Выбор. Лента Памяти

Ростиславская Галина
памяти Героя Советского Союза Ивана Ивановича Чучваги

Андрей Корзун накрыл телом огонь на пороховых зарядах.  Александр Матросов прикрыл амбразуру вражеского дзота своей грудью. Николай Гастелло пошел на таран вражеского самолета. Иван Протвинь бросился со связкой гранат под немецкий танк, подорвав его и тем самым дав возможность выйти из окружения батальону с наименьшими потерями. Сколько их, таких разных людей?
Зина Портнова на допросе в застенках гестапо схватила со стола револьвер и застрелила троих гитлеровцев. Колуцкий Николай в 45-м на берегу Вислы вызвал на себя огонь артбатарей. Сколько их, таких не похожих друг на друга?..   А мы объединяем их. Почему мы делаем это? Что позволяет  нам это делать? – Позволяет их героический поступок. Их Подвиг.

 Ошибаются, считая, что основным признаком героического поступка является риск, опасность для жизни . Героический поступок определяют не опасности, а тот общественно-полезный результат, к которому он приводит , поступок совершенный ради справедливого дела, на благо других людей, ради  свободы и независимости  Родины . Только такие героические поступки во имя одинаковой цели позволяют нам объединять людей, совершивших их в годы Великой Отечественной войны. Такие подвиги  вошли и войдут  в историю нашего государства.
 
Не перечесть всех подвигов, совершенных в годы  войны, не запомнить всех имен. Одни подвиги и фамилии героев на слуху, другие забываются, третьи еще не открыты для кого-то.  Отошли в историю героические дни – мир изменился. Войны касались нас с тех пор ни один раз, но самая тяжелая,самая страшная была и остается Великая Отечественная война – Великая битва.
Поэтому 9 мая каждый год люди вновь и вновь собираются,чтобы отдать дань благодарности солдатам той Великой битвы и вспомнить, какой ценой досталась Победа.

В селе Ново-Севастопольское ( совр.  респ. Адыгея) у центрального входа школы стоит бюст сельчанину, учителю, летчику, Герою Советского Союза Ивану Ивановичу Чучваге. Когда зацветают каштаны, покрываются пухом тополя в День Победы, здесь,  во дворе школы, устанавливаются скамейки, возводится сцена, собираются жители села и съезжаются гости для того, чтобы чествовать, оставшихся в живых ветеранов войны и помянуть невернувшихся . Вспоминают с теплом, пересказывая знакомые истории, и всегда с  особой  гордостью  вспоминают Ивана Ивановича Чучвагу,  учителя школы, а более,  легендарного летчика, Героя Советского Союза.
Родился Иван здесь, в  селе Ново-Севастопольском, ( бывш.  Краснодарский край) 22.05.1920 года, в крестьянской семье. В честь отца нарекли Иваном.  Рос и воспитывался в любви к крестьянскому труду . С детства усвоил: земля кормит.              Земля – кормилица! С уважением относился к людям, работающим на земле. Знаком был ему нелегкий крестьянский труд.  Умел пахать, сеять, убирать хлеб, ухаживать на подворье за птицей, живностью.. Любил землю,  жил на земле, а мечта  была о небе. Как и многие мальчишки тех лет мечтал он стать летчиком. В школе учился прилежно, был дотошный, любознательный.  Окончив семилетку  в 1936 году, поступил в Краснодарское педагогическое училище, а мечта не покидала – хотел летать.
 
Говорят, надо верить в мечту, идти к ней, и тогда случай выйдет навстречу.
Так и произошло. На последнем курсе педучилища  вышел Иван на  Краснодарский аэроклуб, поступил,  обучился мастерству летчика, прошел годичную программу гражданского пилота.  После  окончания училища вернулся в родное село,  работал в школе, преподавал математику, физику.  Женился рано, родился сын Валерий. Имя дали в честь Валерия Чкалова, прославленного летчика. « А как только началась война, - вспоминает  сестра Ивана Любовь Ивановна Евтых, - он сразу попросился на фронт.- Буду бить фашистов! - В ноябре 1940 –го  добровольно вступил в Красную Армию. Добиться направления в Черниговскую военную авиационную школу пилотов помогло обучение в Краснодарском аэроклубе».
Окончив авиашколу, сержант Иван Чучвага в ноябре 41-ого был направлен пилотом в распоряжение   651-ого истребительного авиационного полка 102-ой истребительной авиадивизии ПВО. Полк выполнял задачи путем патрулирования вылетов на перехват и разведку. Зимой 41-го прикрывал военно-промышленные объекты  под Сталинградом. Отсюда начался боевой путь Ивана Чучваги, здесь он прошел хорошую школу практики по подготовке к предстоящим боям.

