил в армейской газете «На врага» и в должности начальника дивизионного клуба.

Войну закончил в звании майора.

   В 1949 году Сергея Острового приняли в члены ВКП (б).

У Сергея Острового был дед по отцу, у которого была небольшая пекарня, и он всегда рано утром поднимался на нелёгкую работу. Месилось тесто в ту пору ногами, что требовало большой физической силы и выносливости.

Был он старичком сухоньким, маленьким, с младенчески чистыми глазами, Синие-синие, напоминали они цвет январских льдинок.

Такой студёной чистоты, Сергей Островой, ни у кого больше не видел. Прожил дед 101 год.

Подтверждая законы сибирского долголетия, Сергей Григорьевич до последних дней бережно относился к своему здоровью, соблюдал режим дня, занимался спортом и не утратил интерес к жизни.

   Был избран Председателем Федерации тенниса (1969-1988).

У Сергея Острового в песне «Песня остаётся с человеком» во втором куплете есть такие строки:

«Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой,
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой».

Просто великолепно сказано. Талантливо.

Сергей Григорьевич поведал прелюбопытную историю, связанную с этим куплетом, во времёна начала перестройки.

Звонит ему как-то генеральный директор табачного объединения «Ява» и, предлагая вознаграждение, просит разрешение на некоторое изменение текста песни, с тем, чтобы отпечатать её на пачках сигарет или папирос «Ява».

- Как, к примеру, вы собираетесь изменить текст моей песни:-поинтересовался Сергей Островой:

- Напишем так, ответил директор:

«Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой,
«Яве» ты не скажешь до свиданья,
«Ява» не прощается с тобой».

Разумеется, Сергей Григорьевич, на такое предложение рассмеялся.

  Вспоминая трагическое время начала войны, Сергей Островой отразил его в таких стихотворных строчках:

«…Когда нам запрещали доктора.
Мы уходили в роты добровольно.
Без почестей. Без выгод. Без похвал.
Иной судьбы тогда мы не просили.
Спроси меня: зачем я воевал?
Да разве я бы прожил без России!».

  В этих строчках весь Сергей Григорьевич Островой, в них пафос его стихов, - его голос и судьба, его любовь к Родине и поэзии.

Освобождённый из-за плохого зрения от военной службы, он добровольцем пошёл в народное ополчение, а затем и в действующую армию.

За участие в Великой Отечественной войне майор Сергей Островой был награждён:

  - Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
  - Орден Отечественной войны I степени.
  - Орден Отечественной войны II степени.
  - Медаль «За боевые заслуги».

В мирное время, за вклад в Российскую культуру и литературу был награждён:

  - Орден Дружбы народов.
  - Орден «Знак Почёта».

   Творчество поэта-фронтовика было отмечено многими правительственными наградами.
Сергей Островой – лауреат Государственной премии РСФСР имени А.М.Горького (1984) – за книгу лирики «Годы…» и многократный лауреат песенных конкурсов и фестивалей.

Широко известный поэт-фронтовик Сергей Островой не кончал университетов, не обучался творчеству на литературных курсах.

Он постоянно, над собой работал, отметив новым сборником стихов, даже свой девяностолетний юбилей, когда огромное число людей в такие годы спокойно упиваются своим пенсионным возрастом, полёживая, образно, на печи.

Спокойствия и бесполезности поэт-фронтовик боялся всегда.

В стихотворении «Бессмертие», Сергей Островой сказал о поэте так:

«Поэт живёт – пока его читают.
Хотя б один читатель на земле».

Мудро сказано. Сергея Острового поэта-фронтовика будут читать, будут петь его песни, у него будут учиться, потому что есть чему.

Сергей Григорьевич Островой умер 3 декабря 2005 года, прожив 94 года.
Похоронен в колумбарии Донского кладбища.

  Женат был Сергей Григорьевич на Надежде Николаевне Толстой.
Знаменитая арфистка, заслуженная артистка России.

Это был второй брак Сергея Острового, оказавшимся очень счастливым, пара прожила вместе полвека, а супруга для Сергея Григорьевича стала добрым ангелом-хранителем.

