Отзыв на книгу рифмы оштена

Анфиса Русская
      Адыгейское республиканское
 книжное издательство. Майкоп, 218г.
   ***

"Нет - случайно душа замолчала.
Ей молчать - ну никак нельзя.
Замолчала - считай одичала.
по ухабам эпохи скользя".

      ***
   Беру ответственность ,волнуюсь, перечитываю, продумываю,ищу более точные художественные и философско-мировоззренческие образы, чтобы не исказить, но  как можно точнее выразить своё видение и отношение к произведениям, авторам и всему коллективу издания книги. А по большому счёту,- творческому коллективу и издательству.      

 Книга, которая легла на мою ладонь, как дивный слиток серебряный, заставила меня остановить дыхание на миг.Всмотреться в дизайн, формат и высокую культуру издательской техники.
 Ладонь не смела объять привычным жестом её переплёт. Книга легла  на поверхность ладони бережно и аккуратно.
 Художественное оформление её от переплёта до последней страницы притягивают взгляд. Цвет обложки и оформление заставляют вглядеться в перспективу глубины художественного иносказания непривычного мира гор и истории земли.

         "Рифмы Оштена",-

 Эта книга и по содержанию оказалась необычной.
 Тридцать четыре автора  не просто выложили свои труды для обозрения. Они изложили видение мира, в котором живут.

 Мир этот представлен в книге палитрой художественных образов, созданных радостью, болью,отчаянием и трепетной надеждой в стремлении изменить его возрождением высоких морально-этических и нравственных устоев вечного  древа неумираемой жизни на планете, где бушуют недобрые ветрА. Где человек подвергнут неизмеримым испытаниям прочности на именование ЧЕЛОВЕК.

 Представляю, какую работу надо  было провести  при отборе и редактировании текстов, представленных авторами.
 И всё-таки, что же увидела автор этого отзыва на книгу, которая заставила взволноваться ни на один день. Которая заставляет отозваться на её рождение, её суть и сущность.
 (Да. По моему пониманию книга представляет исповедь большого коллектива авторов. Исповедь людей разного возраста, разных поколений, - почти векового цикла лет. Значит, исповедь века. Значит,- она несёт признаки и характер сущности этого века).

  В книге "Рифмы Оштена", по моему воззрению, дан ( целесообразно или по удивительной случайности) - СРЕЗ  разлома эпохи 20-й - 21-й век.
 
  Трудно не заметить колорит всех 34-х авторов. Их творческие находки и глубину осмысления мира, на сколько позволяет им их мировоззренческий  масштаб и личный опыт.

 Однако, акцент художественного образа,глубина восприятия пройденных путей и отрезков жизни, оценивание личных трудов, утрат и побед , - всё, что наполняло конкретную  жизнь, - наиболее сущностным образом, мягко и поэтично, с философским осмыслением и бесконечной любовью к самой ЖИЗНИ , по моим представлениям,- представлено лирическими героями в поэзии авторов разных поколений.
  Воспринимаются они в сравнении и единстве как художественные полотна.  Особенно ярко выразились  в едином художественном полотне удивительно образно и ярко ступени уходящей и входящей социальных эпох Времени-  в произведениях двух авторов:Владимира Пужелева "Дед Берендей", стр.133. и Олеси Ковалёвой "Антидот", стр.72.
 
Сегодня, когда Время представляет во всей "красоте" крамольные, ,низвергающие основы человеческих ценностей, трудно поверить, что лирический герой, представленный в  стихотворении "Дед Берендей", -( а  по характеру это эпический герой,- так легко, милосердно и  почти любовно, вспоминает в свои "невесёлые года": "А в танк я сел - как будто в нём и вырос. Ничто не затерялось, не забылось. ... Я до конца войны служил танкистом, потом на тракторе в родной станице.
         ...А та война мне каждой ночью снится".

