Безлiч Мiнiатюр, - Божа Мати Стояла...

Зозуля Юрий Павлович
Безліч — не безлич, а Мініатюри Величні? А ви тут, бо заблукали? Ідіть же щодалі; з Богом, чи хто як?

~ ~ ~

Божа Мати Стояла, Свого Сина Вмовляла... слова з пісні!   
ТА ПРО СИЛУ: віри, мистецтва, духу; Бога, Люду...
Що попереду багато (й багаття!) рядків уповні слів, для призвичаєння уваги кілька (либонь, 12) коротеньких рядочків: а вже по тому...

~ ~ ~

Дух — не птах: й ні крил, ні гнізд?
де лиш Є — у повен зріст??
шкаралупкам Суті — Вміст???
а вже вбогість — злий наріст...

дар, знецінений життям!
згар, допалений ниттям!!
з кар, наслужених буттям!!!
з нас: як жебраєм тут й там...
      
Образів, Подоб, — ніде?
то до кого Дух Зійде??
Трійця, — й Жде; й шукать Іде???
де ж Моє Творіння:  Д Е . . . .

Повертаюся у бувальщину [бо була! чи ще є, та чия?] з Оленою Степовою, з початку війни не лише російськомовною:
~ ~ ~
"Украинское лето в России
Те читатели, которые следят за моими публикациями, с первых дней войны знают уже не только мой город Свердловск (ныне Довжанськ) Луганской области, но и его жителей, села, поселки, улицы. Кто-то из жителей города стал прототипом моих литературных героев, кто-то узнаваем, так как я оставила в рассказе настоящие имена и фамилии, кого-то по следам моих публикаций внесли в списки "Миротворца", кого-то воспринимают как героя и при встрече пожмут руку, а кого-то ждет незавидная участь вечного беглеца, после того, как в Довжанське возобновится закон и порядок.
А еще читатели с удовольствием придут и в библиотеки, сохранившие в войну украинские фонды, и в музей, чтобы увидеть рукоделие народных мастеров Украины, пысанкарок и вышивальщиц, но, думаю, с еще большим удовольствием поедут в степь. В нашу украинскую Провальскую степь. Обнимут 300-летний дуб, напьются из криницы, возле которого он стоит, и, поднявшись на Королевские скалы, крикнут над ковыльной степью: "Все будет Украина", — распугав орлов-сарматов да фазаньи стаи.

А потом все дружно поедут в Бирюково. Село Бирюково, о котором столько и с любовью написано. Чтобы увидеть настоящих украинских куркулей, хрюшек, полюбоваться на голубиные стаи, парящие над церковью и услышать "Надвечір’я" — народный ансамбль украинской песни.
Тем, кто не читал меня, просто даю короткую справку. Село Бирюково Свердловского района (Довжанського) Луганской области стоит на самой границе с РФ, как, в принципе, и сам город. Но только село совсем приграничное. Так как огороды, это уже Россия. В селе Бирюково когда-то до войны была погранзастава, над которой на флагштоке каждое утро с зорей поднимался под гимн Украины наш небесно-солнечный флаг. Через село Бирюково едут на КПП "Должанский" (Довжанський), рядом с селом проходит трасса Ростов-Харьков. Село одно из первых попало под обстрелы в апреле-июле 2014 года. Первое увидело русских казаков, БТРы, танки, "Грады", русские войска.

Возле села на КПП "Должанский", которое пытались защищать наши пограничники был бой. Досталось и селянам. Село до 2000-го года было на 80 процентов украиноязычным. До 1970-го украиноязычных в селе было 100 процентов. Да и сейчас старожилы больше говорят на суржике, чем на чистом русском.

В селе работает крупнейшая агрофирма братьев Елисеевых. Но не этим знаменито село. Когда-то до войны, стараниями местного мальчишки (23 года – это еще, можно сказать, мальчишка) здесь был создан народный ансамбль украинской песни "Надвечір’я".
Руководитель, юноша, с чистым академическим вокалом, тогда еще шахтер-певец-самоучка, а коллектив — селянки. Красавицы с удивительными голосами, жительницы села Бирюково.

