Тайная вечеря

Вадим Константинов 2
                Видно, библейским канонам
                Перечу я...

                Не уловив божью
                Суть...

                Только хочу я
                На "Тайную Вечерю"
                В ракурсе новом
                Взглянуть!..

                В лике Христа
                Вижу боль одиночества!..

                Но, значит, жребий
                Таков,
                Что должен быть,
                Как иного ни хочется,
                Он одинок!..
                Подтверждая пророчества...

                Даже средь учеников!..
                20.05.2019.

               
Она – гениальна, она – великолепна, ее автор – человек, на столетия опередивший свое время. Она – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тема картины знакома каждому, кто хоть раз читал Библию или просто знаком с ней. Иисус Христос собрал 12 апостолов и объявил о том, что один из них предаст его. Христиане, как известно, переживали в те годы не лучшие времена – их преследовали и распинали на крестах.

Сказать о том, что эта картина проста и написана сочетанием неярких серых красок и ярких одежд апостолов – недостаточно. «Тайная вечеря» - загадка, тревожащая многие умы. Все начинается с того, кто все-таки изображен на фреске, заказанной герцогом Сфорца для церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Надписи на копии в Лугано гласят, что если рассматривать ее слева направо, то вы увидите изображения Варфоломея, Якова-младшего, Андрея, Иуды, Петра, Иоанна, Фомы, Якова-старшего, Филиппа, Матфея, Фаддея и Симона Зелота.
 
Дальше начинаются загадки и домыслы. Первая из них – кто сидит по правую руку от Христа – Иоанн или женщина? Причем, если Сын Божий написан в ярко-красном одеянии, то его ученик одет в нежные тона. Такая контрастность олицетворяет извечный антагонизм мужского и женского начал. Интересно, что пространство между Иоанном и Иисусом имеет форму клина, а сами фигуры стилизованы под литеру М. Искусствоведы и историки считают, что это более чем прямой намек на связь Христа с Марией Магдалиной, а символ V всегда означал женское начало.

Еще один момент, о котором ведутся бесчисленные споры – наличие на картине руки, держащей нож, которую нельзя отнести ни к одному из персонажей.

Почему Фома поднимает палец? И Фома ли это? Исследователи пишут о том, что это – Иоанн Креститель. Но вот в чем вопрос – как мог оказаться на тайной вечере человек, чью голову преподнесли Ироду на блюде после танца Саломеи? Еще одна загадка «Тайной вечери» - личность апостола Фаддея, который никто иной, как сам да Винчи.

 
Примечательно, что все доводы и выводы по поводу творчества гениального да Винчи основаны на том, что он совершал грандиозные открытия и любил придавать мужчинам женственные очертания. Если посмотреть на Иоанна Крестителя, точнее на Фаддея, то еще Фрейд замечал, что очень уж этот святой напоминает альбиноса без волос.

Если присмотреться к столу, за которым сидит Христос с 12 апостолами, то вы увидите на нем вино и хлеб – обязательные элементы сегодняшнего католического причастия –по этой причине многие искусствоведы ставят картину на уровень иконы.

Идеальное расстояние для разглядывания фрески – 30 футов, а перспективы основаны на «божественной пропорции» (идеальные пропорции человеческого тела), которая проявилась в витрувианском человеке. Если пристально рассматривать картину, то в центре ее вы увидите Христа с разведенными руками, лежащими на столе – он образует треугольник, центральной точкой которого является арка, откуда льется свет.

«Тайная вечеря» наполнена глубоким психологизмом, потрясающим знанием человеческих характеров, которые можно рассматривать в контексте образов апостолов. «Один из вас предаст меня» - это одинаковая фраза для всех, но реакция на нее для каждого из последователей Иисуса разная, она отражается в первую очередь, в жестах фигур.

Начать следует с Иуды Искариота. Все, кто рисовал его до Леонардо утверждали одно – этот человек является злодеем. Он должен быть расположен поодаль от всех остальных и стать изгоем. Да Винчи эту традицию сломал. Объединив его с остальными учениками, он все же наполнил образ Иуды «сигналами» - предательские серебрянники в мешке и рассыпанная соль, которая означает угрозу.

Слова Христа докатились и до остальных участников тайной вечери – сидящие по левую руку люди объединены единым порывом. Филипп недоуменно смотрит на своего учителя – его слова вызвали у юноши шок, Яков-старший может лишь развести руками, а рука Фомы поднята вверх – он в очередной раз не верит.

Противоположные этой группе фигуры отделены от Иисуса небольшим расстоянием, но новость произвела впечатление и на них. Уродливый профиль предателя Иуды контрастирует с чистым ликом учителя и с прекрасным лицом женственного Иоанна (Марии Магдалены?). Петр шепчет на ему на ухо, чтобы тот узнал, кто предатель и хватается за меч, стремясь защитить Христа.

Головы трех остальных апостолов повернуты к Иисусу в немом вопрошании. Матфей вытянул руки к учителю, а голова его повернута к Фаддею, мужчине в возрасте, который, как надеется апостол, может дать хоть какое-то объяснение происходящему. Недоуменный жест Фаддея так же говорит о том, что слова Христа он слышит в первый раз. Крайние фигуры по обе стороны стола замыкают композиции фрески и, кажется, останавливают движение.

«Тайную вечерю» читают самым завершенным и самым популярным произведением да Винчи после «Джоконды». При этом, фреска не детализирована, не декорирована, она проста как сама жизнь. Фигуру Христа – символа самопожертвования во имя других апостолы окружают так, чтобы подчеркнуть ее значимость и величие. Леонардо разбивает всех персонажей на отдельные группы, подчеркивая пластику их движений. Примечательно, что небольшой стол практически пуст – это лишь заставляет смотреть только на образы апостолов людей всего мира на протяжении веков.