  Трудно оторваться от текста этого произведения. Лёгкий слог, он представляет обычный русский говор- беседу. Нет ни одного напыщенного, вычурного слова. Рифмы и ритм поют быль, чисто Боянъ под гусли. Зачаровывает этот слог и ритм певучим лёгким ветерком над костром, где время на миг остановилось и обернулось вспять. Но нет надрыва, нет драматизма во фразах или паузах. Нет восклицаний и призывов, нет и философии - нравоучений. Просто красивый говор русских бывалых мужиков, на которых держалась и держится земля.
 
 Сейчас трудно представить, что ещё  несколько десятков лет назад именно этот образ бытия, морали и нравственности  и был символом и основой  человечности  граждан страны и каждой семьи. Понимали, что именно семья воспитывает эти бесценные качества гражданина и человека.
 
 Я привожу свои восхищения этим произведением,  безграничное уважение автору этих строк, кто смог так легко и просто  вложить и свой личный опыт в черты своего лирического героя. Дед "Берендей" , конечно, образ собирательный. Но каким надо владеть даром поэтическим, чтобы целое столетие вложить в несколько фраз и нарисовать  не вычурными, а бытовыми словами русского языка яркий, незабываемый образ русского мужика, целого народа с его бесценными нравственными и морально - этическими качествами  как символ безграничного служения  человечности, родной своей земле , родине и своему народу.

 Понимаю, чтобы это было возможным, надо подобные качества иметь в себе как личности.

Я ХОЧУ ПОКЛОНИТЬСЯ ТЕБЕ,
Дорогой Владимир Пужелев.
Поклониться до самой земли.

(Пронеслись наши годы впроголодь.
Пролетели давно "журавли").

И "синиц" нам ловить бессмысленно.
Наш багаж весь при нас лежит.

От него, видно, сердце, как
В пламени, то костром в саже
греется,то пылающими углЯми горит.

- "Но скажите, скажите  - откуда
Снова в сердце вливается грусть?

Вышел в поле - просторно без края,
Ковылей серебристая вязь. ...

Вот такая Россия. Такая.
Животворной волной разлилась".
    ***
  Разлилась Россия в осени своей
весенними проталинами, лужицами,
ручейками.
  Пойди их осуши и выветри
До дна. Она ушла, как в гости,

К лесорубам, чтоб "берендеев"
в чаще повстречать. Собрать,
что "не забылось",чтоб не
"затерялось" с их невесёлыми,

немалыми годами . Чтоб поклялась
Россия, поручилась "былые Дни Победы
не оставить".
 
 - Гудят ветра, гуляют над Россией.
Скрипят у окон старые осины"
.
  Грустит душа и сердце "берендеев".
  А он, в друзьях  со старым "лесорубом,

 - "Как дьявол бородатый. От табака
коричневые зубы,- жуёт листок
духмяной мяты.

 Руками он мозолистыми в саже ворочает
 в костре пылающие угли".

 (И речь его лампадой тихой светит).
    
  - "Месили сапогами в бездорожье глину.
Когда же командир пожал нам крепко руки, -

Мы поклялись, мы поручились танк довести
К победе от Калуги. В наш танк палили
"Тигры", "Фердинанды" и "фаустопатронов

       Не жалели ...

Не мы от них, они от нас горели ..."
 
 "Война, милок, не ведает пощады.

Я до конца войны служил танкистом.
Потом на тракторе в родной станице".
      ...
А та война мне каждой ночью снится".
         ***   ***
  - "Нет. Случайно душа замолчала.
  Ей молчать - ну никак нельзя.
  Замолчала - считай одичала,
  По ухабам ЭПОХИ скользя".

- Трудно найти  в современной лирике образ, подобный тому, что создал Владимир Пужелев.
 Только вслушаться в эту краткую фразу!

         "ПО УХАБАМ ЭПОХИ СКОЛЬЗЯ".

  Ведь это философско-поэтический образ нашей эпохи.