Свою войну за жизнь коллектив прошел с гордо поднятой головой. Его выступления запрещал мэр города, им не давали финансирования и выгоняли с сельского клуба. Стали организаторами международного конкурса народной песни "Криниченька", который неоднократно посещала Нина Матвиенко и лучшие фольклорные ансамбли. И они пели. Пели и побеждали. Мэра, политику, недоверие жителей, а потом и войну.
Они пели русским "освободителям", пришедшим "защищать" русский язык в украинское село. Пели украинские песни. Глядя на колорадки, триколоры и камуфляж. Они пели селянам, утратившим веру и надежду в период обстрелов и насаждения "русскомировской" агитации. Просто пели. "Что же в этом такого?" — удивится читатель.

"Ничего особенного", — соглашусь я. В украинской песне нет ничего особенного. Просто тихая звездная ночь, запах мальв возле чисто выбеленного дома, свет свечи, горящей на столе, где мама вышивает рушник. Украинская песня — это пряное послевкусие чернобрывцев в степном чае, горечь полыни, в разогретой, распаренной зноем степи, шелест ковыля, нежная вуаль степного шалфея, клик степного орла-сармата, древняя мудрость скифских курганов и величие народа. Украинская песня — это и не песня, в общем-то. Молитва, дыхание, душа. Вот так они и поют. И об этом они поют. Тихо так. Нежно. От души.

Поют всю войну. И не просто поют. Теперь они воюют песней.
И пусть они пока не "Надвечір’я", а "Надвечерье". Время такое. У нас и пысанки стали писанки, ну, что поделать-то в оккупации. Они все равно ведут свой бой. За Украину.

В этом году стараниями селян, коллектив смог поехать на ежегодный международный литературно-фольклорный праздник "Шолоховская весна".
Приглашение на праздник было получено, в Вешенской ждали и "Надвечерье" (руководитель сейчас Елена Пронь), и второй коллектив — "Сударушку" (руководитель Ирина Довлад) из ДК им. Свердлова. Но ситуация опять была патовая для коллектива. "Сударушку" финансировала "администрация города Свердловск-ЛНР", а "Надвечерье" ехал за свои деньги. Поэтому и собирали на поездку селом, предпринимателями, как говорится, всем заинтересованным миром.

Не спешите кричать и биться в псевдопатриотическом порыве. Мол, как это — украинский ансамбль и на русскую землю, к оккупантам. Дочитайте. Или погуглите, чтобы не обвинить меня в распространении фэйков.

Да. Они поехали на ежегодный международный литературно-фольклорный праздник "Шолоховская весна". Из оккупированного села Бирюково. Чтобы петь.

И чтобы насладится тем, как представители "администрации ЛНР" на границе с РФ предъявляют для прохождения паспортного контроля украинские паспорта. И услышать: "Вы из Украины в Российскую Федерацию на какой промежуток времени въезжаете?" И чтобы простоять час в очереди (это по льготе) из "новороссов", так же смиренно предъявляющие украинские паспорта, послушать разговоры – кто и зачем едет в соседнюю Россию.
Вот эти милые: "Ах, так дешевле. И банки работают. И почту отправить можно". И с душой так удивиться: "Та вы шо, а шо, разве в Свердловске такого раньше не было? Ну, почта, банк? А, была! А делась-то куда?"

Поехали, чтобы проехать между сотнями (а может тысячами) единиц военной техники, расположенной от самой границы по всей Ростовской трассе. И…
Но, давайте по порядку.
Из-за "давки" на трассе, скажем толерантно, автомобильно-танковых пробок, коллективы на праздник опоздали.
Им пришлось петь, когда уже все слушатели насытились задорными казачьими ансамблями и удалились к кулешам.
Большинство участников, естественно, российские казачьи ансамбли. Ну, чуть-чуть, правда, было монаршеско-шансоновских коллективов. Ой, не спрашивайте, что это такое. Не знаю. Это что-то "за царя и Отечество, на зоне сидел". Не отвлекайтесь от главного.
Коллектив "Надвечерья". Они тихо поднялись на сцену. Перед ними, как зазывала, выступал "лирик" с пропагандистским "Донбасс не поставить на колени".
Стандартно: "нацизм", "гордый Донбасс", "лучше умереть стоя", "спасибо России"…
Заканчивая выступление, так сказать, от горького — "погибнем и умрем", чтец представил коллектив так: "дадут огня и немножко настроения".
Видимо начинать они должны были с чего-то задорного. Но…
То, что они запели после "донбасского" военно-патриотического пафоса было… Было… Неожиданно. Страшно. Высоко.

Божа мати стояла,
Свого сина вмовляла.
Боже, Боже,
Свого сина вмовляла.
Боже, Боже,
Свого сина вмовляла.

