Год со дня смерти поэта Владимира Савинова

Ольга Флярковская
http://www.stihi.ru/avtor/savinov

16 мая 2019 г. исполнился ровно год, как ушёл из жизни мой прекрасный старший товарищ, друг, псковский поэт Владимир Борисович Савинов.
Не очень долгая дружба носила в основном эпистолярный характер, однако сохранившаяся переписка позволяет мне называть наши отношения этим ответственным словом, а короткие личные встречи всегда бывали полны глубоким общением на литературные и просто жизненные темы.
Состоявшимся знакомством мы обязаны интереснейшему фестивалю «Словенское поле», традиционно проходящему в последние выходные июля в Пскове и Изборске.
Как-то так вышло, что общение с первых же слов началось с высшей точки доверия, взаимного интереса, духовного искания.
Первым Владимир Борисович познакомился с моим мужем, тоже Владимиром. Два тёзки, два Владимира, два инженера-физика по образованию, сразу нашли общий язык и общие темы.
На мою долю выпало общение с Савиновым-поэтом и литературным критиком. Критиком, надо сказать, бескомпромиссно честным, взыскательным и строгим. В этом я убедилась, попросив Владимира Борисовича просмотреть рукопись моей новой книги. Савинов великодушно отдал ей все свои новогодние праздничные дни. Помню, степень его вгрызания в текст меня просто потрясла... Рукопись пестрила выделенными разными цветами замечаниями. Его взгляд на мои произведения пришлось пережить, рукопись была отложена на полгода и от этого только выиграла. И пусть я приняла далеко не все советы, важно, что был дан толчок к дальнейшей работе над текстами.

Могу сказать, что на "Словенском поле" мне было послано знакомство, переросшее в дружбу, с человеком исключительной "породы", такого духовного и интеллектуального устройства, которое сразу, необъяснимо и бесповоротно, даёт понять, что на этого человека можно положиться сполна. Ему можно верить...
Во всём, чем бы ни занимался Владимир Борисович, ощущались его нешуточная эрудиция и кропотливый подход учёного: будь то подготовка книги к изданию, организация творческого вечера или создание фото- или видеоархива культурных и исторических событий Пскова. Знаю, что он практически до последних дней не бросал товарищей по основной работе и, будучи инвалидом первой группы с неисцелимым заболеванием, курировал своё направление, болел за него душой.

Часто вспоминаются и просто трогательные, милые моменты...
Исполнение Савиновым на гитаре "Школьного вальса" Александра Флярковского в Библиотеке имени С.А. Золотцева "Родник". Чистое, музыкальное, такое интеллигентное исполнение...
Его детская книжка о стране Печении, которую по задумке можно было раскрашивать, и моя внучка за этим занятием, лихо работающая цветными карандашами...
Его давно остывшие, нетронутые блины на тарелке в изборском кафе, и их голодный хозяин, забыв о себе рассуждающий о проблемах технической отрасли и кризисе народного хозяйства...
Ему за многое было по-настоящему больно.

Щепетильное, неусыпное внимание Владимира Борисовича к людям находило выражение и в том, с какой скоростью он отвечал на электронные письма. И - как отвечал! Его письма всегда были подробными, живыми рассказами о его жизни, о любимом деле - поэзии, изобиловали точными цитатами, ссылками, в них кипела неукротимая мысль, энергия. К этому надо было привыкнуть, к такой интенсивности осмысления, отдачи. Как и к абсолютному отсутствию жалоб, уныния или скепсиса, увы, привычных нам, московским людям.

Много работающий семейный человек, он находил время и силы на общение с друзьями и знакомыми таким образом, что казалось, что более важного, чем твоя персона, в жизни Владимира Борисовича просто нет.
И так казалось каждому...
Хочется особо выделить одно, остро дефицитное ныне, драгоценное качество: Савинов умел и любил помогать, делал это быстро, охотно, чего бы это ни касалось: быта, творческого совета, организационного вопроса, необходимости отснять мероприятие «на память». Так, Савинов тут же привёз из дома колонки, которых не оказалось в библиотеке, и тем спас вечер памяти композитора Александра Флярковского, моего отца.

Прекрасный собеседник, Владимир Борисович обладал высокой простотой в общении с людьми, пришедшими послушать его стихи. Мне посчастливилось выступать вместе с ним в Печорской городской библиотеке и быть вовлеченной в живую "ауру" этого человека, видеть, как легко он удерживает внимание зала. Слава Богу, об этой встрече с печерянами остался фильм. Это – очень дорогая для меня памятная запись.

Что ещё сказать?
Истинный патриот своего города и своей страны, Савинов успел завершить свой, быть может, главный поэтический труд - книгу "Псков. И слова твердь, и чести постоянство". Поэт посвятил её знаменательному событию – 1115-летию первого упоминания города Пскова в летописи. Савинов сделал всё, чтобы книга и внешне (твёрдый переплёт, плотная бумага) отвечала своему посылу, и, конечно, она выглядит очень солидно! Вот только у меня при первом взгляде на присланную Владимиром Борисовичем фотографию обложки отчего-то сразу сжалось сердце: тёмный литой колокол Троицкого собора словно посылает удары по самому поэту...
В книгу вошли стихи о Пскове, собранные за пятнадцать лет, начиная с 2003 года, когда город широко отметил свои 11 веков. Именно тогда и были написаны первые стихотворения.

Через Владимира Савинова мне открылось, с каким терпением и мужеством можно нести болезнь, недуг, думая не о себе, а о близких, их покое... Как нежно нужно относиться к старикам... Как много можно работать, не истощаясь и внешне совсем не уставая. Каким доброжелательным и искренним можно быть абсолютно ко всем людям.
Наконец, как можно сочетать в себе личностный масштаб и скромность.

Заботливый, нежный муж, добрый отец, потрясающий дед... Его семья для меня словно освещена светом его личности. И надо сказать, что это замечательная семья: всё большие труженики, отличники в учёбе, красивые и талантливые люди. А с какой любовью он говорил об успехах своей дочери Веры Ланикиной на музыкальном поприще, о внучке Юлечке...
Представляю, как остро им не хватает мужа, друга, отца, деда... ах, как живо я представляю себе их тоску!

Год прошёл со дня его смерти, пролетел, будто один миг.
Владимир Савинов прожил не очень долгую жизнь.
65 лет сегодня не возраст для ухода. Это пик зрелости, опыта, когда и сил ещё много, и «ты себе уже всё доказал». Это возраст максимальной объективности. Вершина жизни.
Именно с такой вершины шагнул в вечность этот удивительный человек.
Светлая и вечная ему память...