Истинный героизм на войне проявлялся в честном выполнении долга, когда человек, не ожидая наград, готов пожертвовать своей жизнью ради приближения победы.  Награда сама нашла героя. Ордена Ленина Иван Иванович Чучвага  был удостоен за спецоперацию командования Сталинградского фронта. В наградном листе написано, что « 13-го августа 1942-го года сержант Иван Чучвага выполняя правительственное задание   в расположение окруженных наших частей, во время полета подвергся сильному огню ЗА (зенитной артиллерии),получив многочисленные повреждения машины и 6 осколочных ранений в грудную клетку, но проявляя упорство и мужество,сумел посадить свой самолет в расположение окруженной дивизии  и вручить представителю дивизии приказ командования. Несмотря на большую потерю крови, летчик вылетел с полученным боевым донесением в этот же день обратно. Находясь в тяжелом состоянии, сумел перетянуть линию фронта и удачно посадить машину на неприспособленную площадку, чем обеспечил своевременную передачу боевого донесения представителю воздушной армии. Достоин правительственной награды»

За образцовое выполнение особо важного задания Иван Иванович Чучвага был награжден высокой правительственной наградой - орденом Ленина.

Каждая локальная победа приближала Великую Победу. Сознавая это, Иван стремился быстрее вернуться в строй. После двухмесячного лечения в госпитале с новым назначением на должность командира эскадрильи, в звании старшего лейтенанта он вернулся, чтобы продолжить бои.

Оборона Сталинграда – мясорубка. Кто сегодня об этом не знает!
С 17-го июля 42-го года  оборонительные бои под Сталинградом достигли небывалого ожесточения. Защитникам приходилось отражать бешеный натиск фашистских войск. Немецкие войска наступали вплоть по 18-е ноября.

19-го ноября 42-го  войска Юго-Западного и Донского фронтов одновременно перешли в наступление. Взломав вражескую оборону, окружили войска противника.
Авиацию Юго-Западного фронта представляла 17-я воздушная армия. Командир третьей эскадрильи Чучвага Иван воевал в этой армии, 866-ой истребительный полк, 288-я истребительная дивизия. 
Авиация должна была завоевать господство в воздухе и надежно прикрывать сухопутные войска, оказывать поддержку пехоте, танкам и не допускать прохода резервов противника, а также осуществлять воздушную разведку.
Из-за тумана и низкой облачности действовать было трудно. Вылеты проводились мелкими группами, в которые входили наиболее подготовленные экипажи. В этих боях отличились многие летчики-истребители, обеспечивавшие действия штурмовиков. В воздушных схватках немало побед одержал и командир эскадрильи Иван Чучвага. Он как будто не знал страха, его никогда не останавливало численное преимущество противника. Любил повторять, что  «воевать надо не числом, а умением».

Ноябрь 42-ой год, район Чернышевской - пятерка «яков» Чучваги вылетела на сопровождение «илов». Встретившись с двенадцатью Ме-109 смело вступила с ними в бой. В небе 20 мин, а на земле уже догорали пять вражеских самолётов, из которых два «мессершмитта»  сбил Иван Чучвага. Группы истребителей и штурмовиков потерь не имели.
 В боевом листке однополчане так отозвались о подвиге Ивана:
« Есть у наших героев драгоценные особенности, которые ведут их на легендарные подвиги. Это бескорыстное служение Родине, народу, готовность к самопожертвованию во имя общего дела. Именно таким является летчик-герой нашей части Иван Чучвага».

Январь 43-ий год, район Светлановки - семерка «яков» Чучваги выполняя задание по сопровождению штурмовиков, встретилась и вступила в  бой с  тридцатью самолетами противника. В четыре раза превосходили силы противника, но это не остановило наших летчиков. Прозвучала команда: «Атакуем! Действуем решительно!» и комэск пошел в лобовую атаку. Это был его испытанный прием: первым разящим ударом ошеломить врага, привести в замешательство и потом уничтожить. И действительно, ведущий строя  не выдержал атаки в лоб, пришел в замешательство. Этого времени Ивану хватило для того, чтобы «прошить» ему бок – «мессер» взорвался, ушел  к земле.  Повторная атака сломала строй противника. Один за другим вражеские самолеты стали выходить из боя, оставив на земле обломки пяти своих боевых авиамашин.