От ти ж, сину, сину мій,
Спаси, сину, й увесь мир.
Боже, Боже,
Спаси, сину, й увесь мир.
Боже, Боже,
Спаси, сину, й увесь мир.

Ой, як його спасати?
Він не хоче каятись.
Боже, Боже,
Він не хоче каятись.
Боже, Боже,
Він не хоче каятись.

Буде мати просити,
Малих діток молити.
Боже, Боже,
Малих діток молити.
Боже, Боже,
Малих діток молити.

Як зачую дєтскій глас
Тоді спасу й усіх вас.
Боже, Боже,
Тоді спасу й усіх вас.
Боже, Боже,
Тоді спасу й усіх вас.

Тяжкий-важкий час для нас,
Божа мати, дбай про нас.
Боже, Боже,
Божа мати дбай про нас.
Боже, Боже,
Божа мати дбай про нас.

Над шумной, уже зарумянившейся, видимо от солнца и кулеша, площадью возле дома-усадьбы Михаила Шолохова поплыла песня.
Тихая, щемящая. Молитва-откровение Богородицы "На Почаевской горе". На украинском языке.
В Российской Федерации. В стране оккупанте. В украинофобском и ненавидящем все украинское пространстве. Украинская песня-молитва.

Ой, як його спасати?
Він не хоче каятись.
Боже, Боже,
Він не хоче каятись.
Боже, Боже,
Він не хоче каятись.

Девчата говорят: спели плохо. Срывались голоса. От слез, которые держали внутри. Но они спели достойно. Жаль, что камера не захватила тех, кто слушал внизу.

Женщины плакали. Мужчины опускали голову и прятали глаза. Да, многие казаки, артисты и просто зрители прятали глаза от простой украинской песни.

А они пели, еще и еще. Не давая опомниться. Выдохнуть. Поднять глаза. Пели украинские песни. Одну за другой. Организаторы просто не стали это снимать. У всех был шок. Не было задорного и веселого, чтобы в пляс, чтобы с казачьим свистом. Была боль, и тихая молитва за них, тех, кто стоял внизу. О прощении. О вразумлении. О правде.

Выступление украинского "Надвечерья" организаторы "Шолоховской весны" назвали толерантно — неординарным. Но дали билеты на гала-концерт. "Так красиво и душевно петь могут только те, у кого такая же красивая душа", — так оценили выступление "Надвечерья" артисты из Целинского района Ростовской области.

А вот "Сударушка", выступившая с исключительно казаче-русской тематикой, осталась незаметной. Там таких, русско-казачьих, было хоть пруд-пруди.

И хотя в программе свердловчан было и слащавое "Донбасс не поставить на колени", и "Славься Россия", и много, много лести в сторону Великой Руси и ее монаршей особы в лице Путина от сопровождающих коллективы представителей "Общественного движения "Мир Луганщине", россияне были в восторге от чистой, как правда, украинской песни, неожиданно, прозвучавшей на "Шолоховской весне". Подходили, обнимали, и говорили: "Простите"…
И как вызов, как укор, как констатация:

Ой, як його спасати?
Він не хоче каятись.
Боже, Боже,
Він не хоче каятись.
Боже, Боже,
Він не хоче каятись.

"Организаторам" из "администрации ЛНР" осталось лишь констатировать факт, получить нагоняя и толерантно заявить, что "ансамбль поет украинские и русские песни, не разделяя их политические составляющие". Ведь коллективы были заявлены, как "русские казацкие коллективы Донбасса". И тут такой пассаж.

Да, коллективы именно "с Луганской земли", "с Донбасса".
Без "ЛНР", "Новороссии" и других, сданных Путиным в утиль атрибутов этой войны. И даже без флагов "ЛНР".
И "Донбасс не поставить на колени" на фоне украинской песни-молитвы прозвучал двусмысленно. И угрожающе. А "слава Донбассу" заставило вздрогнуть даже оператора.