Ей и только ей поэт посвящал свои книги.

Как завещание, нам ныне живущим, звучат строки, из его стихотворения:

       «Жизнь».

«И пусть бывает в жизни не легко,
И не всегда судьба тебе послушна, -
Живи красиво. Вольно. Широко.
Люби людей – светло и простодушно.

Не унижай беспечностью свой труд.
Будь правдолюбом – гордым и суровым.
И пусть тебя потомки помянут
Хорошей песней или добрым словом».
1956 год.

Из поэтического наследия Сергея Острового.

       «Зима».

«У леса на опушке
Жила Зима в избушке.
Она снежки солила
В берёзовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные
Над реками мосты,
Ходила на охоту,
Гранила серебро,
Сажала тонкий месяц
В хрустальное ведро,
Деревьям шубы шила,
Торила санный путь,
А после в лес спешила,
В избушке отдохнуть.
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая.
Как шагнёшь за порог –
Всюду иней,
А из окон парок
Синий-синий…»
1956.

       «Песня остаётся с человеком».

«Ночью звёзды вдаль плывут по синим рекам,
Утром звёзды гаснут без следа…
Только песня остаётся с человеком,
Песня лучший друг твой навсегда.

Через годы, через расстоянья,
По любой дороге, в стороне любой,
Песне ты не скажешь: «До свиданья!»
Песня не прощается с тобой.

Наши песни носим с колыбели,
С песнями по жизни мы идём.
Сколько песен мы любимым нашим спели,
Сколько мы ещё с тобой споём.

В лютый холод песня нас с тобой согреет,
В жаркий полдень студит, как вода.
Тот, кто песен петь и слушать не умеет, -
Тот, не будет счастлив никогда».
1964 год.

      «Дуэль».

«Когда мне говорят, что я старею,
Что жизнь уже похмелье, а не хмель, -
Я кулаки сжимаю. Я зверею.
И старость вызываю на дуэль.

- Сударыня, готовьте вашу шпагу!
Вам кто сказал, что я у вас в плену?
К барьеру! Бой! И уж назад ни шагу.
Я вас сейчас легонечко проткну.

А вы бежите? Это ж непристойно.
Везде найду вас. Всюду доберусь.
Шучу, шучу. Живите век спокойно.
Я с женщиной на шпагах не дерусь.

Но об одном прошу вас: так и знайте,
В каком бы мы ни встретились краю –
Пройдите мимо. И не узнавайте,
И не глядите в сторону мою».
1966 год.

       «Варшавские мелодии. Слова».

«ТаксУвка, цурЕчка, кукУлка, (1)
Мне нравятся
                эти
                слова.
За то, что, не злобясь нисколько,
Любя
           человеческий
                род,
Их можно по-доброму только
В душевный
                пускать
                оборот.
Я слышу в них прелесть людскую.
И мягкость в её глубине.
И если
                я вдруг
                затоскую,
И вдруг занеможется мне,
Я стану не громко, не гулко,
А мягче, чем в дождик трава,
ТаксУвка, цурЕчка, кукУлка,
Шептать
                дорогие
                слова…».
(1)Такси, доченька, кукушка (по-польски).

       «Сохни, зависть!»

«Это исстари так. От века
(Тут ты правде своей не лги) –
У хорошего человека
Тоже есть  на земле враги.

Вот казалось бы уж откуда?
Не ловчил. Не позорил честь.
И не делал другому худа
И старался вперёд не лезть.

Ненавидел притворство люто.
Не копался в чужой судьбе.
Но от этого вдруг кому-то
Становилось не по себе.

Почему? По какой примете?
Чем ты им не потрафил, а?
Просто тем, что ты жил на свете,
Просто тем, что не делал зла.

Просто тем, что работал много.
Просто тем, что ты шёл вперёд.
Но не там, где в пути полого,
А где удаль размах берёт.

Вот всё. Это так от века
(Тут ты правде своей не лги) –
У хорошего человека
Тоже есть на земле враги.

В норах прячутся. Их не видно.
Сохнет зависть, как старый бес…
Мелколесью всегда обидно,
Если рядом густится лес».