  Эпохальный размах автора в небольшой поэме "Берендеи",- так я назвала бы этот замечательный  творческий итог автора.
 Потому и увидела я в разных, на первый взгляд, произведениях этой книги 
   
         СРЕЗ ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕГО ВРЕМЕНИ.

 Срез , представленныЙ в  разрезе-разломе двух разных эпох ДВУМЯ ГРАНЯМИ  настоящих реалий мироустройства. Одна из них - страна "берендеев", уходящая без милосердия в условиях жесточайшего террора , клеветы и лжи.
 
 Эта страна  создала свой высоконравственный народ. Граждан, вскормленных в духе взаимопомощи, безграничной преданности своей земле, народу и вселенским качествам Добра. Защиты Жизни  на планете во всех её проявлениях.   
 
 Другую грань  волны,- антипод во  всепоглощающем Времени вижу в произведении Олеси Ковалёвой,-  "Антидот".
 
 С какой точностью и тоже простотой современного слога автор представляет художественно-поэтический образ Времени и поколения, которому суждено  "прорезаться зелёными мордами через толщу льда и холода", вырастить и сформировать новый миропорядок, ещё не обозначенный организованными реалиями, но он бьётся у висков поэтической натуры.
 
  Преодолев боль утрат, разочарований в процессе жёсткого разделения общества на "богатых" и "нищих",- при "законной" коррупции и воровстве общенародного достояния, с изощрённым насилием над внезапной  незащищённостью  Чести, Порядочности, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ,
 - так, казалось , надёжно и прочно стоящих на страже  человека, ...
 
 Исповедь молодых авторов полна боли от безумства лжи, подлости и бесконечных жертв хаоса миропорядка, созданного целенаправленным изощрённым путём локальных войн, интервенцией каналов СМИ, ГМО, паучьей сетью кредитов глобальных мородёров. Организаторами которых явилось безкультурие, безверие, содомия, разврат и новоявленное рабство.
 
 Автор стихотворения "Антидот"  заявляет громко и смело словами лирического героя, - обобщённого поколения обобранных и смятых колесом человеконенавистничества и геноцида в разломе эпох,

- "Мы озимые всходы.
В толще снега и холода.
Мы - озимые всходы.
Навстречу весне прорезаемся
острыми зелёными мордами.
Чтобы не было голода.
Чтобы выжили - все

Это мы - антидот. Люди Икс.
Дети пламени. Сквозь решётку
закрученной двойной ДНК
Жизнь зачёткой кладём в
Бесконечном экзамене.
ради ценных секунд, забываясь в веках.

Терпеливее скал. переменчивей ветра,
Поглощающей болью с гор текущей воды
Сохраняем как искру в себе  - Человека
c золотистыми нитями к агрегату Судьбы.

Наши боги в беде. На кого им надеяться?
На увечных и глупых, недозревших детей?
Приговор их впечатан в наши бледные лица -
Ксерокопии лучших, великих идей.

Наши боги в беде. Мы - им всем оправдание.
Призывая к прозрению вас, убийц и мессий,
Ваши агнцы... да что там, бараны заклания,
Биомасса, рабы ( но земной эликсир!)

Почитаем и веруем,
Сохраняя в сердцах
Наших старших и первых
По завету Отца.

Мы озимые всходы.
В толще снега и холода.
Мы - озимые всходы.
Навстречу весне
Прорезаемся острыми, зелёными мордами.
Чтобы не было голода.
Чтобы выжили - все.

   Едва ли можно пройти мимо строк, каждая из которых - десятилетие прожитой жизни.
Строк, написанных струями крови и каплями мозга, едва окрепшего. Строк, в которые уложен срез РАЗВАЛА ЭПОХ  20-го и 21-го столетий в непрерывном беге всепоглощающего ВРЕМЕНИ.
 
 Эти "озимые всходы в толще снега и холода" - образ лирического героя, созданный автором, - есть ТО, кому предстоит  взрастить и сформировать новый миропорядок, ЧЕЛОВЕКА нового  21-го века.
 