Знаете, а я верю. Верю, что когда-нибудь мы приедем в Довжанськ. Где не будет холодной "русской весны", а будет теплый и ласковый небесно-солнечный мир. Мы – беженцы — на малую Родину. Мои читатели — в гости, на экскурсию. Кровавый Свердловск останется только в памяти и боли. Как и эта война. И степи за это время станут шире и богаче. Заиграют красками и звуками. И люди станут мудрее. И граница крепче. И на День Победы. Нашей, украинской Победы над русским фашизмом они споют. Наши девочки из "Надвечір’я". И ковыльная, привольная, свободная украинская степь будет петь вместе с ними. Тихую песню украинской души."
=

"Ось така, малята, ..." (най ІСТОРІЯ! бо наш дід Панас надто відверто обізвав, молодець!): 
таке буде їй і "послєслАвіє";
а що тицятимуть "на посошкі" модератори, троллі, хто-що-ще-там, то байдуже...
=

Аж ось і решта вражень, думок: полІтали, позустрічалися, та всілися потомлені на папір...
А читач подальше (БЫТОВУХА "ЛНР", ИЛИ УБЕРИТЕ СВОИ ТРЯПКИ...) може і проігнорувати?

О своей  поездке в станицу Вешенскую на фестиваль "Шолоховская весна" свердловчанки рассказывают сдержанно, как бы прощупывая дорогу от себя к себе, изучая новые ощущения и привыкая к новому восприятию России. Говорят, что сначала очень хотели рассказать о приключениях в России весело и задорно. Так, чтобы слезы по щекам, и улыбка на неделю. Ну, уж очень некоторые встречи и персонажи были колоритны и неподражаемы. Так и просились в новые "Истории из зоны АТО". Но…
Рассказали правду. А какая она в глазах читателя, это уже решать каждому. Кто-то улыбнется. Кто-то задумается. Кто-то возмутится. А кто-то останется равнодушным.
Да, кто-то из читателей тоже был в России и видел ее своими глазами. А кто-то живет. И его видение не совпадает с мнением моих земляков. Он будет прав. Ведь и жизнь в Свердловске отличалась от жизни в Антраците, Снежном, Горловке, Макеевке, Луганске, Донецке. Как и жизнь россиян отличается от жизни украинцев, а тем более европейцев.

Одни города Донбасса нищенствовали с 90-х до 2014 года, так и не встав с колен, не выйдя из запоя и не выползя из копанок. Другие мужали, росли и становились европейскими. Дурманили розами, покоряли "Аренами", манили парками и скульптурами. Поэтому о жизни "на Украине" каждый так же расскажет по-своему. Макеевчане и Горловчане с горечью прозябания. Дончане и Луганчане с восторгом и перспективами. Свердловчане и Ровенчане с уверенностью. Краснодонцы с контрабандистским задором.
Поэтому каждый город звал-не-звал Россию по своему сценарию, по своим принципам и ждал-не-ждал от России своего чуда…

Мнение 1. УВИДЕТЬ РОССИЮ И…
Увидеть Россию до войны и во время войны, людям, чьи судьбы изменены той самой – великой и могучей, некогда братской и почти родной, это как, как…Ну, например, плохо видящему человеку, после операции снять повязку, чтобы он увидел мир спасенным зрением.

То, что еще вчера было туманно и расплывчато, играет красками. И вчерашнее монотонное серое, сегодня уже имеет оттенки. После посещения России хочется перечитать "1984". Это для интеллектуалов. Для обывателя, живущего сравнением цен, услуг, дорог и зарплаты, всё проще. Хочется назад в Украину.
"В Украину" у нас в Свердловске никто не говорит. Одни чтобы не навлечь гнев "новороссов". Доносов и подвалов боятся уже на каком-то генном уровне.

"Новороссы" молчат, чтобы не выдать разочарование. Поэтому после осознания, что нефть и доллары не текут россиянам в карман, а уровень жизни среднестатистического российского обывателя ниже до военного уровня жизни среднестатистического селянина из села Бирюково Свердловского района Луганской области, в "ЛНР" (по крайней мере – в "ЛНР" Свердловского района) говорят, – нам бы назад. И замолкают.
То, что казалось целым и совершенным, при хорошем зрении оказывается полуразрушенным и покрытым трещинами. А иногда и вообще – тленом.
Да, многие после двух лет войны посмотрели на Россию уже без разноцветной оптики "раша-тв". Можно применить избитое "трезвым взглядом". Странное выражение. Думаю, пришедшее к нам из России.