 Февраль 43-ий год, район Новосветловки – сопровождая штурмовики, эскадрилья Чучваги  встретила над линией фронта 37 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 9-ти «мессеров». Они держали курс в расположение наших наземных частей. И опять силы были неравны. И опять было  превосходство вражеских сил. Превосходство в боевых машинах.  Но Иван был воздушным бойцом и талантливым командиром.
- «Чайки», самолеты справа! Атакуем! – С первой атаки, совершив дерзкий маневр, он зашел в хвост к одному из «юнкерсов» - уничтожил его. Бой был трудным. Атака следовала за атакой с обеих сторон. Чучвага мгновенно оценивал обстановку, принимая грамотные решения. Умело маневрируя, шел на вражеский самолет. И фашистские асы, не выдержав натиска советских летчиков, дерзости атак,  вышли из боя и ушли за линию фронта, оставив на земле догорать обломки  своих самолетов. Задача штурмовиков была выполнена. Обеспечила выполнение задачи семерка «яков» Чучваги без потерь с нашей стороны.


В представлении комполка  майора П.М. Иванова на присвоение звания Героя Советского Союза командиру эскадрильи Чучваге Ивану Ивановичу отмечалось:
«за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм»
На наградном листе указана дата 8.02.43г.
Но в этот раз награда нашла героя не сразу.


В материалах газеты «Сталинский сокол» №10 от 5.03.43г. встречается заметка о том, что «Командир эскадрильи капитан Чучвага И.И., уничтоживший в воздушных боях 16 самолетов противника, из которых 3 были сбиты в один день, награжден орденом Ленина» т.е. отмечены прежние заслуги Чучваги.


Ежедневный подвиг воинов в годы войны состоял в том, что каждая пядь русской земли отбивалась у врага высочайшей ценой героев, воинов-освободителей, для которых проявление ежедневного героизма в условиях войны стало привычным.

Март. 10-е. 43-ий год. - Чучвага не ждал награду, он продолжал в своем обычном режиме выполнять боевые задания. Он снова показал себя в числе лучших, когда  при возвращении с задания семерка «яков» Ивана встретилась с «юнкерсами» противника. Их было 60. Они шли под прикрытием 20-ти истребителей. Семь против 80!  Это не сказка – это он - Иван Чучвага – летчик ас – сталинский сокол!  Это он с товарищами мог смело, неожиданно и дерзко врезаться в группу бомбардировщиков! Это он на высоких скоростях мог расстреливать фашистские самолеты, быстро перестраиваясь и метко поражая вражеские машины.
С первой же атаки два вражеских самолета рухнули на землю, один из которых был сбит командиром. Колоссальное преимущество вражеской боевой силы – а в строю гитлеровцев паника!  Бомбы брошены куда попало, и скорее наутёк, оставив на земле обломки семи сбитых авиамашин. Разогнал!  Эту историю боя любили рассказывать летчики, такое случалось не часто.

…Человек не был бы человеком, если б умел не осознавать возможность своей смерти. Но и становится человек человеком в то время, когда осознавая одноразовость своей жизни, перестает бояться смерти. Когда осознав ценность жизни, способен умереть во имя убеждений, веры, во имя добра на земле. Может быть в этом и есть духовная сила подвига…

Март. 12-е. 43-ий. район железнодорожной станции Купянск-Сортировочная.
«… вроде всё как всегда. То же небо опять голубое. Тот же лес. Тот же воздух и та же вода… только он не вернулся из боя.»

Иван в паре с сержантом А.А.Бондарем выполнял боевое задание по прикрытию железнодорожной станции, когда встретилась группа «юнкерсов» и  шести «мессершмиттов». От неравного боя не ушел. Себе не изменил. Бог не придумал строже вериг, нежели чувство долга…
В неравном бою удалось сбить два фашистских самолета. Машина Чучваги попала  под  перекрестный огонь, загорелась.
12 марта 1943 года Иван Иванович Чучвага сделал свой главный выбор. Он направил свою горящую машину  на бомбардировщик врага.  Это было под Харьковом. На момент гибели ему было 23 года, он совершил 196 боевых вылетов, в 74-х воздушных боях сбил 16 самолетов противника лично и 16 в группе. Капитан Иван Иванович Чучвага был в небе грозой фашистских пилотов.

Таран самолета дерзок и смел
Пилот не испытывал страха
В небе весеннем взрыв прогремел
И вечною славой – Чучвага!

24 августа 1943 года Ивану Ивановичу Чучваге было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.Ему не пришлось порадоваться этой высокой правительственной награде.

Гордый казак! Славный сын России!