Лирический герой утверждает "встречу весны", выживание всех, - без уныния и сожалений готовый "ради ценных секунд, забываться  в веках, сохраняя в себе ЧЕЛОВЕКА, чтобы "выжили все".

  В строках произведения нет привычной патетики. Нет завлекающих метафор и ярких эпитетов. Это - спокойное бесстрашное заявление о некричащем подвиге множества молодых людей, имя которым - новое поколение людей планеты.
 
 Несмотря на условия их сегодняшней жизни, они строят новый мир под слоем льда и холода, в условиях голода и общественного положения "биомассы", с бледными лицами, но "почитают и веруют, сохраняя в сердцах ... старших и первых... по завету Отца".
 
  Вот эти два произведения: "Дед Берендей",( В.Пужелев) и "Антидот",- О.Ковалёва) отчётливо вырисовывают две грани на развороте разлома нашей эпохи. ( Так представляется этот художественный образ на фоне общего лирического полотна череды произведений).
 
 В книге, "Рифмы Оштена"  коллективным поэтическим автором  созданы страницы, в каждой из которых развёрнуты  яркие эпизоды общего калейдоскопа настоящего мира.

  Жестокие условия жизни и  нравы новоявленных "убийц и мессий" не сломили и не ожесточили  сердце "озимых всходов" Времени. Они чтут себя  оправданием всем богам. Они взывают  к "прозрению"   своих палачей, а не к гибели их.
 
 Хочется подчеркнуть  именно эти качества нового поколения,   ПРОЗРЕНИЕ просят грядущие граждане планеты, а не гибели  "убийц" и "мессий", кои, видно запутались в вихрях Времени и не ищут дороги к торжеству жизни на планете.

  Книга , по частному мнению , заслуживает большого внимания и вдумчивой работы над текстами  с молодёжными коллективами.
 
 Полагаю, что книга будет не один раз переиздана. Она призвана разбудить "спящих", помочь думающим и подарить мудрость времени  подрастающим.
  Хочу выразить своим  отзывом благодарность всему коллективу ( авторству и издательству).
 
 Книга выделяется на общем фоне современных малотиражных изданий  высоким образцом культуры внешнего оформления. (Увесистый слиток серебряный на ладони; очищен и отполирован; безупречно гармоничен фоновый цвет добротной , атласной наощупь обложки).
 
 Компоновка содержания, ( её сущность ) масштабна, глубока и просторна идеологическими исповиданиями авторов, - что выстроены подобием древа с узкими  потоками чистой искрящейся горным хрусталём воды.
 
 Хочется  благодарить  коллектив за прекрасное творение. Особое уважение и признание высокого оформительско-художественного вкуса книги приятно выразить редакторам:К.Н.Анкудинову,А.А.Адельфинскому,Л.В.Шимек.
 
 Не смею оценивать большой общий труд, но с приятным чувством приобщения к творчеству хочу лишь подтвердить истинные суждения о том, что часто творческий человек принимает решение в узловой ситуации при отдаче веса голоса  интуиции. Она срабатывает,когда осмысление не удаётся признать единственно верным. Тогда интуиция подсказывает, что надо именно так.  Почему? ... Но так.
 
  Не уверена, что авторы издания  книги ставили цель  показать срез  разлома эпох художественным образом, выстраивая произведения  самодеятельных авторов. Но похоже интуитивная нить подсказала именно такое решение отбора и компоновки произведений.
 
 ( Приму за честь , если каким-то образом  смогла  внести  хоть толику удовлетворения  в непростой работе коллектива как читатель.
 
 Читая и перечитывая книгу, получила большую радость и укрепила в себе мысль о том, что выстоит наша земля и планета. Молодой народ просыпается и принимает лучшее от "первых и старших, по завету Отцов").
      
                С уважением,- выпускница Томского Госуниверситета,1965-66г.Филолог,- Анфиса Михайловна Ковалёва,  г.Новороссийск.
   тел. +7 952 853 09 28. Анфиса Русская<anfisa-r@mail.ru>