Жуткое русское пьянство, которое раньше воспринималось нами, жителями Донбасса, как русская удаль, праздник русской души и даже, как предмет гордости русского народа, сегодня раздражает. И раздражает именно тех, кто ждал от России чуда. Социального. Экономического. Политического.
Вокзал. Туалет. Куча пустых пузырьков от "Настойки боярышника", "Тройного", "Шарма" и даже "Средства для снятия макияжа" с клубничным ароматом. Девчонки смеются, мол, комната-то дамская, чего удивляться. С клубничным ароматом – самое то. "Это, как шампанское с клубникой, закусь и выпивка в одном флаконе", – комментируют увиденное сельские хохотуньи.
Ну, в самом-то деле, не "Шанель № 5" употреблять русским гурманам. Может санкции смешат их "Искандеры", а может государственная программа поддержки российского производителя работает.
"Средства для снятия макияжа" с клубничным ароматом выпускают в Новочеркасске.

Чтобы не передергивали, мы сразу в лоб. Да, самогон в селах гнали всегда. Самогон. Не денатурат, не технический спирт и не жидкость для снятия лака. Самогон – это натурпродукт. И рецептов в селе, хоть отбавляй. Кто из пшеницы, кто из бурака, кто из винограда делал. Из варенья старого, ну, чтобы не выбрасывать. Из кукурузы, особенно молодой. И настаивали. В дубовых бочках. На ягодах. На фруктах. На травах.
Чтобы описать это народное творчество во всех его вкусовых разнообразиях, можно побить рекорды по многотомности советской энциклопедии. Но вот чтобы упиваться, не работать, не идти в шахту, в поле… Это пара-тройка "чебураторов" на село. Так называют у нас алкашей.

Шахтеры любят и выпить, и поработать. За работу на шахте, особенно, когда стали платить больше 10 000 гривен, держались, как за Господню бороду. Это же и пенсия потом большая, и регресс, если что, и депозит, и кредит, и ремонт, и машина.
Да и пить шахтеры за десять лет хорошей жизни стали больше легализированные, брендовые напитки. Виски, джин, хорошая водка, коньяк, текила были почти в каждом домашнем баре. На праздники красовались друг перед другом, какой эдакий заморский напиток попробовали.

А вот когда в Свердловск пришел "русский мир", люди быстро опустились. На рынке сейчас редко встретишь трезвого продавца. Пьют прямо при покупателях, за прилавком. Дышат в лицо перегаром. Молодежь везде с пивом. На работу стали приходить пьяные. Много пьющих женщин. Подростков. И, естественно, самогон стали гнать во всех дворах. Есть спрос. Вот "гонят" его больше из контрабандного российского технического спирта – разводят водой, – или различных "огненных смесей" – сухого горючего, например, – сахар и дрожжи очень дорогие.
Из-за пьянства, что в России, что в "ЛНР", много бытовых преступлений. Очень.
В Украину уже хочется из-за трезвости.

А еще в России очень грязные туалеты. Везде, где мы были по пути следования в станицу Вешенскую. У нас (Свердловск) и до войны такого не было, и сейчас, не смотря на экономическую и социальную ситуации, такого нет. Чисто. Помыто. Между прочим, туалет на вокзале, это, – смеются,– как лицо города. Ну, может потому, что вокзал и привокзальная комната гигиены – первое, что видят гости. И смрад, кучи мусора, испражнений, пустых бутылок из-под "боярышника" не делают городу чести.
Когда мы вернемся в Украину, – горькое и глупое к восприятию для того, кто считает "Донбасс – Украина", – мы сделаем всё, чтобы трезвость, чистота, уважение к людям и городу стали нормой нашей жизни, – констатируют землячки. – Война приходит туда, где разруха, в том числе и в головах, где нет уважения к человеку, а у человека нет уважения ни к себе самому, ни к своей земле.

Мнение 2. УБЕРИТЕ СВОИ ТРЯПКИ…
Нас сопровождали члены "Общественного движения "Мир Луганщине". Это "общественная организация" Плотницкого. Деньги на поездку мы собирали сами. А они – "организаторы". Опять на нас деньги спишут в лучших традициях "регионалов". Ну, деньги-то русские. Не жалко.
Весь автобус завалили флагами. Был флаг города Свердловска, "Новороссии", "ЛНР". Что-то советское с серпом и молотом. Флаги России.
На границе с Россией предъявляем паспорта граждан Украины. И члены "Общественного движения "Мир Луганщине" тоже. Это очень обидно. Они против Украины, а паспорта носят украинские. Сюр какой-то. У шофера, правда, и еще у кого-то было по два паспорта. "ЛНР" и Украины. И документы на автобус тоже двойные. В "ЛНР" ведь нельзя с украинскими ездить. На границе "переодеваемся". То есть наклейки "новороссия" снимаются, остаются номера украинские. В Россию пограничники пускают по "лнровским" документам. Пускают! Но не дальше Гуково.
Мы смеемся тихонько, – хвосты прячем. Видимо не нравится России "новоросский" след.
Члены "ОД "Мир Луганщине" делают вид, что ничего не происходит. Мы делаем вид, что нас вообще ничего не интересует.

