Шиес. Мы не рабы -3

Татьяна Щербинина
…Стоящие у руля утверждают, что люди, которые остались жить в российской глубинке, почти все деградировали и спились. Но это не так. Поездка в Шиес – слишком яркое доказательство обратного.
  Все защитники Шиеса (а большинство из них – жители маленького лесного поселка Урдома) – мужественные, самоотверженные, бескорыстные (не правда ли, непривычные слова для нынешнего нашего общества?) и порядочные люди. Уже давно среди них действует сухой закон. Наверное, нашему государству удобнее править пьющими, ведь у алкоголика не возникнет мыслей о несправедливости существующего порядка. Трезвый человек осознанно смотрит на мир, он и радуется совсем по-другому (как в детстве мы искренне радовались – без всякого вина), и думает о многих вещах иначе. Сколько я услышала в Шиесе интересных философских разговоров о жизни, о нашей стране, о религии и многом другом… Для многих жителей современных крупных городов любовь к Родине – это архаизм. Они с удовольствием бы уехали жить за границу. Но как же любят свою не всегда ласковую родную землю жители глубинки! Вот и водитель, который вёз нас на машине до Урдомы, внимательно и с любовью всё подмечал:
- Утки уже по парочкам разбились. Скоро будут гнездиться.
 И мы, удивленные красотой весенней тайги, её волнующими запахами и красками, по дороге несколько раз останавливались, чтобы сфотографировать всё, что видим.
Но вот и шлагбаум. Самая горячая точка. И почти сразу же к нам подходят пожилые женщины, бабушки, обнимают, говорят добрые слова. Ведут нас в тепличку, где угощают невероятно вкусной ухой, домашним холодцом, огурчиками, картошкой. Все они дежурят здесь практически сутками, забросив все домашние дела, свои огороды. Обстановка действительно напряженная – за несколько минут до нашего концерта у шлагбаума сигнал тревоги. Три машины пытаются проехать в Шиес. Женщины тут же бесстрашно бросаются в бой и встают лицом к лицу против полиции. Они совсем не боятся. «Покажите, что вы там везете? Может, топливо?» Тут же автоматически люди поднимают свои мобильные телефоны и записывают на видео всё происходящее. Но в машинах не топливо, там едут свежие охранники подменить своих усталых коллег.
 Наш маленький концерт у шлагбаума кроме жителей Урдомы, смотрела также полиция. Мне вдруг пришло в голову прочитать стихотворение Михаила Анищенко. «Родина – опасная, как бритва, мне грозит сумою и тюрьмой, кажется, спасения не видно, но чудесен промысел святой…» - как же подходят к настоящему моменту огненные строчки Михаила. Неужели у нас всегда будет так?
 И опять встречаю своих земляков. Маленькая худенькая бабушка подходит и обнимает. Она родилась в Тойме, с нежностью вспоминает высокий берег, школу, своих детских подруг. На прощание дарит маленькую иконку. Очень жаль, что я не узнала имени этой женщины, дай ей Бог здоровья. Я сочувствую жителям Урдомы, трудно им сейчас приходится. «Ничего»,- говорит старушка, - «нет худа без добра. Я и не думала, что мы все такие дружные».
 Потом нас везут на квартиру, большую и очень уютную. Там можно вымыться и немножко отдохнуть. Мне даже сапоги привезли, которые я забыла по рассеянности на шлагбауме.
Последнее наше выступление в 18 часов в Урдомском доме культуры. Концерт называется «Север на всех один». Мы фотографируемся возле афиши, и тут к нам подходит молодой мужчина, один из активистов. Рассказывает, что 1 и 2 мая защитники Шиеса очень опасались возможной провокации в связи с нашим выступлением. 1 мая на станции узнали в лицо провокатора и сдали его в полицию. Мы интересуемся, как можно распознать провокатора. «А вот как: если человек, допустим, нацепил на себя значок «Поморье – не помойка», а сам подходит и бьёт по лицу полицейского или охранника, он – провокатор, его нужно срочно сдавать в полицию».
 Разговор продолжается, он говорит о том, что жителей поселка вынуждают продавать за бесценок свои дома и уезжать неизвестно куда. «Но я никуда не поеду. Некуда ехать. Могилы моих прадедов смыла Вычегда».
  А дальше был удивительный концерт, и полный зал зрителей в доме культуры, и местные мальчишки, которые потрясающе спели «Звезду по имени Солнце», автор-исполнитель из Сольвычегодска Максим Баранов просто покорил зал песнями на стихи Николая Рубцова, местный  урдомский поэт Зайцев читал стихи на злобу дня.
В самом конце вечера весь зал встал и спел вместе с нами песню «Десятый наш десантный батальон», и многие женщины пели и плакали. Да и я сама чуть не плакала. Мне было невероятно жаль этих людей, живущих многие месяцы в невероятном напряжении, готовых вскочить в любой час и мчаться на защиту своей родной земли.
   Мы уезжали из Урдомы рано утром. А мои упрямые лесные сапоги (вещи, оказывается, тоже бывают одушевленными) все-таки опять «забылись» в квартире нашей хозяйки. Им, наверное, очень хотелось остаться там и защищать Шиес.
   Из поезда вышли в Вельске. Холодно, вдоль перрона длинная цепочка кустов акации. И вдруг среди голых ветвей неожиданно – крупные и нежные зелёные листочки. Один единственный куст не побоялся майского холода и зазеленел. Самый первый. Мы все сфотографировали отважный куст. «И среди деревьев есть свои зачинщики», - пошутил кто-то из нас. «Активисты» - поправили остальные.
 Мы ехали дальше и смотрели на небо. Оно было тем же самым, пасмурным, низким, северным небом. Но что-то внутри меня (да и всех нас) поменялось уже невозвратно и навсегда. Я понимала, что больше никогда не смогу жить спокойно. Не смогу спать спокойно.
  Пока строится полигон. Пока совершается чудовищное преступление против населения огромной области, против всех нас. Они хотят отравить питьевую воду в Северной Двине. Навсегда отравить нашу землю и наш лес.
Именно сейчас, в эти дни, решается наша судьба. И каждый из нас должен сделать выбор.