Вся дорога в технике. В полях, где еще два года назад фермеры выращивали бахчу и красный "крымский" лук, стоят военные палатки. Едем по военному лагерю Российская Федерация. Ростовский военный округ. Это наши мирные соседи. Они за мир. Правда, с таким вооружением, что если ударят по нашему Свердловску, мы просто провалимся в шахты, наверное. Мы отворачиваемся от окон. Нам страшно.

Зато в станице настроением аж накрыло. Мы не то, чтобы не ожидали. Мы вообще были шокированы и не готовы к такому.
Нашим "куратором" на рецепшине грубо и бестактно заявили: "Уберите ваши тряпки, если хотите выступать".
Это о флагах "ЛНР", "Новороссии", города (он у нас зелено-черно-желто-белый).
На пафосное: "Мы делегация и коллективы "ЛНР", – прозвучавшее от Чекулдаевой (руководитель ОД "Мир Луганщине") нам просто рассмеялись в ответ:
– А где это? У нас такой страны не записано в пригласительных.
Честно? "Организаторы" не ожидали и онемели. Ненависть ко всему "новоросскому" была очевидна.
Если бы мы не загалдели: "Мы из Луганщины", "с Украины", – думаю, нас бы просто не пустили выступать. Нас даже бы в лагерь не пустили. Флаги так и остались лежать в автобусах. "Оганизаторы" даже бейджики "лнр" сняли.
И представляли нас: народный ансамбль "Надвечерье" Луганская область. Правда, без "Украина". Но и без "ЛНР". И на том, спасибо! Это была наша победа. Малюсенькая, но наша, украинская победа!

Мнение 3. НЕФТЬ РЕКОЙ, БАКСЫ ГУРЬБОЙ, ДА ВСЁ ЗОЛОТОМ, ЧТО НЕ К НАШЕМУ БЕРЕЖКУ
Я ехала за общением, – говорит моя землячка. – Мы в Свердловске общаемся друг с другом. Уже всё и всем высказали. Сто раз поругались. Пятьдесят раз помирились. И с теми, кто "за", и с теми, кто "против". Я хотела услышать Россию. Ну, говорят же: "Услышать Донбасс"… Вот, мы накричались, вроде бы уже все услышали. Но не в Донбассе ведь дело. Это же должны понимать.
Те, кто звал "Путин спаси", это подпевка. Бэк-вокал. Даже нет. Пьяное "караоке". Запевалы маститые, именитые и не местные. И даже те, кто поддерживал отделение Донбасса от Украины, знают: без руки Москвы, ее обещаний, руководства, денег и "Искандеров" – ничего бы не было. Нет у "русского мира" такой поддержки, чтобы взаправдашный референдум сделать, без "сами напечатали, сами проголосовали, сами решили".

Мы не случайно спели на украинском. Готовили для виду другую песню. А спели молитву. Чтобы русские услышали настоящий голос Донбасса. Чтобы покаялись. Или Бог их простил. Не знаю.
Мы ночевали у местных. Нас пригласила семья. Тоже народники (поют в народном казачьем хоре). Не спали до утра. Говорили. О чём? О жизни!
Я им о зарплате – и они мне о зарплате. Я им о шахтах. И они о работе. Вернее, безработице. В Москву ездят. О Крыме. О Донбассе. Что мы хотели. Что ждали. Что получили.
Открыли друг другу по паре Америк, – смеется.

Газа в селах в России нет. А у нас есть. Зарплата наших шахтеров, если перевести в рубли, в три раза больше. Они в шоке, что Россия платит на Донбассе все соцвыплаты, и при этом "ихтамнет". У них всё урезают. Зарплаты. Социалку. Обиделись на нас. Живем лучше, хотим больше.
Много в головах телевизора. И у нас, и у них.

Рассказываю, что ждали те, кто звал на Донбассе Путина. Ну, зарплат высоких, в долларах.
Почему в долларах, у нас же рубль? – удивляются вешеновцы (жители станицы Вешенской).
А я им:
– Ну, газ-нефть же Россия за доллары продает. Значит, и зарплата должна быть в долларах. Золото добывает. Алмазы. Вы же нефтедолларовая страна!
А они мне:
– Да, у нас нефть рекой, баксы гурьбой, да всё золотом, что не к нашему бережку.
Вот такая российская поговорка.
Ой, а вообще, смеялись, конечно. Много. Они как выдадут что-то про распятых мальчиков. Мы в смех. Россияне верят, что Бандера еще жив, и это воюет его армия. И в роботов верят в армии. В органы, ну, что их прямо на улицах вырезают. И что у нас репрессии были за разговоры на русском языке. И нам дают наркотики, чтобы мы любили Порошенко и Украину. И вот только угомонились и…
– А зря вы так смеетесь. Нам, между прочим, даже на работе читают лекции по гражданской обороне. И со стопроцентной уверенностью сообщили, что в июне Украина нанесет ядерный удар по России.
– Так мы же не ядерная держава, – нашему удивлению не было предела, – мы все ядерные ракеты утилизировали. Вы проверяли по меморандуму.
– А вам Обама пришлет и Пентагон, – отреагировали станичники. – Нам в штабе ГО рекомендовали запастись зеленкой и ватно-марлевыми повязками на случай ядерной войны. В аптеках всю зеленку раскупили.
Мы хотели рассмеяться, – продолжает рассказ свердловчанка, – да еще в лучших традициях, с шутками про лазерные указки, шапочки из фольги, но встретились с собеседником глазами. Поняли. Шутки, это не ихнее. Они завтра фольгой обмотаются, а нас обвинят в шпионаже. Ватно-марлевом. С некоторых пор всё вот это – фольгово-распято-фосфорное – стало не смешным. Понимаете! Не смешным! Их сколько там миллионов в России? Верящих миллионов! В зеленке и с ватно-марлевыми повязками на случай ядерной войны. Это страшно. Свои, такие же, по "новороссии" бродят.

Мнение 4. Б…ТСКИЙ НАРОД
Когда мы спустились со сцены, после исполнения "На Почаевской горе", к нам подходили люди. Много. Почему-то старались нам в глаза не смотреть. Что-то буркнут, типа: "это не мы", "это не наша война", "мы не бомбим Украину", или "простите" – и убегают.
Но было и жарковато. Один подбежал. В казачьей шапке, с кобурою. Мы испугались. Но оказалось, что она пустая. И начал орать, что это не русские сбили "Боинг", а Америка.
– Мы не сбивали "Боинг", – аж хрипел он. Прямо пена со рта чуть не пошла. Глаза кровью налились. – Мы не сбивали "Боинг". Вы нас обвинили. Это не мы.
Мы его успокаиваем, мол, мужчина, вы вообще о чём. Мы про Бога пели. О Богородице. Слова о "Боинге" не сказали.
А он нам:
– Я всё слышал. Вы заставляете нас каяться в том, что мы сбили "Боинг". Мы его не сбивали. Там наших войск нет.
Потом плюнул нам под ноги и сказал: "Будьте прокляты, хохлы", – и ушел. Было обидно и страшно. Никто не подошел и не заступился. Даже наши "кураторы".
А еще очень обидел один коллектив. Женщины. Такое поведение. Стыдобище! За таких говорят: "из села уехала, а село из неё – нет". Накрашенные. В кокошниках. Сарафанах. Подошли к нам давай кривляться:
– Ой, что это за свинячий визг? Кто это на сцену пустил? Хахлушки пели. На свино-хахлячем. Убожество. Идите Биндере пойте, а чего ж "хайль Гитлер" не кричим? Ничего, скоро мы вашу хахляндию с лица земли сотрем.

Нам стало страшно, и мы решили подстраховаться:
– А мы из "ЛНР". Из братской "Новороссии". Мы одна страна с вами.
Чекулдаева даже со страха бейджик достала. Кричит "Единая Россия – единая "Новороссия!" Думаете, помогло? Нет! Еще хуже.
Они сразу стали орать, что "Новороссия" это бандиты, "быдлостан" и созданы Госдепом, чтобы вместе с Крымом разорить Россию. Поэтому их солдаты (видимо русские) разгромят "Новороссию" и Крым, и Америку, и весь мир.
Мы постарались смешаться с толпой и не раздражать их. О чем они пели на сцене, не знаем, мы поздно приехали. Большинство уже выступило.

Мнение 5.  КАК ХОЧЕТСЯ ПЕТЬ…
А вообще фестиваль неплохой. Красочный. Действительно достойные коллективы, народные. И организаторы хорошо подготовились.

А как мы пели "на кулеше" с кубанским хором. Они как нас на сцене услышали, так сразу подбежали, с криком: "Наши!" Мы же дружим еще с "до войны". Страшное слово "до войны". Плакали. Конечно. Обнявшись. И вспоминали "В бой идут одни старики". Ах, какое небо над нашей Украиной. Выше, чище и трава зеленее.
Как хочется петь. Просто петь. О любви, о Боге, о мире, о чернобривцах, о мальвах, о селах. Как хочется жить. Просто по-божески. Идти на работу. Растить детей. Улыбаться внукам.
Желать фестивалить. По всему миру. Чтобы спеть для всех и послушать – о чем поют другие.
Почему так? Мы пели на украинском и русском, на молдавском, на французском, итальянском. А теперь мы боимся. Боимся не только говорить, петь! На наш фестиваль "Криниченька" (проводился в селе Бирюково г. Свердловска, Луганской области в 2009-2013 годах) свердловчане приходили в вышиванках. Хотя это было не обязательно. А сейчас это "фашизм".

В наш город приезжал хор им. Веревки, украинские театры. Всегда аншлаг. Сейчас это "фашизм".
Вот только доносы пишут на русском языке. Мы еще не видели ни одного доноса на украинском.
А мы все равно будем петь. На украинском, русском, молдавском, итальянском и французском. Может еще какие песни выучим. На других языках. Иногда, когда мы репетируем и поем, а вдали слышаться "учения", нам кажется, что если мы замолчим, перестанем петь, нас победит война. И мы снова поем.

Когда закончится война, мы хотим, чтобы в Украине, как можно больше было фестивалей. Хороших и разных. В каждом городе. И чтобы мы в гости, и чтобы к нам приезжали гости. Даже в наше маленькое приграничное село Бирюково. Где вам с любовью к своей земле споет "Надвечір’я".

ОТ АВТОРА
Мы всегда, относились с уважением ко всем странам, народам, традициям, языкам. Возможно, именно это – уважение, такт – и отличает нас, – украинцев, – от русских, людей – от "новороссов". И Россию мы воспринимали по школьным программам русского языка, великим поэтам, писателям, художникам, оставившим свой след в литературе и искусстве. И даже не задумывались об их трагичной судьбе. Русских в России.
И подмена исторических понятий и причесанная коммунистическая история, приукрасила наши отношения или отношение к нам. Малым народностям СССР, "младшим сестрам", не имеющим право на свой голос, мнение, язык, культуру. Со стороны "великой" России.
Жители Донбасса, да что греха таить, граждане "совка", идеализировали Россию. Считали ее панацеей от личных бед и неудач.
Разочарование, которое постигнет и "новороссов", и самих россиян, от созданной ими иллюзорной стране, близко. Жаль, что за это разочарование мы, украинцы, заплатили кровью.
Умение быть Народом. Умение быть Государством. Умение быть Страной.
Это в генном коде тех, кто коренные жители. Не орда, не захватчики, не НКВД, ни КПСС, ни партия, ни религия, а те, кто до сих пор слышит зов предков, чтит свои корни, знания, веру, мудрость своих поколений, живет на своей Богом данной земле.
Мы хотим быть соседями. Хорошими соседями. И видеть с другой стороны границы – государственной украино-российской границы – Государство. Государство умеющее уважать себя и окружающих.
Хотя… Кого я обманываю. Те, кто увидел истинное лицо России, те, кто пережил войну, мечтают, повернувшись в сторону "миролюбивого" российского соседа увидеть границу. Огромную железобетонную границу-стену. С лазерами, током, снайперами, знаменитой колючей проволокой, элегантно покрашенную в желто-голубой, ну, может быть, с элементами вышивки. Стену. Между Государством Украина и русским тем, кто не умеет себя вести, как страна."

~ ~ ~

Сі слова згортав у сувій ще попередньої сторіночки, бо ця бувша резервна, але вже без бувших читачів.
Й стане нам ув оберіг, а всій нЕчисті в поріг по ріг: ні дня, ні каїну, ні юді, не рідня.